Что такое и для чего нужен силовой цилиндр
Гидравлический цилиндр – устройство, принцип работы, расчет усилия
Работоспособность многих видов силового оборудования как промышленного, так и бытового назначения обеспечивает такое устройство, как гидравлический цилиндр. Выступая в роли приводного двигателя возвратно-поступательного действия, такой механизм при минимальных затратах энергии обеспечивает полный цикл работы силового оборудования, используемого в строительстве, в различных отраслях промышленности, на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и в быту. Наибольшее распространение гидравлические цилиндры получили в качестве основного элемента оснащения прессового оборудования, активно используемого для решения различных задач.
Гидроцилиндр представляет собой объемный гидродвигатель, преобразующий энергию потока жидкости в механическую энергию
Конструктивные особенности и принцип действия
Конструкция любого гидравлического цилиндра включает в себя следующие элементы:
Несколько отличаются по конструкции плунжерные гидроцилиндры, в которых плунжер одновременно выполняет функции поршня и штока.
Схема гидравлического цилиндра
Принцип работы гидроцилиндра любого типа основан на оказании давления рабочей жидкости на поршень. В результате воздействия на поршень гидроцилиндра шток начинает совершать циклическую работу, передавая усилие на рабочий узел обслуживаемого устройством оборудования. Таким рабочим узлом, функционирование которого обеспечивает цилиндр гидравлический, в зависимости от типа и назначения оборудования может быть уплотняющая платформа, гибочный или прессующий механизм, а также устройство любого другого типа, обеспечивающее передачу усилия гидроцилиндра конечному получателю силовой энергии.
Устройство раздвижного гидравлического цилиндра
Поскольку усилие, создаваемое гидравлическим цилиндром, как уже говорилось выше, формируется за счет давления, оказываемого рабочей жидкостью на поршень, свойства данной жидкости оказывают значительное влияние на эффективность использования, технические и эксплуатационные характеристики самого цилиндра. В качестве рабочей жидкости для гидравлических цилиндров поршневого или плунжерного типа, как правило, используется специальное масло, которое должно отвечать определенным требованиям по целому ряду параметров:
- химическому составу и плотности;
- значениям температур, при которых рабочая жидкость сохраняет свои изначальные характеристики;
- склонности рабочей жидкости к развитию окислительных процессов.
Для приведения в действие гидравлических цилиндров различных типов и моделей рабочую жидкость в их внутреннюю камеру нагнетают при помощи ручного или электрического насоса.
Основные разновидности
Различные типы гидравлических цилиндров выделяют по целому ряду параметров. Так, в зависимости от числа положений, которые может занимать шток устройства, оно может быть:
В зависимости от характера хода поршня и штока различают следующие виды гидроцилиндров:
- одноступенчатые устройства;
- гидроцилиндры телескопического типа.
Принцип действия гидроцилиндров различного типа
Телескопическое устройство одностороннего типа или телескопический гидроцилиндр двухстороннего действия применяют в тех случаях, когда необходимо, чтобы величина вылета штока превышала длину корпуса гидравлического цилиндра. Гидроцилиндр телескопического типа состоит из нескольких цилиндров, которые вложены один в другой, при этом корпус каждого последующего из таких цилиндров является штоком предыдущего.
В зависимости от того, в скольких направлениях действует рабочая жидкость гидравлического цилиндра, это может быть:
- гидроцилиндр одностороннего действия;
- устройство с двухсторонним штоком.
Гидроцилиндры с двухсторонним штоком ЦГ1 и ЦГ2, предназначенные для монтажных работ и проведения спасательных операций
Рабочая жидкость в гидравлических цилиндрах одностороннего действия действует на поршень только в одном направлении. Для выполнения обратного действия с односторонним штоком, то есть осуществления его движения в обратном направлении, используются пружинные элементы. Применение возвратной пружины в конструкции гидравлических цилиндров одностороннего действия приводит к тому, что они создают меньшие усилия, чем двусторонние гидроцилиндры, поршням которых не приходится преодолевать силу упругости пружинного элемента.
