Права на минитрактор — нужны или нет?
Минитрактор Беларусь-320: нужны ли права, какие регистрировать и какая категория лучше
Уже давно прошли времена, когда были распространены большие коллективные хозяйства в сельской местности, где были огромные земельные участки, которые ежегодно обрабатывать и боронить.
Естественно, что для подобных работ использовалось большое количество крупногабаритной и мощной техники, ведь обычным ручным трудом было попросту не обойтись. Как мы знаем, с распадом бывшего Союза, распались и подобные колхозы, а земли оказались заброшены, ведь сельское хозяйство вряд ли кого-нибудь интересовало в то время.
Сейчас наметился определенный вектор изменения сложившейся ситуации. Но, в отличие от прошлых времен, фермерские хозяйства стали не в пример меньшими, с несколькими десятками рабочих и достаточно скромными земельными владениями.
Понятно, что использование крупной сельскохозяйственной техники становится здесь нецелесообразным, в первую очередь из-за высокой цены на подобную технику.
Именно поэтому, специально для подобных хозяйств были разработаны минитрактора – агрегаты, являющиеся практически полными копиями обычных тракторов, но обладающими более скромными размерами, а также повышенной проходимостью и маневренностью.
Компаний, работающих в данном сегменте рынка, довольно много, у каждой есть свои отличительные особенности и преимущества. Но особого внимания заслуживают минитрактора «Беларусь» – торговой марки, которая известна еще по советским временам.
О компании
Минский тракторный завод был основан в 1946 году, практически сразу после окончания войны, когда активно возрождалась не только промышленность, но и сельское хозяйство.
Первоначально выпускались пусковые двигатели, а к непосредственному производству тракторов компания пришла в 1953 году, когда были выпущены первые модели на пневматических шинах.
Планомерное развитие предприятия помогло ему устоять в непростые перестроечные года, когда каждый день закрывались заводы и фабрики. Более того, продукция МТЗ получила сертификат ISO-9001 – это определенный знак качества, которым отмечают компании.
Это позволило существенно расширить список потенциальных клиентов, который ранее ограничивался странами бывшего СССР. Сейчас же, трактора и минитрактора МТЗ активно поставляются в различные европейские страны, успешно конкурируя с зарубежными аналогами, такими как японские Кубота и Янмар, китайский Булат 120, американский Скаут.
На сегодняшний день, практически каждый десятый трактор в мире – это продукция Минского завода, что говорит о необычайной популярности белорусской сельскохозяйственной техники.
Область применения
Говоря о сфере применения минитракторов Беларусь, а также о тех видах работ, для которых они предназначены, можно отметить тот факт, что специфика, в основном, схожа с теми работами, которые выполняет обычный трактор.
К таким работам относятся:
- вспахивание земельных владений,
- транспортировка различных грузов,
- боронование картофеля и свеклы,
- кошение травы с целью дальнейшей заготовки сена,
- уборка от снежных массивов придомовой территории,
- проведение различных посевных работ и т.д.
Как мы видим, минитрактор производства Беларусь способен справиться практически со всеми сельскохозяйственными работами, которые требуются для правильной подготовки почвы, а также для дальнейшего созревания урожая.
Именно поэтому, использование подобной техники становится все более актуальным среди владельцев подсобных хозяйств, да и среди обычных сельчан, обладающих собственным огородом и домом.
Однако, стоит отметить, что осуществление всех этих работ становится практически невозможным без дополнительного навесного оборудования, которое предназначено для агрегации с минитрактором.
Иными словами, на приобретении только одного лишь минитрактора вы вряд ли остановитесь, придется приобретать дополнительное оборудование, если конечно он вам нужен не только для перевозки грузов.
Для остальных же работ предусмотрен целый перечень навесного оборудования, предназначенного для вышеизложенных работ:
- Плуги. Данное оборудование агрегатируется с минитрактором для дальнейшего вспахивания и рыхления земельных владений. Делается это для избавления от различных сорняков и повышения плодородных характеристик почвы, что очень важно для взращивания урожая.
