Поливомоечная машина ПМ-130Б: технические характеристики, устройство, фото
Поливомоечная машина ПМ-130Б: технические характеристики, устройство, фото
БГТУ им. В.Г. Шухова. Кафедра подъёмно-транспортных и дорожных машин. Курсовая работа по дисциплине » Гидравлика и гидропневмопривод» . На тему : «Модернизация машины для содержания автодорог в летнее время года. Поливомоечная машина». Белгород 2015.
В данной работе отражены общие сведения о поливомоечных машинах, два патента, модернизирующие рабочее оборудование и один патент по модернизации гидросхемы. Графическая часть содержит общий вид машины ПМ-130 лист формата А3 и гидросхема лист формата А3. 39 страниц пояснительной записки, содержащей 39 страниц.
Краткая техническая характеристика машины ПМ-130БВместимость цистерны, л….. 6000Ширина обрабатываемой полосы, м: при мойке . . . . . . . ….. до 8 при поливке ….. . . . . . 15…18Расход воды, л/м2: при мойке……………….. 0,8…1 при поливке……………..0,2…0,3Рабочая скорость, км/ч: при мойке…….. ………..10 при поливке…………….. 20Габариты с поливомоечным оборудованием, мм: длина……… …………..6710 ширина……… ………..2420 высота……………………. 2350Наибольшая высота сдвигаемого снега, м . . . . .0,5Ширина обрабатываемой полосы при снегоуборке, м: плугом……………………. 2,5 щеткой……………………. 2,3Транспортная скорость, км/ч . . . . . до 35Габариты с плужно-щеточным оборудованием, мм: длина…………………… 7720 ширина ……………….. 3000 высота………………….. 2350Базовое шасси . . . . . . .. ЗИЛ-13076
Состав: ПМ-130 общий вид, гидросхема, ПЗ
Софт: AutoCAD 2015
Поливомоечная машина КО-806 на базе КамАЗ-43253: технические характеристики, устройство, фото
Городское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в постоянном снабжении новыми машинами и техникой. Это связанно с высокой нагрузкой, которую испытывают эксплуатируемые устройства. Не последнее место в этом ряду занимают поливомоечные машины.
Поливомоечные машины КО-806 на базе КамАЗ 43253
Поливомоечная машина КО-806 выпускается силами Мценского завода коммунального машиностроения. Это предприятие было основано в 1956 году и сейчас является одним из самых технически совершенных заводов страны. Продукция не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но и большими объёмами экспортируется за рубеж.
Поливомоечная техника на базе КАМАЗ 43253 представляет собой многофункциональную машину, которая оборудована системами для полива и чистки дорог, для разбрасывания пескосоляной смеси, для обслуживания канализационных и водопроводных сетей, для полива растений и забора воды, для пожаротушения.
Модель КО-806 имеет широкие сферы применения:
- Поливка и мойка дорожного полотна.
- Разбрасывание пескосоляной смеси.
- Уборка снега при помощи щётки и грейдера.
- Обслуживание систем трубопровода и канализации.
- Тушение пожаров.
- Поливка деревьев, газонов, клумб.
Устройство
Поливомоечная машина укомплектована набором оборудования для выполнения целого комплекса операций. Однако она имеет базовую рабочую систему. Основными элементами её является цистерна, выполненная из металла, или пластиковый бак. Емкость внутри разделена на несколько отсеков, которые имеют между собой сообщение. Соединения выполнены при помощи трубопроводов, фильтров, насосов. Данная конструкция монтируется на шасси КАМАЗ. Обязательное требование к базе — усиленные рессоры, которые способны выдержать вес заполненной цистерны.
Когда вода проходит внутри ёмкости через трубопровод и фильтр, она попадает в насос. Это устройство создаёт необходимое давление, которое продвигает воду к подающим трубопроводам. Машина работает в зависимости от того, какой выбран режим и какое оборудование установлено в настоящий момент на технике.