Конструктивная схема гидравлических цилиндров двухстороннего действия разработана таким образом, что рабочая жидкость оказывает воздействие сразу на две противоположно расположенные плоскости. Одной из модификаций гидроцилиндра двухстороннего действия является устройство, оснащенное сразу двумя штоками, располагаемыми с противоположных сторон поршня. Схема подключения гидравлического цилиндра двухстороннего действия предусматривает, что одна часть его внутренней камеры соединяется с напорной магистралью гидравлической системы, а вторая – со сливной.
Схема гидроцилиндра двухстороннего действия
При использовании двухстороннего гидравлического цилиндра, оснащенного одним штоком, следует учитывать тот факт, что такое устройство при движении поршня в прямом направлении создает большее усилие, чем при обратном движении. Объясняется это тем, что площади рабочих плоскостей поршня со стороны расположения штока и с его обратной стороны различаются, соответственно, при воздействии рабочей жидкости на эти плоскости создается давление различной величины.
Устройство гидроцилиндра может предусматривать наличие специального механизма, отвечающего за торможение штока. В зависимости от наличия или отсутствия такого механизма в конструкции среди гидравлических цилиндров выделяют устройства с торможением и без него.
Традиционная конструкция гидроцилиндра с торможением в конце хода
Разделение гидравлических цилиндров на разные виды осуществляется и в зависимости от типа основного рабочего элемента, который использован в их конструкции. Так, выделяют:
- плунжерный гидроцилиндр;
- устройство, которое работает за счет установленной в нем мембраны;
- гидроцилиндр сильфонного типа;
- гидроцилиндр поршневого типа, который, как уже говорилось выше, может быть оснащен одним или двумя рабочими штоками.
Конструктивное исполнение оказывает непосредственное влияние на характеристики гидравлических цилиндров. Это следует учитывать при подборе таких устройств для оснащения оборудования определенного назначения.
Цилиндр вытяжной гидравлический JTC, развивающий усилие в 10 тонн
Основные характеристики
Осуществляя подбор гидроцилиндра, следует ориентироваться на его параметры, которые можно разделить на две основные группы:
- характеризующие силовой потенциал гидравлического цилиндра;
- относящиеся к конструктивным особенностям устройства.
С точки зрения силового потенциала важнейшим параметром гидравлического цилиндра является создаваемое им усилие. Различные модели гидравлических цилиндров, предлагаемых на современном рынке, способны создавать давление, значение которого варьируется в диапазоне от 2 до 50 тонн, при этом минимальные усилия (до 10 тонн) создают односторонние гидроцилиндры, а максимальные – двухсторонние.
Гидроцилиндры выпускаются с гравитационным, гидравлическим или с пружинным возвратом штока, а также с фиксирующей гайкой
Зная размеры гидроцилиндров, а также давление, которое оказывает рабочая жидкость на их поршень, можно выполнить расчет усилия, создаваемого на штоке. Для того чтобы выполнить расчет гидроцилиндра с целью определения усилия, создаваемого штоком, достаточно перемножить значения давления рабочей жидкости и площади поршня, на которую она воздействует. При выполнении таких расчетов важно учесть потери на трение, для чего используется специальный коэффициент, который подставляется в используемую формулу.
Расчет основных параметров гидроцилиндра
Чтобы определить геометрические параметры выбираемого устройства, не обязательно изучать чертежи гидроцилиндра, для этого достаточно разобраться в его маркировке. Так, маркировка гидроцилиндров, требования к которой оговариваются положениями соответствующего ГОСТа, содержит информацию о следующих геометрических параметрах:
- диаметре рабочей поверхности поршня;
- диаметре и ходе штока насоса.
Кроме того, маркировка гидроцилиндров содержит сведения о:
- конструктивном исполнении насоса;
- типе устройства (одно- или двухстороннего действия).
Ориентируясь на обозначения гидроцилиндров, можно также определить, для каких климатических условий предназначена та или иная модель.