- Бороны. С помощью них срезается корка с поверхности земли, а также сохраняется достаточная влага в почве, что также очень важно для формирования овощных и иных культур.
- Сенокосилки. Различают два вида косилок – сегментные и роторные, имеющие свои плюсы и минусы. В целом, отличаются они также и по ширине обрабатываемой полосы – от 60 см до 180 см.
- Почвофрезы. С помощью данного навесного оборудование производится уничтожение сорняков, а также формирование грядок на огороде и распределение удобрения внутрь земли.
- Картофелекопалка. Используется не только для копки картофеля, но и для иных видов культур. Для удобства сбора урожая, данное оборудование отделяет сам плод и ботву друг от друга.
- Сеялки. С помощью них производится процесс посева различных зерновых культур, гречки, овса и т.д.
- Культиваторы. Процесс немного схож с бороной, здесь также производится рыхление почвенной поверхности, а также избавление от различной растительности и сорняков.
Как мы видим, навесное оборудование помогает справиться с огромным комплексом работ, характерных для сельской местности. Однако, важно понимать, что приобретать все эти приспособления нужно отдельно от самого минитрактора, поэтому нужно крайне внимательно рассчитывать свой бюджет перед покупкой.
Модельный ряд и технические характеристики
Начать перечисление моделей минитракторов Беларусь хотелось бы с модели 132H, которая обладает специфичной рамой, позволяющей достигать хороших показателей маневренности, а также снижения радиуса поворота агрегата. Благодаря наличию гидросистемы, возможно присоединение любого навесного оборудования без посторонней помощи.
Технические характеристики 132H:
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- тип привода – 4×4,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,5 м,
- ширина агрегата – 1 м,
- высота агрегата – 2 м,
- общий вес – 425 кг,
- максимальная грузоподъемность – 700 кг.
Беларусь 132H, выпускаемый Минским заводом, будет стоить порядка 130 тысяч рублей, что является вполне адекватной ценой, учитывая многообразие тех работ, которые он выполняет. В принципе, окупаемость данного минитрактора составляет порядка 2-3 лет, что является нормальным показателем.
Более подробно о минитракторе Беларус 132н смотрите на видео:
Беларусь 152 был выпущен относительно недавно – в 2015 году. Пока еще рано судить о его эффективности, ведь времени прошло достаточно немного, но определенная репутация, завоеванная МТЗ, позволяет рассчитывать на достаточно хороший агрегат.
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- объем двигателя – 389 см3,
- тип привода – 4×3,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,3 м,
- ширина агрегата – 0,98 м,
- высота агрегата – 1,97 м,
- общий вес – 530 кг,
- дорожный просвет – 28 см.
Цена на минитрактор Беларусь 152 составляет порядка 280 тысяч рублей.
Беларусь 320.4 является более усовершенствованной моделью предыдущей версии минитрактора – Беларусь 320. Были внесены изменения в кузов и кабину агрегата, существенно изменив их дизайн.
- тип двигателя – 4-тактный, дизельный,
- марка используемого мотора – LombardiniLDW1603,
- максимальная мощность – 36 л.с.,
- объем двигателя – 1,649 л,
- тип привода – 4×4,
- объем бака с горючим – 32 л,
- максимальная развиваемая скорость – около 25 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 3 м,
- ширина агрегата – 1,55 м,
- высота агрегата – 2,15 м,
- общий вес – 1720 кг,
- дорожный просвет – 32 см,
- максимальная грузоподъемность – 1100 кг.
Цена на минитрактор Беларусь 320.4 может достигать порядка 700 тысяч рублей.
Минитрактор Беларусь 321, так же как и Уралец, минитрактора российского и китайского производства, предназначен для множества работ в сельскохозяйственной, коммунальной и иных сферах. Данная модель прекрасно агрегатируется с различным навесным оборудованием, а также с прицепами и иными приспособлениями.
