Грузозахватные механизмы
Грузозахватные механизмы
Грузозахватные приспособления предназначены для строповки грузов и подвешивания их на крюковую обойму грузоподъемных средств. Эти приспособления должны быстро и легко сниматься, надежно удерживать изделия или конструкции и не разрушать их. Чтобы выполнить эти требования, при выборе грузозахватных приспособлений необходимо учитывать особенности зацепки данного вида изделий или конструкций. При погрузочно-разгрузочных работах применяют, как правило, универсальные грузозахватные приспособления, рассчитанные для подъема изделий и конструкций всех видов: крюки, карабины, захваты, стропы и траверсы ( ГОСТ 25031—81).
Крюки. Грузозахватные средства, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, оснащаются в основном однорогими крюками с замками. Крюки грузоподъемных средств, предназначенных для подъема железобетонных конструкций массой более 3 т, должны быть изготовлены вращающимися на шариковых закрытых опорах. Размеры крюков к грузоподъемным средствам принимаются по ГОСТ 12840— 80, для стропов – по ГОСТ 25573—82.
Карабины применяют реже крюков— в основном для захвата железобетонных изделий массой до 2 т. Они также снабжаются предохранительным устройством в, виде подвижной планки, перемещаемой вдоль оси при навешивании на петлю железобетонного изделия или снятия с нее.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Захваты применяют для перемещения подкрановых балов, колонн, свай. В зависимости от типа перемещаемого груза и способа его укладки применяют захваты фрикционные и замковые. Фрикционные захваты замыкаются и удерживают груз иод действием его массы. Замковые захваты соединяются о грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижной валик. В зависимостй от способа перемещения валика замковые захваты бывают ручные и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляются вручную; у полуавтоматических валик вдвигается в отверстие автоматически под действием специальной пружины, ,а выдвигается вручную принудительным сжатием этой пружины канатом с уровня стоянки крана. При использовании полуавтоматически^ захватов необходимо следить за тем, чтобы канат для расстроповки не прикасался к окружающим предметам во избежание случайного его натяжения и самопроизвольной расстроповки изделия. Преимущества рассмотренных захватов заключаются в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.
Рис. 1. Крюки к грузоподъемным средствам
а — с предохранительной планкой; б — со скобой; в — с поворотным козырьком; г — с предохранительной пружиной; д — для стропов
Рис. 2. Карабин грузозахватный
1 — скоба; 2 — планка
Стропы — наиболее распространенные и простые по конструкции грузозахватные устройства. Они применяются при погрузке и разгрузке массовых сборных железобетонных изделий и конструкций. Стропы изготовляют из стальных канатов в соответствии с ГОСТ 25573—82 и в зависимости от типа перемещаемых грузов разделяются на двухпетлевые, кольцевые, одно-ветвевые и многоветвевые. Стропы первых трех типов применяют в основном для подвешивания дли-номерных изделий и конструкций. Их изготовляют в виде отдельных нитей или кольца с заделанными концами.
Многоветвевые стропы применяют для перемещения деталей и конструкций с развитой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей). В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения грузов параллельно основанию (плит, блоков), все нити должны иметь одинаковую длину. В стропах для подъема лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей должна назначаться с учетом угла наклона опорной поверхности к основанию. При несоблюдении этих требований нагрузка на ветви будет распределяться неравномерно, что приведет к преждевременному износу стропа. При правильном выборе длины канатов срок службы стропа обычно составляет 180—250 рабочих смен. С увеличением числа ветвей до шести и более точность равномерного распределения нагрузки на все ветви снижается. Поэтому при подъеме железобетонных конструкций за шесть и более точек применяют стропы, у которых трапецеидальные скобы заменены системой блоков, обеспечивающих балансирование канатов.