Маркировка поршневых гидроцилиндров по ОСТ 22-1417-79
Эффективность работы гидравлического цилиндра обеспечивается не только его конструктивным исполнением и техническими параметрами, но и характеристиками элементов гидравлической системы, работающей в связке с таким устройством. Гидроцилиндр, состоящий из рабочей камеры, поршня и штока, нуждается в подаче рабочей жидкости в требуемом объеме и под определенным давлением, степень чистоты и другие характеристики которой должны соответствовать определенным требованиям.
Соблюдение таких требований обеспечивают элементы гидравлических систем, выбору и техническому обслуживанию которых, как и выбору самого гидравлического цилиндра, следует уделять особое внимание.
Силовые цилиндры
В раздельно-агрегатных гидромеханизмах применяют силовые цилиндры двухстороннего действия с регулируемым ходом поршня на втягивании штока в цилиндр.
Показатели
Марки цилиндров
Ц55
Ц75
Ц90
Ц100
Ц110
Ц125
Ц140
и головке шатуна, мм
Основной и выносной цилиндры устроены одинаково и различаются только размерами, ходом поршня и грузоподъемностью. В зависимости от положения золотника распределителя движение рабочей жидкости в цилиндре будет осуществляться в следующем порядке.
При нейтральном положении золотника распределителя рабочая жидкость находится в запертом состоянии, так как подпоршневая и надпоршневая полости не соединяются с напорной или сливной магистралями распределителя. При этом поршень может быть заперт в любом месте по длине цилиндра между крайними положениями, ограниченными крышками цилиндра.
Рис. Схема работы цилиндра при подъеме машины: а — канал штуцера с замедлительным клапаном; б — канал сливной магистрали; в — подпоршневая полость; г — надпоршневая полость.
Если золотник находится в положении «Подъем» и шток выходит из цилиндра, тогда рабочая жидкость под напором поступает через рукав высокого давления в левый штуцер передней крышки, свободно проходя через замедлительный клапан в канал а, и в случае нахождения клапана регулировки хода поршня в своем гнезде (канал заперт) отодвигает клапан и свободно попадает в маслопровод цилиндра, а затем в подпоршневую полость в. При этом под давлением рабочей жидкости поршень перемещается в сторону передней крышки, а рабочая жидкость из надпоршневой полости г вытесняется в канал б и далее в сливную магистраль распределителя. Поршень перемещается до упора в переднюю крышку. После этого происходит резкое повышение давления до 11—12,5 МПа (110—125 кгс/см2) в нагнетательной магистрали распределителя, в результате чего срабатывает устройство автоматического возврата золотника и золотник возвращается в нейтральное положение. После этого обе полости в и «г» цилиндра заперты.
Рис. Схема работы цилиндра при принудительном опускании машины: 1 — клапан порпшя; 2 — подвижный упор.
При положении золотника «Принудительное опускание» рабочая жидкость под давлением поступает по каналу б в надпоршневую полость г цилиндра. Под давлением рабочей жидкости поршень перемещается в сторону задней крышки.
Жидкость, находящаяся в подпоршневой полости в, вытесняется в маслопровод цилиндра и по каналу а выходит через левый штуцер передней крышки, испытывая сопротивление со стороны замедлительного клапана, что обеспечивает соответствующее замедление поршня в сторону задней крышки, а следовательно, и плавное опускание навесной машины. Поршень продолжает движение до момента упора штока в заднюю крышку, если подвижной упор находится на штоке в крайнем верхнем положении. После упора штока в заднюю крышку происходит повышение давления в нагнетательной магистрали до 10—11 МПа и срабатывает устройство автоматического возврата золотника, следовательно, золотник возвращается в нейтральное положение. После этого обе полости в и г цилиндра заперты. При принудительном опускании поршня клапан 1 находится в своем гнезде и не препятствует выходу рабочей жидкости из подпоршневой полости через канал а. При установке подвижного упора 2 на штоке в нужном месте во время принудительного опускания поршня упор нажмет на конец хвостовика клапана, который переместится вниз, где будет усилием вытесняемой жидкости прижат к выточке в передней крышке, т. е. клапан запрет подпоршневую полость цилиндра в. В этом случае произойдет повышение давления до 11—12,5 МПа и золотник возвратится в нейтральное положение, а обе полости цилиндра будут заперты.