- тип двигателя – дизельный,
- марка используемого мотора – LombardiniLDW1603,
- максимальная мощность – 36 л.с.,
- объем двигателя – 1,649 л,
- тип привода – 4×4,
- объем бака с горючим – 26 л,
- максимальная развиваемая скорость – около 25 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 3 м,
- ширина агрегата – 1,3 м,
- высота агрегата – 2,28 м,
- общий вес – 1450 кг,
- дорожный просвет – 32 см,
- максимальная грузоподъемность – 1100 кг.
Стоимость данной модели составляет порядка 550-600 тысяч рублей, что является достаточно адекватной ценой за те технические данные, которые присутствуют у данной модели.
Регистрация и права в Белоруссии
Многие задаются вопросом – нужно ли регистрировать минитрактор в Беларуси? Ответ – да, а делать это нужно в Гостехнадзоре, где производится регистрация всей спецтехники на территории Белоруссии.
Нужно знать сколько заливать масла в редуктор мотоблока, чтобы он работал в оптимальном режиме, а его детали не стирались от отсутствия необходимой смазки. Перейдя по ссылке узнаете, какое масло необходимо заливать в редуктор мотоблока.
В настоящее время появилось большое количество различных зерноуборочных комбайнов, которые очистят поле за несколько дней без каких-либо усилий со стороны фермера. Зерноуборочный комбайн Полесье — отменное качество на десятилетия.
Ручной помповый опрыскиватель — это приспособление для ухода за растениями. Тут все о различных видах и принципе работы данного опрыскивателя.
Самая организация создавалась не только для регистрации данной техники, но и для надзора за их техническим состоянием, а также проведением различных экзаменов по управлению подобной техникой.
Сам процесс регистрации начинается с выяснения ближайшего к вам отделения Гостехнадзора. Делается это простым вводом данных в любой поисковик в интернете, где и появится интересующая вас информация. Далее нужно взять свои документы и прибыть в само отделение, при этом нужно предоставить сам минитрактор для его дальнейшего осмотра.
Документы, которые необходимо предъявить в отделении Гостехнадзора:
- собственный паспорт,
- паспорт на минитрактор,
- договор купли-продажи или иной документ, подтверждающий переход минитрактора в вашу собственность.
После предоставления всех документов, производится технический осмотр вашего минитрактора с последующим процессом регистрации его в реестре.
Другим немаловажным моментом является вопрос – нужны ли права на минитрактор в Беларуси? Однозначного ответа нет, ведь существует определенная специфика данного вопроса.
Дело в том, что большинство подобной техники используется исключительно в сельскохозяйственной сфере, причем частного характера, но бывают случаи, когда минитрактора применяются коммунальными службами в черте города.
В этом случае считается, что техника непосредственно участвует в дорожном движении, поэтому наличие прав обязательно. Таким образом, человек, осуществляющий вождение подобной техники, должен обладать правами водителя категории B, сдав соответствующий экзамен по вождению.
В случае, когда минитрактор не является участник дорожного движения, человеку необходимо получить права тракториста, чтобы управлять подобной техникой. Опять же, данное правило не является единственно верным в данном случае, ведь все зависит от конкретного применения спецтехники.
В иных случаях, когда минитрактор используется исключительно на бытовом уровне, прав никаких не требуется.
В целом, процедура получения разрешения на управлению спецтехникой очень похожа на получение прав для вождения обычным легковым автомобилем. Соответственно, сроки и прочая специфика тоже весьма схожа.
Заключение
Продажа минитракторов в Беларуси, как и во многих других странах, осуществляется достаточно высокими темпами. Это объясняется относительной доступностью данного вида спецтехники, большим модельным рядом, а также адекватной стоимостью.
Средняя окупаемость составляет порядка трех лет, поэтому само приобретение малогабаритной техники оказывается более целесообразным, чем дорогостоящая аренда больших тракторов и прочей сопутствующей техники.
Нишу крупной сельскохозяйственной техники представляет трактор беларусь модельный ряд которого подходит для выполнения более трудоёмких работ.
Возможно, вас также заинтересует вопрос – нужны ли права на снегоход и как их получить?