Рис. 3. Стропы двухплетевые с заделкой концов каната а — опрессовкой алюминиевой втулкой; б — заплеткой; е —заплеткой и втулкой
Рис. 4. Стропы кольцевые с соединением каната в кольцо заплеткоВ (а), за-плеткой а втулкой (б)
Рис. 5. Стропы одноветвевые (а), двухветвевые (б), четырехветвевые (в)
2 — звено I; 2 —звено II; 3 —захват
Рис. 6. Траверса универсальная
Траверсы. Более совершенными стропукуцими устройствами являются траверсы, очень широко применяемые, в том числе и тогда, когда обычные стропы не полностью отвечают требованиям к ведению погрузочно-разгрузочных работ. С помощью траверс выполняют такие работы, как погрузка и разгрузка крупногабаритных грузов и сложных по конфигурации конструкций, переработка различных грузов вне зоны действия грузоподъемных средств или двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих балок или ферм, к которым крепятся стропующие устройства, удается снизить воздействие на деталь сжимающих усилий й избежать наклона ветвей, что, в свою очередь, позволяет значительно уменьшить высоту строповки груза.
Изготовление и испытание грузозахватных приспособлений. Грузозахватные приспособления должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 25573—82, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ГОСТ 2.114—70, ГОСТ 2.115—70. Грузозахватные приспособления, предназначенные для применения в северных условиях (температура окружающего воздуха до минус 60 °С), должны изготовляться климатического исполнения ХЛ ( ГОСТ 15150-69, ГОСТ 3071—74, ГОСТ 3079-80). Коэффициент запаса прочности канатов грузозахватных приспособлений по отношению к расчетному разрывному усилию должен быть не менее 6, а остальных элементов—не менее 5. Ветви грузозахватных приспособлений должны изготовляться из целого каната. Коуши грузозахватных приспособлений должны соответствовать требованиям ГОСТ 2224—72.
После изготовления, а также при техническом освидетельствования и ремонте грузозахватные приспособления испытывают на прочность статической нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. При испытании стропов их ветви должны располагаться под углом 90° друг к другу. При серийном изготовлении грузозахватных приспособлений время их выдержки под нагрузкой должно составлять 3 мин, при индивидуальном — 10 мин. Испытанное грузозахватное приспособление должно быть снабжено биркой, на которой указывают наименование предприятия-изготовителя, грузоподъемность стропа, дату испытаний, порядковый номер. Бирка должна быть сохранена на грузозахватном приспособлении до конца его эксплуатации. Перед эксплуатацией грузозахватных приспособлений необходимо с их канатных ветвей удалить консервационную смазку. Сведения о грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». В процессе эксплуатации стропы осматривают через каждые 10 дн., траверсы — через 6 мес. Грузозахватные приспособления, не прошедшие технического освидетельствования, установленного «Правилами устройства и безопасной эксплуатации0 грузоподъемных кранов» и требованиями ГОСТ 25573—82, к эксплуатации не допускаются.
Виды грузозахватных механизмов. Основные параметры грузозахватных машин. Обеспечение безопасной эксплуатации этих машин
Еще одним критерием классификации кранов может быть грузозахватное устройство. Согласно этому критерию краны могут быть:
1. Краны грузозахватным устройством которого является крюк. Это самый простой и распространенный тик грузозахватного приспособления.
2. Кран с грейфером. Грейфер – грузозахватное приспособление для сыпучих или рассыпающихся материалов, представляющее собой как правило два скрепленных черпака.
3. Краны с электромагнитным захватным устройством, применяются для перемещения крупногабаритных металлических объектов.
4. Краны с клещевым грузозахватным механизмом.
5. Контейнерные краны, грузозахватным механизмом которых является спредер. Спредер – специальное навесное устройство для автоматического захвата транспортных контейнеров, оснащенное специальными поворотными замками, которые прочно и жестко захватывают контейнер за угловые фитинги.
В широком смысле, к грузозахватам можно отнести и стропы, крюки, такелажные точки и прочие приспособления, поскольку они также выполняют задачу фиксации и подъема грузов. Однако чаще всего под словом «грузозахват» подразумевают механическое приспособление, навешиваемое на крюк грузоподъемного механизма (крана, тали, лебедки и т. д.) призванное сократить трудоемкость ручных операций при проведении подъемно-транспортных работ.
В зависимости от принципа действия захвата можно выделить несколько их видов:
1. клещевые (зажимные)
2. вилочные (лапчатые)
4. винтовые (струбцинные)
В значение грузоподъёмности крана (обозн. Q), оборудованного грейфером включены массы груза и грейфера. От соотношения этих масс зависит зачерпывающая способность грейфера.
Грузоподъёмность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, производимого владельцем грейфера перед применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта).
Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки
Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности включают:
♦ назначение лиц, ответственных за организацию и безопасность производства работ;
♦ оформление наряда или распоряжения на производство работ;
♦ осуществление допуска к проведению работ;
♦ организацию надзора за проведением работ;
♦ оформление окончания работы, перерывов в работе, переводов на другие рабочие места;
♦ установление рациональных режимов труда и отдыха.
Конкретные перечни работ, которые должны, выполняться по наряду или распоряжению, устанавливаются в отраслевой нормативно-технической документации.
Для обеспечения безопасности работ в электроустановках следует выполнять:
♦ отключение установки (части установки) от источника питания;
♦ проверку отсутствия напряжения;
♦ механическое запирание приводов коммутационных аппаратов, снятие предохранителей, отсоединение концов
питающих линий и другие меры, исключающие возможность ошибочной подачи напряжения к месту работы;
♦ заземление отключенных токоведущих частей (наложение переносных заземлителей, включение заземляющих ножей);
♦ ограждение рабочего места или остающихся под напряжением токоведущих частей, к которым в процессе работы можно прикоснуться или приблизиться на недопустимое расстояние.
При проведении работ со снятием напряжения в действующих электроустановках или вблизи них необходимо осуществить:
♦ отключение электроустановки (части установки) от источника питания электроэнергией;
♦ механическое запирание приводов коммутационных аппаратов, снятие предохранителей, отсоединение концов питающих линий и другие меры, исключающие возможность ошибочной подачи напряжения к месту работы;
♦ установку знаков безопасности и ограждение остающихся под напряжением токоведущих частей, к которым в процессе работы можно прикоснуться или приблизиться на недопустимое расстояние;
♦ наложение заземлений (включение заземляющих ножей или наложение переносных заземлений);
♦ ограждение рабочего места и установка предписывающих знаков безопасности.
При проведении работ на токоведущих частях, находящихся под напряжением, работы должны выполняться по наряду не менее, чем двумя лицами, с применением электрозащитных средств, с обеспечением безопасного расположения работающих и используемых механизмов и приспособлений.
Для обеспечения электробезопасности персонал, обслуживающий электроустановки, делится на 5 групп.
К группе I по электробезопасности относится персонал, не имеющий электротехнической подготовки, с элементарными представлениями об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе на обслуживаемом участке (электрооборудовании, установке). Персонал должен быть знаком с правилами оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока.
Для лиц группы II обязательно элементарное техническое знакомство с электроустановками, отчетливое представление об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям, а также знание основных мер предосторожности при работах в электроустановках и практические навыки оказания первой помощи пострадавшим от действия электрического тока.
Лица групп II-V относятся к электротехническому персоналу. Например, для лиц с группой V обязательно: знание схем и оборудования своего участка; твердое знание ПУЭ, ясное представление о том, чем вызвано требование того или иного пункта; умение организовать безопасное производство работ и вести надзор за ними в электроустановках любого напряжения; знание правил оказания первой помощи и умение практически оказывать эту помощь пострадавшим от электрического тока, а также умение обучить персонал других групп правилам техники безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим.
Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять специально подготовленный электротехнический персонал.
Электротехнический персонал предприятия подразделяется на административно-технический, оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный.
К электротехническому персоналу групп II-V по электробезопасности предъявляются следующие требования:
♦ не допускаются к самостоятельным работам в электроустановках лица, не достигшие 18-летнего возраста;
♦ работники не должны иметь увечий и болезней (стойкой формы), мешающих производственной работе;
♦ они обязаны после соответствующей теоретической и практической подготовки пройти проверку знаний и иметь удостоверение на допуск к работам в электроустановках.
Состояние здоровья электротехнического персонала, обслуживающего действующие электроустановки, определяется медицинским освидетельствованием при приеме на работу, а также периодически в сроки, указанные в Приказе Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об обязательных медицинских осмотрах работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда» от 10.01.1994 г. №10.
До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерывах в работе в, качестве электротехнического персонала свыше одного года работники обязаны пройти производственное обучение на новом месте работы. Обучение должно производиться по утвержденной программе под руководством опытного работника из электротехнического персонала предприятия или вышестоящей организации.
По окончании производственного обучения работник должен пройти в квалификационной комиссии проверку знаний и ему должна быть присвоена соответствующая (II-V) группа по электробезопасности.