При плавающем положении золотника его пояски перекрывают доступ рабочей жидкости из напорной магистрали к обоим отводным штуцерам, а обе полости в и г цилиндра соединяются со сливной магистралью через распределитель, следовательно, и с баком. В связи с этим поршень может перемещаться в сторону верхней или нижней крышки («плавать» в цилиндре), но не за счет давления рабочей жидкости, а только за счет изменяющегося сопротивления рабочих органов машины, передающегося на шток поршня. При плавающем положении поршня рабочая жидкость вытесняется из одной полости цилиндра и заполняет другую или наоборот.
Рис. Схема работы цилиндра двустороннего действия при плавающем положении
Плавающее положение используется для опускания навесной машины из транспортного в рабочее положение и при работе трактора в агрегате с навесными машинами, оборудованными опорными колесами, что дает возможность рабочим органам машины копировать неровности поля при обработке.
Силовой цилиндр двухстороннего действия может быть использован как одностороннего действия, когда требуется только подъем навесной машины в рабочее положение, а опускание происходит под действием собственной массы. Для этого необходимо снять рукав высокого давления, соединяющий надпоршневую полость силового цилиндра и распределитель. На место снятого рукава необходимо установить на цилиндре сапун, а на распределителе — заглушку.
Рис. Схема работы двухстороннего цилиндра как одностороннего действия: 1 — корпус сапуна; 2 — шплинт; 3 — шайба ; 4 — набивка.
Силовые цилиндры Ц140 применяют в задних подъемно-навесных устройствах тракторов К-700 и Т-130. Диаметр поршня цилиндра Ц140 равен 140 мм, а ход поршня 400 мм (К-700) и 250 мм (Т-130).
Рис. Силовой цилиндр Ц140: 1 — крышка задняя; 2, 15 и 19 — резиновые уплотнительные кольца соответственно: маслопровода цилиндра, передней и задней крышек; 3, 14 и 18 — защитные кожаные шайбы соответственно: маслопровода цилиндра, передней и задней крышек; 4 — шайбы маслопровода; 5 — поршень; 6 — маслопровод; 7 — крышка передняя; 8 — клапан регулировки хода поршня; 9 — упор подвижной; 10 — масленка; 11 — головка штока; 12 — скребок; 13 — манжета; 16 — корпус; 17 — шток; 20 и 25 — гайки; 21 — шарнир; 22 — клапан замедлительный; 23 — штифт для опоры шайбы; 34 — шайба
В переднем навесном устройстве трактора Т-130 установлены два силовых цилиндра с диаметром поршня 100 мм и ходом 730 мм. В системе поворота трактора К-700 применено два цилиндра диаметром поршня 125 мм и ходом 400 мм.
Рис. Цилиндр поворота трактора К-700: 1 — коробка клапанная; 2 — запорный клапан; 3 — маслопровод; 4 — корпус цилиндра; В — крышка передняя; 6, 18, 21, 23 и 26 — кольца уплотнительные резиновые; 7, 17, 20 и 26 — шайбы защитные кожаные; 8 — манжета; 9 — скребок; 10 — шток с головой; 11 — шпилька; 12 — клапан предохранительный; 13 — толкатель; 14 — шарнир шаровой; 15 — крышка задняя; 16 — шайба пружинная; 19 — шайба маслопровода ; 22 — поршень; 24 — гайка с фрикционной шайбой; А и Б — штуцера для подвода и отвода рабочей жидкости.