Фото поливомоечной машины КО-806 на базе КамАЗ-43253
Особенности эксплуатации
Поливомоечная техника на базе КАМАЗ рассчитана на эксплуатацию при температуре не ниже минус 30 градусов. Для нее характерно круглогодичное применение. Летом при помощи специальных режимов техника КО-806 способна обеспечить полив дорожного полотна водой, подметание обочин специальной щёткой. Большой объём цистерны позволяет перевозить воду и поливать растения, газоны и деревья в городских парках и скверах. В комплекте специальных насадок есть разъёмы, применяемые для тушения пожаров, поэтому поливомоечная техника нередко состоит в распоряжении пожарных частей.
Эксплуатация в зимний период заключается в возможности подметания дорожного полотна от снежных осадков, грейдирования обочин от снежных заносов, а также разбрасывания пескосоляной смеси и других антиобледенительных составов и веществ, в том числе и жидких.
Проделав ряд нехитрых операций, поливомоечная машина комплектуется специальной платформой для транспортировки убранного снега или других материалов, которые обладают сыпучей консистенцией.
Технические характеристики
Технические характеристики поливомоечной машины на базе КамАЗ-43253:
Поливомоечная машина МК-6 на 6000 л: технические характеристики, устройство, фото
Для поддержания городских улиц в надлежащем состоянии, особенно в летний период, когда запыленность дорог очень высокая, в коммунальных хозяйствах города используется поливомоечная техника. Сейчас самыми распространенными видами поливомоечной техники являются шасси грузовых авто с установленным соответствующим оборудованием.
Поливомоечная машина МК-6 (6000 л)
Производителей техники для коммунальных хозяйств достаточно много, одним из таковых является чешская фирма Kobit. В составе ее продукции есть разные версии техники такого направления, в том числе и поливомоечные машины.
Одной из самых распространенных моделей поливомоечных машин производства Kobit является модель МК-6.
Назначение, достоинства
Предназначена данная машина для проведения моечных и очистных работ с дорожным полотном в условиях города, а также для полива клумб и газонов.
Преимуществ данной машины – достаточно. Объем ее цистерны для воды является одним из самых оптимальных. Закачка воды в цистерну производится как от внешней подачи – для этого цистерна оснащена горловиной для закачки воды, так и есть возможность закачки воды при помощи насоса самой машины.
Помимо полива дорожного покрытия МК-6 еще и осуществляет очистку поверхности при помощи щетки. При этом поверхность дороги смачивается перед щеткой с помощью сопел для смыва. Имеются также и боковые сопла, которыми производиться только, полив дороги или клумб.
К недостаткам данной техники можно отнести только сравнительно узкий перечень работ, которые выполняет данная техника – только полив и очистка. В зимнее время МК-6 является невостребованным.
Фото поливомоечной машины МК-6 на 6000 л
Устройство
Для установки поливомоечного оборудования компания Kobit выбрала шасси автомобиля Mercedes-Benz Atego 815. Грузоподъемность данного двухосного грузовика является полностью подходящей.
На раму авто установлена цистерна объемом 6000 л. Для заправки от источника с внешней подачей воды у цистерны предусмотрена большая горловина сверху. Справа у цистерны предусмотрены выходы подсоединения трубопроводов для закачки воды при помощи машины, а также для осуществления полива клумб без использования сопел. Возле этих выходов также закреплен шланг, входящий в комплект машины.
Закачка и подача воды на сопла или трубопроводы производится мощным водяным насосом с гидравлическим приводом. Впереди машины под бампером расположены сопла бокового полива. Также впереди закреплена фронтальная щетка. Все операции со щеткой осуществляются гидроприводом. На нее также закреплены сопла для смыва.
Управление всеми рабочими элементами МК-6 производиться при помощи электронного пульта, установленного в кабине.