После проверки знаний каждый работник из оперативного и оперативно-ремонтного персонала должен пройти стажировку на рабочем месте (дублирование) продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника, после чего он может быть допущен к самостоятельной оперативной работе.
Кроме того, периодическая проверка знаний персонала проводится в следующие сроки:
♦ один раз в год – для электротехнического персонала, непосредственно обслуживающего действующие электроустановки или проводящего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, оформляющего распоряжения и организующего эти работы;
♦ один раз в три года – для ИТР, не относящихся к предыдущей группе, а также инженеров по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ;
Грузозахватные приспособления предназначены для подвешивания строительных конструкций и грузов на крюк крана.
По пространственной жесткости грузозахватные приспособления подразделяются на гибкие и жесткие. Гибкие изготовляют из каната, а жесткие — из уголков, труб, двутавров.
По области применения они бывают универсальные и специализированные: универсальные используют при подъеме разнотипных конструкций, специализированные — только для подъема определенного вида элементов.
По способу управления применяют дистанционно управляемые (с земли или из кабины машиниста) и неуправляемые приспособления, которые отцепляют вручную.
По принципу работы грузозахватные приспособления подразделяются на механические, электромагнитные, вакуумные.
Грузозахватные приспособления всех видов должны обладать необходимой прочностью, не допускать самопроизвольного отцепления, легко и быстро крепиться к грузу и освобождаться от него, а также быть безопасны в работе. С этой целью все грузозахватные приспособления, находящиеся в эксплуатации, подлежат техническому осмотру в определенные сроки.
Строп служит для подвешивания штучных грузов или других грузозахватных устройств к крюку крана. Стропы изготовляют из стального каната. Они бывают простые, многоветвевые и полуавтоматические.
Простые стропы, состоящие из одной ветви каната, бывают универсальные (рис. 4 а, б) и облегченные (рис. 4, в. д). Универсальный строп представляет собой замкнуто-канатную петлю длиной 8. 15 м и предназначен для строповки монтажных элементов обвязкой (петлей или узлом). Концы такого стропа соединены сжимами 2 или сплеткой 1.
Облегченные стропы имеют на обоих концах крюки 4 и петли 3 или только петли. С помощью такого стропа конструкцию можно захватывать в обхват или за монтажные петли. Многоветвевой строп служит для подъема крупногабаритных в плане конструкций. Такой строп состоит из двух (рис. 5, а), трех, четырех (рис. 5, 6) и более (рис. 5, в) облегченных стропов 1.
Конструкция многоветвевого стропа должна обеспечить равномерное распределение нагрузки на каждую ветвь. Этому требованию наиболее полно удовлетворяют стропы типа «паук» и самобалансирующиеся.
Самобалансирующийся строп состоит из ролика, закрепленного между двумя щеками, через который пропущен облегченный строп. Такими стропами удобно поднимать элементы со смещенным центром тяжести (рис. 6, а, б), а также переводить конструкции из горизонтального положения в вертикальное (колонны) и, наоборот, из вертикального в горизонтальное (панели перекрытий). Эта особенно важно при монтаже непосредственно с транспортных средств.
,
где Sв — усилие в ветвях стропа от веса груза, кН; Q — вес поднимаемого груза, кН; α — угол наклона стропа к вертикали, град; m — число ветвей стропа; K — коэффициент, зависящий от угла наклона стропа к вертикали:
В связи с тем, что с увеличением угла между направлением стропа и вертикалью усилие в ветвях стропа возрастает, правила Госгортехнадзора предусматривают, чтобы расчетный угол между ветвями не превышал 90°.
Разрывное усилие в ветви стропа находят из выражения
,
где Kз — коэффициент запаса прочности канатов стропа (принимают с учетом его типа).
Испытания и эксплуатация стропов производятся в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора и техники безопасности в строительстве.
Стропы, как и другие грузозахватные приспособления, бывают управляемые (полуавтоматические) и неуправляемые. Например, к полуавтоматическим относится одноветвевой строп со штыревым замком (рис. 7). Замок состоит из запорного штыря 4, двух щек 5, оттяжки 1 и обоймы с пружиной 2. Применение стропов для подъема балок, ферм и других длинномерных конструкций приводит к потере полезной высоты крюка крана. Кроме того, из-за больших отклонений от вертикали в самом стропе возникают значительные растягивающие усилия, а в поднимаемом элементе — сжимающие напряжения. Поэтому для строповки элементов длиной более 12 м применяют траверсы.