Цилиндр поворота трактора К-700. Этот силовой цилиндр двухстороннего действия состоит из корпуса 4, закрытого с торцов задней 15 и передней 5 крышками, поршня 22 со штоком 10, маслопровода 3 и клапанной коробки 1. Клапанная коробка 1 крепится к задней крышке четырьмя винтами. В ней находятся запорные клапаны 2, предохранительный клапан 12 и штуцеры А и Б для подвода и отвода рабочей жидкости. Маслопроводы клапанной крышки соединены с подпоршневой полостью и маслопроводом цилиндра с помощью сверлений в задней крышке.
Запорные клапаны 2 запирают рабочую жидкость в полостях цилиндра, которая препятствует перемещению поршня 22 под действием внешних сил. При нагнетании рабочей жидкости в одну из полостей цилиндра запорный клапан 2 под давлением жидкости открывается и за счет повышения давления в нагнетательной магистрали перемещается толкатель 13 и открывает запорный клапан другой полости, благодаря чему рабочая жидкость выходит из этой полости цилиндра.
Предохранительный клапан 12 отрегулирован на давление 13 МПа (130 кгс/см2) и предназначен для предохранения цилиндра от давлений рабочей жидкости свыше 13 МПа. В передней крышке 5 цилиндра размещены уплотнительное круглое кольцо 6 с защитными шайбами 7, манжета 8 и скребок 9. Манжета и скребок зажаты пластиной с помошью винтов к торцу передней крышки.
Поршень 22 уплотнен в цилиндре с помощью круглого уплотнительного кольца 21 с защитными кожаными шайбами 20, которые не позволяют кольцу выдавливаться в зазор. Соединение штока и поршня уплотнено также круглым резиновым кольцом 23. Поршень 22 зажат на штоке с помощью гайки 24 с фрикционной шайбой. Корпус 4, крышки 5 я 15 стянуты между собой шпильками.
На тракторе К-700 установлено два цилиндра поворота. Диаметр поршня равен 125 мм, а ход — 400 мм.
Рис. Силовой цилиндр Ц125: 1 — задняя крышка с бугелем; 2 — гайка с фрикционной (фибровой) шайбой; 3 — корпус цилиндра; 4 — поршень; 5 — уплотнение соединения поршня и штока; 6 — манжетное уплотнение поршня; 7 — маслопровод цилиндра; 8 — шток; 9 — передняя крышка цилиндра; 10 — уплотнение штока; 11 — резино-пластмассовые чистики; 12 — стяжные винты; 13 — уплотнение передней крышки; 14 — фланец; 15 — резиновое уплотнение поршня; 16 — винты крепления крышки бугеля.
Гидроцилиндр Ц125. Елецкий завод тракторных гидроагрегатов разработал новый силовой цилиндр Ц125, предназначенный для навесной системы тракторов Т-150 и Т-150-К. Цилиндр Ц125 состоит из корпуса 3 с приваренными к нему электродуговым способом в среде углекислого газа задней крышки 1 и фланца 14, поршня 4 со штоком 8, передней крышки 9 и маслопровода 7, с приваренными к нему кронштейнами-держателями. Поршень 4 крепится на штоке 8 гайкой 2 с фибровыми кольцами, завальцованными в резьбу между гайкой и штоком, которые предохраняют от самоотвинчивания. Маслопровод 7 крепится винтами к соответствующим лыскам крышек цилиндра. Места соединения уплотнены круглыми резиновыми кольцами.
Передняя крышка крепится к цилиндру с помощью стяжных винтов 12. Она уплотнена в корпусе цилиндра резиновым кольцом 13. Для удобства монтажа на тракторе бугель задней крышки сделан разъемным. Обе половины бугеля стягиваются винтами 16. Конструкция этого силового цилиндра отличается от выпускаемых ранее тем, что он сварной и можно снять только одну переднюю крышку. Цилиндр не имеет клапана регулировки хода поршня, но может быть снабжен гидрозамком для фиксации навесных машин в транспортном положении.