Юридический статус и права для минитрактора. Регистрация, права, паспорт
Юридический статус и права для минитрактора
С одной стороны, минитрактор является орудием производства, средством механизации, а с другой стороны, это самоходная машина, которая относится к категории транспортных средств. Вполне очевидно, что именно вследствие подхода к технике – орудие труда или транспорт, и ведутся бесконечные рассуждения по поводу регистрировать минитрактор или нет, получать права или необязательно.
Регистрация в Гостехнадзоре
Прежде всего, рассмотрим вопрос регистрации. Ответ однозначный – регистрация обязательна. Это предусмотрено законодательством, кроме того, в случае хищения минитрактора, поиском незарегистрированной техники вряд ли будут заниматься.
Регистрация – это цивилизованный способ постановки на учет техники по месту прописки владельца.
Любой новый заводской минитрактор, приобретенный официальным способом, снабжается необходимыми документами, главный из которых — паспорт самоходной машины (ПСМ), который необходим не только для регистрации, но и проведения гарантийного обслуживания.
Техническая экспертиза минитрактора на соответствие стандартам оплачена заводом-изготовителем или дистрибьютором по умолчанию. Однако, в случае приобретения через Интернет или иным способом, тех моделей минитракторов, которые официально не реализуются в России, с техосмотром могут возникнуть определенные сложности, что следует иметь в виду заранее.
В Гостехнадзоре кроме регистрации выдается официальный документ, разрешающий владельцу эксплуатировать минитрактор.
Для регистрации нового или б/у минитрактора необходимо обратиться в органы Гостехнадзора РФ по месту прописки.
Документы для регистрации минитрактора:
- Договор купли-продажи минитрактора.
- Оригинал паспорта самоходной машины с подписью последнего владельца. Если владелец юридическое лицо, необходимы подпись и печать предприятия или организации. Если техника ранее состояла на учете в Гостехнадзоре, в ПСМ должны быть соответствующие отметки.
- Свидетельство о регистрации, если минитрактор ранее уже бы на учете.
- Копия грузовой таможенной декларации, которая заверяется в установленном порядке: мокрая печать с подписью продавца и текстом «Копия верна».
- Квитанция об уплате Госпошлины.
- Для минитракторов с номинальной скоростью свыше 25 км/ч потребуется страховой полис.
Права и прочие документы
Если вы приобрели минитрактор и абсолютно уверены, что ни при каких обстоятельствах вам не придется выезжать на дороги общественного назначения и пересекаться с органами Госавтоинспекции, то права можно и не получать. Поскольку именно органы ГАИ несут ответственность за все, что движется по дорогам, они вправе спросить по всей строгости закона с нарушителя.
Но, как показывает жизненный опыт, если владелец не имеет документов на минитрактор, он не имеет прав на управление и собственно контроль транспортного средства. Если минитрактор используется не только в пределах сельхозугодий, а приходится ведь и по дорогам с прицепом транспортировать грузы, добираться до места работы, владельцу потребуются специальные водительские документы – права тракториста.
Права на управление минитрактором получают в отделении МРЭО.
Удостоверение тракториста-машиниста имеет шесть категорий: А, В, С, D, Е, F. Категория А дает допуск на управление мотосанями, снегоходами и другими внедорожными средствами. Категория F предусмотрена для водителей больших тракторов.
Оставшиеся четыре категории выделены для владельцев колесных и гусеничных машин, в зависимости от мощности двигателя.
Характеристики категорий прав
В случае использования трактора на строительных, хозяйственных, коммунальных работах вопрос о получении прав однозначен, поскольку, в этих случаях, при эксплуатации, минитрактор становится полноценным участником дорожного автотранспортного движения. Управлять машиной сможет только аттестованный водитель, прошедший обучение и сдавший соответствующие экзамены. Кроме того, потребуется пропуск к месту работы от организации-работодателя.
Управление трактором с прицепом
Когда такое транспортное средство с подключенным прицепом выезжает на дорогу общего пользования он становится участником движения.