Принцип работы
Принцип работы поливомоечной машины МК-6 на 6000 л. довольно прост. При заправке водой от внешнего источника, у цистерны открывается горловина, через которую она и заполняется. При заправке не от внешнего источника, к боковому выходу подсоединяется идущий в комплекте шланг, конец которого опускается в емкость с водой. Далее включается привод насоса, и он закачивает в цистерну воду.
Полив и очистка дорожного полотна производиться так: водитель при помощи пульта управления опускает щетку, и включает ее привод. Параллельно он включает в работу водяной насос, который по трубопроводам подает воду на сопла, установленные на щетке.
Если требуется только полив, водитель включает подачу на боковые сопла, которые распыляют воду по бокам автомобиля.
Технические характеристики
Технических характеристик, которые предоставляет изготовитель по поливомоечной машине МК-6, не так уж и много, и приведены они в таблице:
Технические характеристики поливомоечной машины МК-6 объемом 6000 л.:
Поливомоечная машина: что она собой представляет?
Впервые поливомоечные машины начали использовать несколько десятков лет назад. Из обыкновенных цистерн вода направлялась самотеком в специальные распылительные сопла. Таким образом, данная техника являлась увлажняющей, а не поливомоечной. Однако все изменилось в середине 20-х годов прошлого столетия. Именно тогда поливомоечные машины начали оснащать пожарными насосами. Благодаря этому водные стрелы направлялись на довольно серьезное расстояние.
Зачем нужна поливомоечная машина
Современное поливомоечное оборудование, которое монтируется на грузовых автомобилях, используется для уборки городских дорог. Кроме того, данная техника предоставляет возможность существенно уменьшить уровень запыленности воздуха.
Если вас интересует аренда поливомоечной машины от РентСпецТранс, посетите сайт rentspectrans.ru
Помимо выполнения главных функций по очищению дорог с цементобетонными и асфальтовыми покрытиями, такие машины часто применяют для тушения пожаров, поливки зеленых насаждений, а также транспортировки воды.
Как показывает практика, содержание автомобильных трасс в летнее время практически нельзя представить без поливомоечных устройств. И тут речь идет не только о грязи и пыли, проникающей на дороги извне. Летом дорожное покрытие становится крупнейшим «пылегенератором». В теплое время года на состояние дорог непосредственное воздействие оказывает температура воздуха. В результате дорожное покрытие начинает «изнашиваться», что приводит к усилению процесса формирования пыли. Естественно, эту пыль нужно убирать.
Не стоит забывать еще и о том, что в инфраструктуре дорог есть множество конструкций, нуждающихся в очистке: ограждения, тоннели столбики рядом с дорогой, рекламные щиты, дорожные знаки и пр. На данных объектах регулярно оседает пыль, соответственно, если не ухаживать за ними, то они покроются огромным слоем грязи.
Вручную отмыть все это не получится. Именно поэтому для подобных целей и изготовлены поливомоечные машины.
Конструкция поливомоечной машины
Шасси грузовой машины применяется в качестве надежной базы. С их помощью существенно усиливаются задние и передние рессоры. На автомобиль, в большинстве случаев, ставят проблесковые огни и дополнительную фару.
Что касается рабочего оборудования поливомоечной машины, то оно включает следующие элементы:
- Сетчатый фильтр.
- Цистерна.
- Водяной насос.
- Центральный клапан.
- Система трубопроводов с парой поворотных насадок.
Важнейшими деталями гидросистемы считается насос и бак, оснащенный сетчатым фильтром
Устройство функционирует в соответствии с такой схемой: жидкость из цистерны движется сквозь центральный клапан и сетчатый фильтр и оказывается у центробежного насоса. В дальнейшем вода под высоким давлением идет по трехходовым кранам к насадкам. Стоит заметить, что трубопровод имеет несколько выходов по бокам (к гайкам и к вентилю – это предоставляет возможность подключить к поливомоечной машине пожарные рукава).
Цистерна представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листового проката. В ней находятся различные фильтры, отстойник, а также основной клапан. Чтобы не допустить раскачивания воды во время передвижения автомобиля, в цистерне монтируются специальные волнорезы.