Цилиндр силовой ГУР: простое управление тяжелой техникой
В современных грузовиках, автобусах и тракторах используется гидроусилитель руля, в котором в качестве силового элемента выступает гидравлический цилиндр. О том, что такое силовой цилиндр ГУР, как он устроен и работает, а также о существующих видах цилиндров, их обслуживании и ремонте читайте в статье.
Устройство гидроусилителей руля с силовым цилиндром
Гидроусилитель руля значительно облегчает управление транспортным средством, поэтому данная система сейчас есть практически на каждом новом легковом и грузовом автомобиле, автобусе, тракторе и другой технике. Однако на разных типах транспорта используются неодинаковые по устройству ГУР, в частности — на грузовики, тракторы и автобусы сегодня чаще устанавливаются усилители, в которых в качестве силового элемента выступает гидравлический цилиндр.
Почему именно силовой цилиндр? Все довольно просто: применение гидроцилиндра позволяет значительно увеличивать рулевое усилие на колесах, что дает возможность легко и безопасно управлять тяжелой техникой в сложных условиях. А значит, гидроцилиндр на такой технике снижает утомляемость водителя или тракториста, помогает эффективнее выполнять работу и минимизирует вероятность аварий и иных чрезвычайных ситуаций, связанных с рулевым управлением.
ГУР с силовым цилиндром в общем случае имеет несложное устройство. В состав усилителя входят рулевая колонка с рулевым колесом, рулевой механизм той или иной системы (обычно с двумя рабочими парами — винт-гайка на циркулирующих шариках, и гайка-сектор), клапан управления ГУР, насос усилителя, бачок с рабочей жидкостью, система трубопроводов и, собственно, силовой гидравлический цилиндр.
Гидроусилитель с применением цилиндров стал активно применяться с 1960-х годов, он ставился уже на первые ГАЗ-66, цилиндры несколько иной конструкции также использовались на КрАЗ-255. В последствии ГУР с силовым цилиндром стали устанавливаться на все грузовые автомобили ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, «Урал», КАМАЗ и другие, на колесные тракторы МТЗ («Беларус»), автобусы ПАЗ и другие. Однако на автомобилях ЗИЛ и некоторых других гидроусилитель руля все еще реализуется в составе рулевого механизма и силовые цилиндры в них не применяются.
Устройство и работа силового цилиндра ГУР
В ГУР находят применение обычные гидравлические цилиндры двустороннего действия — такие цилиндры позволяют наиболее просто построить усилитель и обладают высокой эффективностью. Устроен стандартный цилиндр ГУР просто.
Основу цилиндра составляет трубчатый корпус, с одной стороны закрытый герметичной пробкой, а с другой — головкой, через осевое отверстие которой пропущен шток. На глухом конце цилиндра располагается проушина или шаровой шарнир, шток также может заканчиваться шаровым шарниром или просто резьбой с гайкой. Внутри цилиндра находится поршень, соединенный со штоком. На поршне предусмотрено одно или несколько уплотнительных колец, обеспечивающих герметичность образуемых полостей. По бокам корпуса цилиндра, на его боковой поверхности, выведены два штуцера (они обычно поворотные) для подвода и отвода рабочей жидкости.
Работает такой гидравлический цилиндр и ГУР в целом несложно. При повороте руля в любую из сторон срабатывает клапан ГУР, который обеспечивает подачу рабочей жидкости в одну полость цилиндра и отвод жидкости из другой полости. В этом случае под действием возрастающего давления поршень цилиндра движется и соединенный с ним шток толкает (или наоборот тянет) поперечную рулевую тягу или непосредственно рулевой рычаг поворотного кулака одного из колес — под действием этой силы колесо поворачивается с приложением минимума сил к рулю. При повороте рулевого колеса в обратную сторону потоки рабочей жидкости перераспределяются и колеса поворачиваются в другую сторону. А при остановке руля в любом положении рабочая жидкость прекращает свою циркуляцию по системе ГУР, поршень цилиндра никуда не движется, и колеса фиксируются в том или ином положении — такая работа обеспечивается особым устройством клапана.