Траверса (рис. 8, а. д) представляет собой сочетание жесткой металлоконструкции в виде балки 2 или фермы 5 и стропов 3. Для подъема большеразмерных элементов (плит покрытия размером 3×12 м) применяют пространственные траверсы; тяжелых со смещенным центром тяжести (например, объемных элементов размером на комнату) — балансирные траверсы. С помощью такой траверсы можно в процессе подъема колонны, стеновой панели и другой конструкции переводить ее из горизонтального в наклонное и вертикальное положения. Траверсу оснащают крюками, подвешенными на роликах, и цепными стропами с петлями на концах. Траверсами с коромыслами, на концах которых закреплены цепные стропы с крюками, можно одновременно поднимать несколько плит.
Захваты предназначаются для подъема конструкций, не имеющих монтажных петель. Наибольшее распространение получили захваты с механическим приводом, применяют также электрические и вакуумные. По конструкциям они бывают штыревые, фрикционные, рамочные, клещевые, вилочные, клиновые.
Штыревые захваты применяют для подъема колонн и ферм. Грузоподъемность захвата составляет 2,5. 20 т.
Фрикционные захваты удерживают монтируемый элемент за счет сил трения, возникающих под действием его силы тяжести. Такие захваты применяют для монтажа колонн массой до 10 т. Захват снимают после закрепления колонны на фундаменте, опустив крюк крана.
Рамочный захват для подъема колонн — разновидность фрикционного захвата. Преимущество рамочного захвата в том, что его расстроповывают на уровне человеческого роста.
Клещевые захваты (рис. 9, а. г) представляют собой рычажные системы в виде ножниц, рычаги которых имеют свободные загнутые концы, охватывающие поднимаемый элемент. С помощью таких захватов поднимают балки, рельсы, плиты, конструкции с отверстиями.
Для подъема длинномерных конструкций к траверсе прикрепляют несколько захватов; для монтажа металлических стропильных ферм из широкополочных двутавров, спаренных уголков, стальных подкрановых балок используют автоматический захват клещевого типа.
Консольные захваты используют при монтаже плит-настилов.
Клиновые захваты применяют при подъеме фундаментных плит, блоков для стен подвала, плит дорожного покрытия, балок, ригелей, колонн.
Вилочные захваты применяют для подъема и установки лестничных маршей и плит-настилов без петель и отверстий.
Вакуумные захваты служат для подъема и установки крупноразмерных плит. Принцип действия вакуумных захватов заключается в том, что между плитой и захватом на поверхности поднимаемой конструкции специальным устройством создается разрежение воздуха, что обеспечивает необходимую силу притяжения между грузом и захватом. Они требуют гладкой и ровной поверхности монтируемой конструкции.
Книга: Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
– 0
3.2. Съемные грузозахватные приспособления
Что называют съемным грузозахватным приспособлением?
Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединяющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снимается с крюка и отсоединяется от груза.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, траверсы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейферы, которые навешиваются на крюк крана.
Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных приспособлений?
Изготовление грузозахватных приспособлений должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.
Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.
Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.
Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?
Стропы бывают следующих видов:
· канатные, изготовляемые из стальных канатов;
· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.
Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В настоящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при большой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.
Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тяжелые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому необходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстильные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бывает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от порезов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.
Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?
Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:
Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.
Каких типов изготавливаются канатные стропы?
Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:
· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63. 20 т;
· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63. 32 т.
2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:
· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5. 32 т;
· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5. 32 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
Рис. 3.7. Канатные стропы:
а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.
Как устроены канатные стропы?
Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Рис. 3.8. Звенья стропов:
а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь
Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).
В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.
Какими способами может быть выполнена заделка концов каната при изготовлении стропов?
Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);
· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).
Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:
а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша для предохранения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
Каких типов изготавливаются цепные стропы?
Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:
· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 12,5 т;
· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 16 т;
· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0. 25 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции цепных стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).
Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:
1 — бирка; 2 — ветвь цепная
Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
· порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;