Наличие центрального клапана позволяет контролировать подачу воды, которая поступает на вход насоса. На верхушке цистерны располагается горловина, закрывающаяся крышкой. Она предназначается для технического обслуживания и наполнения цистерны водой.
Поливомоечная машина ПМ-130Б — опора советских коммунальщиков
Машина ПМ-130Б, в просторечье называемая поливальной, долгое время была одним из старожилов на городских улицах. Летом она поливала газоны и мыла тротуары, а зимой, слегка переоборудованная, прилежно убирала снег. Использовали ее и для тушения пожаров, прицепив к объемной цистерне пожарный шланг.
Поливомоечная машина ПМ-130Б
Выпуск этой модели был начат в 1971 году на Мценском заводе коммунального машиностроения, находящемся в Орловской области. В качестве основы было взято шасси ЗИЛ-130, которое по этому случаю было усилено (поставлены более мощные задние и передние рессоры) и оснащено добавочной фарой. Агрегат выпускался долгое время, а затем сменился новой моделью – КО-002.
Машина была оборудована цистерной объемом шесть кубометров, а также гидравлическим насосом, создающим давление, достаточное для разбрызгивания воды. Кроме того, ее оснастили комплектом оборудования для уборки снега – это позволяло в зимнее время исключить простои и выгодно отличало данную модель от аналогов, используемых до этого.
Назначение
Коммунальщики с помощью таких машин летом поливают деревья и цветы, моют мостовые, освежая их и очищая от пыли. Зимой находящийся спереди плуг сгребает снежные завалы, а вращающаяся щетка убирает оставшийся рыхлый снег и грязь.
Кроме того, агрегат может применять при строительстве оросительных каналов, дамб и дорог. С его помощью происходит увлажнение грунта.
Устройство
Начнем с базового шасси, на котором стоит карбюраторный двигатель, питающийся бензином. Его мощность 125 лошадиных сил – часть ее используется для функционирования привода щетки, а также работы водяного и шестеренчатого насосов. Для отбора этой мощности служат коробка передач автомобиля и прикрепленная к ней раздаточная коробка.
Фото поливомоечной машины ПМ-130Б
Оборудование для полива и мойки
Внутри сварной цистерны, поставленной на раму, находятся: центральный клапан, отстойник, фильтр и труба для контроля максимума наполнения в 5 кубометров. При необходимости увеличить объем до 6 кубометров трубу следует нарастить. Также в цистерне предусмотрены волнорезы (две штуки), не дающие воде сильно плескаться при движении.
Насос для воды, прикрепленный к лонжерону рамы с правой стороны, является центробежным, с одной ступенью. Он дает давление порядка 0,35-0,45 мегапаскалей. Для разбрызгивания используются две щелевые насадки с поворотными механизмами. Если нужно вымыть лотки, правую переднюю насадку снимают, заменив ее на специальную.
Оборудование для уборки снега
Отвал для уборки снега представляет собой изогнутый лист из стали, жестко приваренный к каркасу, внизу которого находятся секционные резиновые ножи. При износе отдельные секции ножей заменяют. Рама отвала является поворотной, сварной, выполненной в виде дуги.
Длинная щетка цилиндрической формы, которая имеет собственную раму и вращается на подшипниках, сделана из куска стальной трубы. На ней с помощью профилированной металлической ленты закрепляют жесткий ворс (стальной или капроновый). К двум фланцам по краям трубы болтами приделан стальной канат. Меняя его длину, можно менять нажим щетки на дорожное полотно.
Принцип работы
Сначала в цистерну наливается вода. Это можно сделать на пункте заправки через верхний люк. Возможны и другие варианты: используя гидрант, набрать водопроводную воду или помпой (водяным насосом) накачать ее из пруда, озера, реки. Последний способ возможен благодаря обечайке цилиндрической формы, которой оснащен центральный клапан.