Необходимо отметить, что в различных транспортных средствах в состав ГУР могут входить дополнительные элементы (выполняющие предохранительные или регулирующие функции), однако в целом это не изменяет описанную выше работу усилителя руля.
Типы цилиндров ГУР и способы их установки
Как уже было сказано, в ГУР используются силовые цилиндры двустороннего действия, которые у разных транспортных средств отличаются объемом и расположением шарниров или других крепежных элементов. Чаще всего используется три типа цилиндров:
• С шаровым шарниром на цилиндре и гайкой на штоке;
• С шаровыми шарнирами на цилиндре и штоке;
• С проушиной на цилиндре и шаровым шарниром на штоке.
Что касается способов установки силового цилиндра, то здесь чаще всего применяется две схемы:
• Установка цилиндра между балкой моста и рулевым рычагом поворотного кулака колеса;
• Установка между балкой моста и поперечной рулевой тягой.
Обычно цилиндр своим корпусом (через проушину или шарнир) монтируется на балку моста или на картер редуктора (в случае ведущего переднего моста) с помощью кронштейна. Шаровой шарнир при этом обеспечивает нормальную работу цилиндра при движении автомобиля по неровностям дороги и при повороте колеса (так как в этом случае ось цилиндра смещается). Шток цилиндра может монтироваться на поперечную тягу (через кронштейн) или непосредственно крепиться к рычагу поворотного кулака колеса.
Во всех случаях шток или пальцы шаровых шарниров монтируются к своим кронштейнам с помощью гаек, которые контрятся с помощью шплинта. Такое решение обеспечивает высокую надежность работы всего механизма независимо от вибрационных и иных нагрузок.
В большинстве автомобилей и тракторов используется только один силовой цилиндр ГУР — его вполне хватает для решения поставленных перед техникой задач. Однако во многих тракторах МТЗ на одной балке моста используется сразу два гидроцилиндра, каждый из которых поворачивает свое колесо. Также два цилиндра устанавливается и на грузовые автомобили с двумя передними осями (КАМАЗ-65201, КАМАЗ-6540, МАЗ-6516, Hyundai HD 370, Xcient и другие) — по одному цилиндру на каждую управляемую ось.
Вопросы обслуживания и ремонта гидроцилиндров ГУР
Гидравлические силовые цилиндры ГУР имеют простую конструкцию, поэтому обладают надежностью и долговечностью, они нуждаются в минимальном уходе и могут надежно работать на протяжении всего срока службы усилителя.
При проведении ТО уделяется внимание герметичности цилиндра, его осматривают на предмет утечек, а также проверяется состояние его деталей. При обнаружении трещин в штоке, деформации штока или глубоких вмятин на корпусе цилиндра следует произвести замену всего цилиндра, так как данные неисправности могут привести к затруднению управления автомобилем и скорому выходу ГУР из строя. При каждом ТО-1 обычно производится осмотр и затяжка всех крепежных элементов цилиндра, а также смазка шарниров консистентной смазкой.
При регулярном осмотре и обслуживании, а также при грамотной эксплуатации рулевого управления автомобиля цилиндр ГУР будет служить долго, на протяжении многих лет обеспечивая надежное и легкое управление тяжелым автомобилем, трактором или автобусом в любых условиях.
Силовые цилиндры;
Силовой цилиндр представляет собой гидравлический двигатель,
преобразующий энергию потока жидкости в механическую энергию
поршня, совершающего возвратно-поступательное движение относитель-
но корпуса цилиндра. Силовые цилиндры используются в навесных
гидравлических системах для подъема и опускания навесных, полуна-
весных орудий и рабочих органов гидрофицированных машин, а также
для некоторых других целей.
Цилиндры разделяют на основные и выносные. Основные устанав-
ливаются на навесных устройствах, выносные — непосредственно на
полунавесных и прицепных гидрофицированных машинах.