Для водителей минитракторов существуют такие предписания:
- Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
- Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
- Перевозка груза допускается при условии, что он:
— не ограничивает водителю обзор;
— не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
— не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
— не создает шум, не пылит и не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Управление самодельным минитрактором
Некоторые народные умельцы собственными руками из подручных средств умудряются изготовить уникальные образцы, которые работают не хуже заводских собратьев. Однако, перемещаться на самодельной технике по общим дорогам нельзя. По закону, такое изделие, как и мотоблок, считается помехой движению или участником движения с правами, как у пешехода с тачкой.
Однако, чтобы подобные экземпляры могли на законных основаниях двигаться по дорогам, они должны пройти техосмотр, иметь в конструкции обязательные элементы: зеркала, поворотники, стоп-сигналы, номера и т.д. Естественно, оформление всех экспертиз может занять больше времени, чем на само изобретение, поэтому официальный статус подобные шедевры получают довольно редко.
Полноприводные переделки так же, как и тракторы заводского производства, необходимо в обязательном порядке регистрировать в Гостехнадзоре.
Документы для регистрации самодельной техники:
- заявление на регистрацию переделанного или произведённого собственноручно трактора;
- удостоверение личности с отметкой постоянного или временного места жительства;
- оригиналы или копии товарных чеков на купленные узлы, детали и агрегаты, которые были использованы для изготовления трактора.
На основании данных документов служба Гостехнадзора проводит технический осмотр трактора:
- Проводит экспертизу на соответствие установленным государством стандартам.
- Составляется акт, в котором указывается, отвечает ли собранная конструкция техническим нормам.
- Проверяет, удовлетворяет ли техника требованиям экологии и безопасности дорожного движения: оснащён ли он нужными сигнальными и светотехническими приборами, хватает ли устойчивости против опрокидывания, достаточны ли тормозные свойства и прочее.
Если все технические и экологические нормы в порядке и доказано, что собранный своими силами минитрактор пригоден к эксплуатации, его владетелю выдаётся технический паспорт и номерной знак, а после сдачи соответствующих экзаменов по вождению — удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией.
Независимо от того, какой минитрактор вы купили, без промедлений обращайтесь с необходимым пакетом документов в органы Гостехнадзора РФ для своевременного оформления правового статуса вашего помощника.
Права на минитрактор — нужны или нет?
В сельском хозяйстве все чаще можно встретить спецтехнику, как минитрактора, мототрактора, мотоблоки. Эти агрегаты были созданы для облегчения труда человека, так как все аграрии знают, насколько сложно обработать большой участок земли — нужно подготовить почву к засеву, ухаживать за растениями, уничтожать вредителей и сорняки, поливать, культивировать, собирать урожай. Все это может негативно сказаться на здоровье.
Все чаще потребители стали отдавать предпочтение минитракторам. Это удобная техника, которая выполняет любые работы по уходу за землей и культурными растениями, а также за приусадебным участком. На минитракторе можно передвигаться, именно поэтому многие задаются вопросом — нужны ли права на минитрактор?
В данной статье мы рассмотрим все вопросы, связанные с получение прав и оформлением сельскохозяйственной спецтехники для разных стран.
Что говорится в законодательстве?
В странах постсоветского пространства люди до сих пор очень привязаны к земледелию. Здесь все чаще приобретается разного рода техника, значительно облегчающая человеческий труд. Именно поэтому стали актуальны вопросы по оформлению подобных агрегатов и получению прав на вождение ими.
Стоит сразу отметить, что мотоблок с прицепом — это не транспортные средства. Поэтому регистрировать подобные машины нет необходимости. В ППД нет никаких упоминаний о мотоблоках, следовательно, правил управления ими тоже нет. То есть, прав на вождение ни в Украине, ни в России оформлять не надо.
В сети Интернет можно найти много информации о том, как блюстители правопорядка на дорогах пренебрегают законом и своими полномочиями, штрафуя владельцев сельскохозяйственной техники, которые выехали на дорогу. Чтобы избежать проблем, стоит все-таки иметь права категории А — разрешение на управление мотоциклом.