Вода, находящаяся в цистерне, проходит через фильтр сетчатого типа к центральному клапану, а дальше приступает к работе центробежный насос. Он, нагнетая давление, прогоняет воду через краны трехходового типа и систему труб к щелевым насадкам. Так происходят полив или мойка. Насадки можно наклонять под различным углом к дорожному полотну, а напор воды – менять вентилями.
В зимнее время, при установке плужного оборудования и щетки, для их поднятия и опускания используют отдельные гидравлические цилиндры. Для вращения щетки используется энергия мотора автомобиля, которая передается через отборочную коробку, кардан и редуктор конического типа.
Технические характеристики
Технические характеристики поливомоечной машины ПМ-130Б:
Поливомоечная машина ЗИЛ-130: история развития
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 начал выпускаться с 1962 года. Базовое шасси выпускалось более 30 лет и разошлось тиражом в несколько миллионов экземпляров. Поэтому неудивительно, что многие машины на базе ЗИЛа-130 до сих пор находятся в активной эксплуатации. Благодаря универсальности конструкции шасси и мощному двигателю автомобиль послужил базой для огромного числа вариантов различной техники, в том числе и для коммунальных служб.
Общие сведения
Одним из распространенных видов коммунальной техники была и остается поливомоечная машина. Агрегаты такого типа обладают широким спектром применения – от мойки дорог и полива зеленых насаждений до тушения пожаров в случае экстренной необходимости.
Шасси автомобиля ЗИЛ-130 с самого начала выпуска стало использоваться для монтажа оборудования для мойки дорог. В разные годы производилось несколько версий поливомоечных машин – КО 002, ПМ 130 (поливомоечная машина), КПМ 64 (комбинированная поливомоечная машина) и АКПМ 3. Цистерна поливомоечных агрегатов окрашивалась в оранжевый цвет, кабина могла быть любой (чаще всего цвета морской волны). На крыше кабины поздних машин устанавливался проблесковый сигнал оранжевого цвета.
Шасси
Поливомоечная машина на базе ЗИЛа-130 монтировалась на шасси со стандартной базой 3800 мм. Автомобили оснащались карбюраторным восьмицилиндровым двигателем. При рабочем объёме чуть меньше 6,0 литров мотор развивал 150 л. с. (с ограничителем числа оборотов). В качестве топлива использовался бензин А76. Двигатель стыковался с пятискоростной коробкой передач с синхронизаторами на 2-5 передачах. Привод задних колес осуществлялся карданным валом.
Подвеска машины крепилась на полуэллиптических рессорах, передняя балка оснащалась гидравлическими амортизаторами. Задняя рессора состояла из двух частей – основной и дополнительной. Из-за практически постоянной загрузки рессоры поливомоечных машин ЗИЛ-130 были усиленными. Система с тормозами барабанного типа имела пневматический привод. Рулевое управление оснащалось гидроусилителем.
Кабина водителя была цельнометаллической с панорамным лобовым стеклом. В стандартное оснащение входили регулируемое сиденье водителя, двухместное пассажирское сиденье, отопитель с вентилятором, стеклоочиститель дворников. Дополнительная вентиляция кабины могла осуществляться через опускные стекла, форточки дверей и лючки в крыше кабины. На ранних выпусках был еще один лючок вентиляции в районе педали сцепления. Впоследствии его убрали, а через какое-то время отказались и от лючков в крыше кабины.
ПМ-130
Этот автомобиль является одной из самых распространенных моделей поливомоечной машины ЗИЛ-130. Его начали выпускать в 1965 году на заводе коммунального машиностроения в городе Мценске. Впоследствии выпуск машины освоили еще несколько предприятий СССР.
Емкость цистерны для воды составляла 6000 литров. Внутри цистерны имелись волнорезы для увеличения жесткости и успокоения колебаний жидкости при резких маневрах. Подача воды в насос осуществлялась из нижней части цистерны через сетчатый фильтр с отстойником. Заполнение емкости водой производилось от водопроводной сети или насосом из любого водоема. Для контроля уровня воды в цистерне имелись специальные смотровые окна.