По направлению принудительного движения поршня различают ци-
линдры двухстороннего и одностороннего действия. У первых рабочая
жидкость подается попеременно в обе полости при переключении золот-
ника распределителя из одного рабочего положения в другое. У вторых
рабочая жидкость подается только в одну полость, а противоположная
полость сообщается с атмосферой через сапун. В гидросистемах трак-
торов преимущественно используются цилиндры двухстороннего дей-
ствия.
Цилиндр состоит из корпуса 11 (рис. 286, а), крышек 10 и 12,
скрепленных болтами, поршня 8 со штоком 7, каналов с ограничитель-
ным клапаном 4.
Шток 7 проходит через верхнюю крышку 12 с уплотнительными
резиновыми кольцами и набором чистиков 13 — стальных пластин, очи-
щающих шток от грязи. Вилка 1 на конце штока служит для его соеди-
нения с подъемным рычагом навесного устройства или рычажным
устройством на гидрофицированном орудии. На вилке 1 размещен пере-
движной упор 2. Кронштейном нижней крышки 10 цилиндр связан с
нижней осью навесного устройства или местом крепления на орудии.
К каналам верхней крышки присоединены трубопроводы, идущие от
распределителя. При подъеме орудия поток жидкости по шлангу и кана-
лам крышки 12 и трубке 6 поступает в полость Б. Из полости А жид-
кость вытесняется поршнем 8 по трубопроводу в распределитель и да-
лее в бак.
При опускании орудия жидкость от распределителя по шлангу и
каналам крышки 12 нагнетается в полость Л, а из полости Б через рас-
пределитель вытесняется в бак. Движение жидкости продолжается до
тех пор, пока упор 2 не надавит на ограничительный клапан 4
(рис. 286, б), который перекроет путь на слив. Давление в системе воз-
растает, и золотник распределителя возвратится в нейтральное положе-
ние, прекращая подачу жидкости в цилиндр.
Клапан 4 позволяет бесступенчато регулировать ход поршня при
втягивании штока от 20 мм до максимально возможного — в соответст-
вии с размером цилиндра (110, 200, 250 мм). Регулировку ведут переме-
щением подвижного упора 2 на штоке 7. Клапан используется при пози-
ционном регулировании глубины хода рабочих органов машины при
работе с навесными ямокопами, погрузчиками, с гидрофицированными
прицепными культиваторами и сеялками.
В штуцере трубопровода цилиндра установлен пластинчатый замед-
ляющий клапан (рис. 286, в), который предназначен для уменьшения
скорости движения штока цилиндра под действием силы тяжести орудия
при его опускании. Плавное опускание орудия исключает удар его о
землю. Клапан состит из корпуса 16, в котором помещена шайба 15,
имеющая звездообразную форму и дроссельное отверстие в середине.
Перемещение шайбы ограничивается с одной стороны буртом корпуса,
а с другой — тремя штифтами 14, запрессованными в корпус. Во время
опускания орудия жидкость вытесняется из подъемной полости цшшнд-
Рис.286. Силовой цилиндр:
а— силовой цилиндр; б— схема работы ограничительного клапана; в— схема работы замедли-
тельного клапана; / — опускание орудия; 11—подъем орудия; / — вилка; 2— упор; 3. 5, 9 —кана-
лы; 4— ограничительный клапан; 6— трубка; 7 —шток; 8 — поршень; 10, 12— крышки; 11 —
корпус цилиндра; /5 — чистнки; 14— штифты; 15— щайба; 16— корпус замедляющего клапана;
Л, В —полости силового цилиндра.
ра и прижимает шайбу 15 к бурту корпуса; проходное сечение для жид-
кости ограничивается дроссельным отверстием шайбы. Движение штока
затормаживается (/). Когда поток жидкости идет в обратном направ-
лении (при подъеме орудия), шайба прижимается к штифтам,
образуя увеличенное проходное сечение за счет своих наружных вы-
резов (11).
Для тракторов различных марок выпускаются силовые цилиндры
шести типоразмеров: Ц-55, Ц-90, Ц-100, Ц-110, Ц-120 (Ц—цилиндр,
число- внутренний диаметр цилиндра в миллиметрах).