Если вы владелец минитрактора, переделанного в мотоблок, то здесь уже есть некоторые сложности. Он все равно не является транспортным средством, но при этом может вполне считаться самоходной сельскохозяйственной техникой. Возможно, вам придется зарегистрировать ее в Ростехнадзоре (для России), Гостехнадзор (для Украины). Эта процедура также включает в себя проведение экспертизы для выяснения соответствия техники общепринятым стандартам. За нее придется платить.
В Украине до недавнего времени можно было не регистрировать минитрактора, у которых объем двигателя не превышает 50 кубов. Но сегодня это правило уже не действует. Если вы будете передвигать на этом агрегате между полей, то эта дорога не контролируется автоинспекторами, следовательно, штраф вам никто не выпишет. Если же спецтехнику нужно перевозить по городу, то ее необходимо поместить в специальный прицеп.
Стоит также отметить, что именно автоинспекция в России и Украине отвечает за все, что перемещается по дорогам, даже если вы регистрировали технику в Ростехнадзоре или Гостехнадзоре.
Нужны или нет права на минитрактор?
Если вы приобретаете заводской минитрактор, то регистрация его в технадзоре не нужна, так как производитель или официальный представитель сами провели эту процедуру. Исключением может быть техника, которая приобретается за рубежом и в вашей стране нет официальных ее представителей. А вот права на управление все же будут нужны.
Какие права нужны на минитрактор? Автомобильные права здесь не подойдут. Этой процедурой занимается все тот же технадзор, а сами права называются удостоверением тракториста-машиниста и имеют категории от А до F.
Категории прав и их значение:
- категория А дает возможность управлять авто-мототехникой, как квадроциклы, снегоходы, а также колесные и гусеничные вездеходы, и другое;
- категория В предназначена для гусеничной и колесной техники мощностью двигателя до 25,7 кВт. Именно эта категория прав чаще всего и требуется;
- категории С и D относятся к колесной технике. Первый вариант — для двигателя мощностью до 110,3 кВт, а второй — больше 110,3 кВт;
- категория Е — для гусеничной техники с мощностью двигателя более 25,7 кВт;
- категория F предназначена для комбайнов, самоходных сеялок, и другое.
В других странах СНГ, как, например, в Белоруссии, также необходимо регистрировать минитрактор в Гостехнадзоре. Процедура та же — вы предоставляете все необходимые документы, удостоверяющие вашу личность, а также паспорт на минитрактор, договор купли-продажи. Комиссия проводит все необходимые осмотры и регистрируют его в реестре.
Заключение
Нужны ли все-таки права на управление минитрактором? Однозначного ответа на этот вопрос все-таки нет. Зачастую владельцы техники используют ее за городом, не передвигаясь по дорогам. Но если техника приобреталась для коммунальных служб, то здесь предусмотрено передвижение в черте города. Следовательно, водитель должен иметь права категории В. А по городу технику лучше перевозить в специальном кузове.
Нужны ли права на мотоблок и мини-трактор – особенности и требования
Если у человека имеется загородный дом с дачей или фермерским хозяйством, то мини-трактор (МТ) ему станет верным помощником в строительном, а вместе с тем и в садовом и огородном деле. Правда, не все знают точно о том, нужны ли права на мотоблок (МБ) и требуются ли они на мини-тракторы в России. Из-за этого среди многих автовладельцев очень часто возникают проблемы с законодательством. Имеются ли отличия в разрешающих документах на мини-тракторы и мотоблоки? Можно ли водить их по дорогам общего использования? Предусматривается ли наказание за вождение без категории? Об этом и многом другом расскажем в статье.
Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках
Данная техника является многофункциональной машиной, предназначенной для исполнения разных садовых и огородных, а вместе с тем коммунальных, грузовых, транспортных и прочих работ с мощностью двигателя от десяти до пятидесяти лошадиных сил. Мотоблок является разновидностью малогабаритного трактора. Его также называют пешеходным, поскольку им управлять можно, если удерживать за ручки. Главным отличием такой техники является монтаж конструкции на базе одноосных шасси, а у мини-трактора имеется две оси. Требования со стороны законодательства к документации, разрешающей управление МБ и МТ, различаются. Нужны ли права на мотоблок с прицепом или минитрактор? Об этом расскажем далее.