Для прокачки воды машина оснащалась специальным центробежным насосом с приводом от коробки отбора мощности (КОМ). Насос монтировался на лонжероне рамы, а КОМ устанавливалась непосредственно на картере коробки скоростей автомобиля. Все узлы подачи воды были связаны между собой трубопроводами. Существовало вариантное исполнение машины с дополнительным прицепом-цистерной на 5000 литров воды.
Кроме системы подачи воды имелась дополнительная гидравлическая система, служившая для управления щеткой и плугом (при зимней эксплуатации). Для полива и мойки использовались две поворотные насадки-сопла щелевого типа, установленные на подрамнике в передней части машины. Между мостами устанавливался подрамник с поворотной щеткой цилиндрической формы для подметания дороги. Привод щетки осуществлялся цепной передачей от коробки отбора мощности.
КО-002
Выпуск предыдущей версии поливомоечной машины ЗИЛ-130 продолжался около 20 лет. Только в середине 80-х годов ее сменила модернизированная версия КО-002. Выпуск машины велся на том же заводе в Мценске. Принцип работы и конструкция основных узлов и агрегатов не изменились.
Основным отличием стало улучшение технических характеристик поливомоечной машины ЗИЛ-130: увеличение емкости основной цистерны на 200 литров и ширины зоны покрытия при мытье и поливе. Немного выросла и эксплуатационная скорость при выполнении работ. Эта машина стала последней узкоспециализированной моечной машиной. Все последующие модели коммунальных агрегатов оснащались сменным комплектом оборудования – на зимний период времени цистерна заменялась модулем для разброса песчано-соляной смеси.
Эксплуатация поливомоечных машин в зимнее время
В зимнее время на всех версиях поливомоечной машины ЗИЛ-130 вместо сопел устанавливался снегоуборочный плуг с поворотной рамой. Он оснащался гидроцилиндрами для подъема и опускания, а также пружинными амортизаторами. Щеточный узел оставался без изменений. Управление снегоуборочным оборудованием производилось с отдельного пульта из кабины водителя.
Оборудование для вывоза строительного мусора
Поливочно-моечные машины
Поливочно-моечные машины предназначены для мойки асфальто- и цементобетонных дорожных покрытий с помощью веерообразных плоских струй, направленных в сторону от машины по направлению к прилотковой полосе.
Рис. 1.8. Схема водяной системы поли-вочно-моечной машины ПМ-130:
1 – насадок; 2 – напорная линия; S – манометр; 4 – вентиль; 5 – центробежный Насос; 6 – всасывающая линия; 7 – заборная труба; 8 – центральный клапан; 9 – фильтр; 10 -цистерна
После смывания на прилотковой полосе задерживается около 50% отделенных загрязнений, а вода с наиболее мелкими фракциями загрязнений поступает в колодцы водосточной сети. Таким образом, машина не убирает загрязнения, а только отделяет частицы от поверхности дорожного покрытия и перемещает их на прилотковую полосу. Кроме того, машину применяют при наличии уклонов и правильной профилировке поперечного сечения дороги для смывания в колодцы водосточной сети загрязнений, расположенных в прилотковой полосе. Как правило, конструкция машины позволяет поливать дорожные покрытия, чем обеспечивается снижение запыленности придорожных слоев воздуха, и изменять показатели микроклимата придорожной зоны. Эти машины также можно использовать для полива зеленых насаждений и тушения пожаров.
Поливочно-моечные машины отечественной конструкции имеют общую принципиальную схему устройства.
Вода из цистерны, размещенной на базовом шасси машины, поступает в насосную установку, которая подает жидкость в напорный трубопровод, заканчивающийся рабочими органами машины — моечными насадками (рис. 1.8). Насадка образует плоскую веерообразную струю, направленную под небольшим углом к дорожному покрытию. При встрече струи с дорожным покрытием происходит отделение загрязнений, смывание их и перемещение по направлению к прилоткоюй полосе.
Основным широко распространенным типом поливочномоечной машины, более десяти лет изготовляемой промышленностью, является машина ПМ-130Б. За этот период модернизация коснулась только второстепенных устройств машины. Городские предприятия располагают сравнительно в небольшом количестве универсальной машиной КДМ-130, предназначенной для содержания автомобильных дорог. Принципы работы и конструкции машин КДМ-130 и ПМ-130Б аналогичны.
В настоящее время в очередной раз модернизируют машину ПМ-130Б. Модернизация направлена в основном на изменение формы цистерны, конструкции и расположения яшиков для инструмента и вспомогательного оборудования. Кроме того, на модернизированной машине, получившей индекс КО-002, установлен третий моечный насадок с правой стороны машины за кабиной водителя. Планируется в течение ближайшего времени заменить цетробежный насос более мощным, который позволит осуществлять мойку дорожных покрытий высоконапорной струей.
Сущность высоконапорного метода мойки дорожных покрытий состоит в следующем. Энергия, которая передается струей загрязнениям, смываемым с дорожного покрытия, пропорциональна массе воды и ее скорости. Исследования, проведенные в эксплуатационных условиях, показали, что имеется возможность дальнейшего повышения скорости рабочей струи при соответственном сокращении массы воды. При реализации такого перераспределения показателей, определяющих энергию струи, появляются перспективы снижения удельного расхода воды при мойке и, следовательно, соответствующего повышения производительности машин.
Результаты исследований показали, что имеется возможность снизить удельный расход воды при мойке почти в 2 раза, при увеличении напора, поступающей к насадку воды в 3—4 раза. С учетом этих результатов разработана новая комбинированная уборочная машина КО-802 на базе автомобиля КамАЗ-53213, прошедшая заводские испытания и рекомендованная приемочной комиссией к промышленному освоению.
Для работы в летнее время машина снабжена поливочно-моечным оборудованием, которое для работы машины в зимнее время заменяют оборудованием для распределения пескосоляной смеси и реагентов. В настоящее время изготовлена партия этих машин.
В течение последних лет за рубежом главным образом на машинах, используемых для уборки тротуаров, появилось устройство нового типа для мойки покрытий. Это устройство представляет собой трубу напорной сети. Труба прикреплена к машине спереди под небольншм углом к поперечной ее оси. На трубе через 250-350 мм установлены насадки, подающие на дорогу веерообразные струи. Струи встречаются с поверхностью дороги под углом 70—80 градусов;, смывают загрязнения и перемещают их вместе с водой несколько вперед и в сторону от машины.
Основное преимущество такого способа мойки состоит в снижении удельного расхода воды. Однако, как и при высоконапорной мойке, это достигается путем увеличения давления до 1,2-1,6 МПа.
Кроме того, для уборки городских дорог используют поливочно-моечное оборудование универсальной уборочной маншны КО-705, выполненное в виде прицепа к базовому тягачу – трактору Т-40АП. Поливочно-моечная машина ПМ-130Б для круглогодичного использования базового шасси снабжена съемным плужно-щеточным оборудованием. Это оборудование применяют при очистке дорожных покрытий от свежевыпавшего снега, и оно является основным при выполнении этого вида работ.
Поливочно-моечное оборудование этой машины состоит из цистерны, узлов ее крепления к лонжеронам базового шасси, системы трубопроводов, соединяющих цистерну с центробежным насосом и подающих воду под давлением в два моечных насадка, размещенных впереди базового шасси.