Нужны ли права на мини-трактор в России: особенности и требования
Требования к бумагам, которые разрешают вождение мини-трактора, отличаются от тех, что предъявляются в отношении МБ. Это напрямую связано с тем, что МТ, независимо от того, является ли он сцепленным с прицепом, относят к категории транспортных элементов. Езда на нем по дороге общего использования разрешается только при наличии водительской специальной категории в тракторных правах.
Кроме таковых с требуемой категорией нужен еще специальный допуск на осуществление эксплуатации транспортного средства. Речь, как правило, идет о следующих бумагах:
- Регистрационное свидетельство от государственного технадзора, являющееся аналогом автомобильного СТС.
- Паспорт самоходной машины, его еще принято называть ПСМ (выступает аналогом автомобильного ПТС).
При этом наличие на руках ПСМ считается обязательным условием для допуска самоходной машины к эксплуатации. Его выдают на тракторы (кроме МБ) и прочие самоходные машины, у которых объем двигателя составляет более пятидесяти кубических сантиметров или мощностью более четырех киловатт, а кроме того, прицепы и полуприцепы к ним.
С прицепом
Мини-трактор вне зависимости от того, есть у него прицеп или нет, имеет отношение к категории транспорта. Езда на нем по дороге общего использования разрешена лишь при наличии определенной водительской категории.
Какие права требуются для управления мини-трактором?
Категория в удостоверении водителя, дающая право на управление МТ, напрямую зависит от мощности имеющегося двигателя. Таким образом, в рамках управления мини-тракторами подходят категории: В, Е и С.
Когда права на мини-тракторы водителям не нужны?
Ответ на этот вопрос зависит во многом от условий его использования:
- Они необходимы в рамках передвижения на МТ по дороге общего использования, то есть при эксплуатации в роли транспортного средства в стандартном дорожном движении.
- Права вовсе не обязательны при применении данной техники за пределами города в сельскохозяйственной работе на полях, близ лесополосы, то есть вне границ дорожного движения.
- По поводу государственной регистрации. В рамках использования МТ без выезда на дорогу многие автовладельцы полагают, что регистрировать такое средство передвижения не нужно. Отчасти это на самом деле так, но лишь при том условии, что транспорт эксплуатироваться будет вне дорог общего пользования без каких-либо исключений.
Если же таковые возможны, то мини-тракторы надо обязательно регистрировать в течение десяти дней после их приобретения (если срок был по тем или иным причинам пропущен, то придется заплатить штраф). А вот оформлять мотоблок нет никакой необходимости. Многим интересно, нужны ли права на мотоблок.
Требуются ли права на мотоблоки в России?
Надо сказать, что однозначный ответ на вопрос, нужны ли права на мотоблок в России, дать очень затруднительно. Это напрямую связано с различием в трактовке понятия о транспортном средстве в отношении данной техники. В соответствии с законодательством МБ не выступает транспортным средством. Нужны ли права на мотоблок с прицепом? Также нет, так как относится это и к мотоблокам, соединенным с прицепом. Из чего можно сделать вывод о том, что для управления подобным транспортом водительские права гражданину не нужны. То же самое касается вопроса, нужны ли права для мотоблока с тележкой. Но смотря, как и где ездить.
В том случае, если в процессе вождения человека остановит инспектор ГИБДД, в большинстве ситуаций с него, скорее всего, спросят права на управление, а вместе с тем осмотрят саму технику на предмет оснащения с помощью светосигнальной системы, без которой передвигаться нельзя по трассе. Надо сказать, что не всегда даже сотрудники Госавтоинспекции знают, нужны ли права на управление мотоблоком.