Цистерна сварная овальной формы, в передней верхней части имеется люк-лаз для доступа внутрь цистерны. Для предотвращения действия волновых инерционных нагрузок при резком торможении и ускорениях во время движения машины внутри цистерны установлено два волнореза. В нижней части цистерны имеется грязевик-отстойник. Цистерна наполняется водой из водопроводной сети с помощью специальной заливной трубы, которая соединяется шлангом со штендером и гидрантом, а также из водоема. Для этого на дне цистерны вокруг центрального клапана вварена обечайка, служащая для удержания в цистерне некоторого количества воды, необходимого для заполнения всасывающей системы и водяного насоса при заборе воды из водоема.
Внутри цистерны вмонтирована контрольная труба с надставком, по которой определяют момент заполнения цистерны водой. Изменение положения надставка или его демонтаж позволяет регулировать степень заполнения цистерны водой. Из цистерны в насос вода подается по трубопроводу, снабженному фильтром и центральным клапаном. Центральный клапан служит для соединения и разобщения цистерны с центробежным насосом. Для предотвращения попадания засорений в центробежный насос и насадки фильтр устанавливают перед центральным клапаном, благодаря чему вода, поступающая из цистерны в насос, проходит через фильтр. Для периодической очистки фильтр выполнен разъемным.
Насос с помощью узлов крепления размещен на правом лонжероне автомобиля. Всасывающий патрубок насоса соединен трубопроводом с центральным клапаном и системой для заполнения цистерны из водоема. Напорный патрубок насоса соединен с трубопроводом, позволяющим через вентиль подавать воду в цистерну, что необходимо для ее заполнения из водоема, а также в поперечный трубопровод. Трубопровод заканчивается по обе стороны машины вентилями для присоединения шлангов при поливке зеленых насаждений и тушении пожаров.
К поперечному трубопроводу присоединен напорный трубопровод, ведущий к моечным насадкам, расположенным в передней части машины. На этом отрезке напорного трубопровода имеется штуцер для подключения манометра, установленного в кабине водителя. Моечные насадки закреплены в двухколенном шарнирном угольнике, имеющем стяжное устройство. Это устройство позволяет изменять положения насадков в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно поверхности дорожного покрытия и тем самым обеспечивает надлежащую установку насадков при мойке и поливке. На машине ПМ-130Б установлена коробка отбора моищости РК-12Б, которая передает крутящий момент от двигателя базового шасси через карданный вал центробежному насосу (рис. 1.9). Кроме того, коробка отбора мощности приводит непосредственно масляный насос и с помощью карданного вала редуктор привода цилиндрической щетки снегоочистительного оборудования. Машина снабжена гидросистемой, обеспечивающей подъем в транспортное и опускание в рабочее положение снегоочистительного оборудования — плуга и цилиндрической щетки. При работе поливочно-моечного оборудования используют только один гидроцилиндр общей гидравлической схемы машины, с помощью которого из кабины водителя управляют центральным клапаном.
Рис. 1.9. Кинематическая схема машины ПМ-130Б: 1 – масляный насос; 2 – центробежный насос; 3 – раздаточная коробка; 4- конический редуктор; 5 – цепная передача
Дорожные покрытия, как указывалось, моют с помощью двух моечных насадков, размещенных спереди машины и установленных так, чтобы струи воды смывали загрязнения в правую или левую сторону от машины. Поливка является вспомогательной операцией и для ее выполнения используют те же моечные насадки. Для поливки их размещают симметрично относительно продольной оси машины и несколько вверх, чтобы обеспечить обработку полосы дороги шириной 15—18 м. Следует отметить, что при таком использовании моечных насадков не достигается требуемая при поливке равномерность распределения воды по поверхности дорожного покрытия.
Комбинированная машина КДМ-130А представляет собой базовое шасси ЗИЛ-130, на котором смонтировано сменное оборудование — поливочно-моечное для работы в летнее время и плужно-щеточное снегоочистительное, а также оборудование для распределения технологических материалов для работы в зимнее время. Поливочно-моечное оборудование машины КДМ-130А и ПМ-130Б различается только деталями конструкции.
Характеристика поливочно-моечных машин приведена в табл. 1.3. Основы расчета. 1.3. Техническая характеристика поливочно-моечных машин