Проблемы с ДПС зачастую возникают по вине владельцев: к примеру, они могут разъезжать на мотоблоках по шоссе. В этом случае, казалось бы, права или удостоверение водителя на мотоблок нужны. Но в то же время водители мотоблоков считают претензии со стороны инспекторов ГИБДД необоснованными, так как МБ транспортным средством вообще не является. Несмотря на это, по дороге общего пользования на МБ запрещено передвигаться. Раньше, еще в советский период, подобная норма даже прописывалась в инструкции к мотоблоку.
Штраф за езду на мотоблоке
При езде на мотоблоке человека могут оштрафовать. Владельцев интересует вопрос о том, почему, если это вовсе даже не транспортное средство? Со стороны юристов блок (неважно, с прицепом либо без) выступает сельскохозяйственной техникой, предназначенной для обработки почвы, а процесс езды на нем по дорогам общего использования запрещается. За это предусмотрен штраф.
Таким образом, для того чтобы стать полноценным участником дорожного движения и управлять этим устройством, не хватает: регистрации в ГАИ наряду с номерным знаком, фарами, сигнальными фонарями, поворотниками и так далее. Даже в том случае, если дополнить блок данными элементами, он вовсе не станет пригодным для езды машинным средством. Создание транспортных самодельных устройств на территории России запрещено.
Несмотря на то что ответ, нужны ли права на мотоблок, отрицательный, за езду на нем по дорогам предусмотрен штраф. Использование мотоблока в себе таит некоторую юридическую и правовую недосказанность, многое в этом случае напрямую связано с тем, как складываться будет разговор с представителем правоохранительных органов, возникнут ли дополнительные вопросы у него либо нет. В остальном эксплуатировать мотоблоки можно без тех или иных последствий как на своем собственном участке, так и на дороге общего пользования. Главное – помнить о вежливости и взаимоуважении на дороге.
Что необходимо делать в том случае, если мини-трактор является самодельным?
Алгоритм действий в рамках получения прав на то, чтобы управлять заводскими мини-тракторами, понятен. Но что же необходимо делать, если он является самодельным? Полноприводный МТ, который был сконструирован не на заводе, нужно в обязательном порядке зарегистрировать в государственном технадзоре. Владельцы самодельных мини-тракторов должны представлять в этот орган следующие документы:
- Заявление на регистрацию самодельного либо переделанного трактора.
- Паспорт (с пометкой о регистрации по своему месту жительства).
- Товарный чек (оригинал или копия) на всевозможные купленные детали, которые применялись в процессе сборки МТ.
Также требуется обеспечивать сотрудникам государственного технадзора возможность по осмотру мини-трактора. На основании выполненного ТО данной службой составляется экспертное заключение по поводу соответствия самодельной техники всем установленным стандартам:
- Технический норматив.
- Экологический стандарт.
- Оснащение светотехническими и сигнальными приборами.
- Прочие параметры, связанные с безопасностью дорожного движения.
На основании акта по поводу технического состояния мини-трактора владельцам выдают техпаспорт с номерным знаком с регистрационным свидетельством.
Почему гражданам в регистрации мини-трактора могут отказать?
Перед процедурой регистрации спецтехники проверяют, соответствует ли таковая всем необходимым правилам. Отказ в постановке объекта на учет может вызываться следующими причинами:
- Ошибка в оформлении документации (заполнение с помощью карандаша, помарка, исправление и тому подобное).
- Отсутствие оригинала бумаг (даже при наличии заверенных копий) в случаях, когда они требуются.
- Техническое транспортное несоответствие имеющимся нормам безопасности (экологической и физической).
Таким образом, мини-трактор выступает отличным подспорьем в рамках ведения фермерского хозяйства. Но если гражданин эксплуатирует его за пределами участка, тогда ему необходимо получить на это разрешительный документ в виде свидетельства о государственной регистрации наряду с соответствующей категорией в правах. Мотоблоком пользоваться на дорогах в качестве средства передвижения нельзя. А потому легко можно ответить на вопрос: нужны ли права на мотоблок? Безусловно, нет.