24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото. Маркетри – утонченность и изысканность деревянной мозаики в интерьере

Маркетри: роскошная деревянная мозаика для богатых интерьеров

За тот год, что я завел блог и начал рассказывать в нем о мозаике, в моей жизни многое изменилось. Я начал брать интервью и познакомился таким образом со множеством коллег и экспертов из мира строительства, дизайна и искусства. Мне всегда импонировал профессионализм, глубокое погружение в предмет. Мне искренне интересны люди и дело, которым они занимаются. Мне также интересны результаты их труда: технологии, проекты, продукты, исследования и материалы. Поэтому я решил начать рассказывать не только о мозаике, но и о других отделочных материалах и интересных находках, которые вы сможете применить в своем доме или квартире.

Натуральные материалы всегда будут ценны, независимо от моды и трендов. Мы привыкли к тому, что уникальные, красивые предметы мебели и декора — это как правило музейные экспонаты и смирились обходиться в быту очень простыми, далеко не всегда эстетичными вещами. Я хочу показать вам, что красота — доступна. Что среди наших современников много очень интересных мастеров, творцов, художников. Прямо сейчас они создают красоту, которую вы можете себе позволить, если узнаете о ней и захотите впустить в свою жизнь.

Вот первая история из нового цикла рассказов.

Инкрустация по дереву, которую вы увидите на этих фото, носит очень красивое французское название “маркетри”. Небольшие элементы маркетри при изготовлении дорогой мебели начали использовать с давних времен. Первым, кто начал интегрировать в рисунок перламутр, металл, слоновую кость и экзотический шпон стал Андре-Шарль Буль. До него никто не додумался их так использовать. Так он стал первопроходцем, прославил свое имя, и техника маркетри прозвучала на весь мир.

Некоторое время назад я познакомился с художником Сергеем Суровцевым, мастерская которого нашла новый подход к маркетри. Наше знакомство началось с интервью . Мы стали говорить о римской, флорентийской, русской мозаике. Разговор плавно перетек на текущие проекты. Оказалось, что из всех материалов Сергею ближе всего дерево. Вместе с фабрикой “Войкар” он очень много экспериментирует и одно из направлений этих экспериментов — деревянная мозаика — ведь именно так переводится с французского слово marqueterie (мозаика, инкрустация по дереву).

Я посмотрел все каталоги, побывал на объектах, съездил несколько раз на фабрику и понял, что они действительно новаторы.

Маркетри — это очень тонкая ювелирная работа. Если используются разные материалы, как у Буля, то вдвойне сложно совместить разные по твердости материалы, например, перламутр, металл и дерево. Все это надо между собой сложить, склеить, идеально подогнать швы. Маркетристов в России очень мало. Как правило это любители-энтузиасты, которые начали работу в реставрации, увлеклись и шаг за шагом наращивали свое мастерство. Некоторые становились настоящими художниками, которые создают в этой технике авторские картины. Рынок это небольшой и узкий.

Если классическая работа с маркетри идет в формате маленьких деталей и небольших поверхностей, то в мастерской Сергея решили переосмыслить сам подход.

Увеличив эскиз до монументального полотна оказалось беспроигрышным ходом. Изображение работает “и в ближнем, и в дальнем бою”. Вблизи ты видишь красивую поверхность, а издалека, с расстояния нескольких шагов — интересную единую картину.

Сергей по образованию художник-монументалист и изначально работал с росписями и большими объемами. С маркетри он поставил подобный опыт в 2006-2007 году. За прошедшее с того момента время и технологии шагнули вперед: появились новое оборудование и мощность компьютеров увеличилась в разы — теперь в работе с маркетри используют и компьютерные технологии.

Теперь мастерская Сергея применяет маркетри в интерьере, в частности в гардеробах, где есть и внушительные плоскости, и пустота, которую хочется заполнить.

Все начинается с эскиза, в котором важно изначально учесть рисунок дерева и его структуру. Затем делается точная обводка эскиза в Corel. Перевод должен быть очень точен, чтобы сохранить все нюансы ручной работы “ее нерв и трепет”.

Далее по этому файлу машина вырезает из шпона детали, которые потом собирает на плоскости специалист. Важно, чтобы все сошлось и швы получились очень аккуратными. Новые технологии позволяют одинаково точно резать и шпон, и металл, и перламутр. Благодаря ему можно разрезать серебро и золото на полосы шириной до миллиметра.

Собрать вырезанные детали на столе подбирая цветные элементы к друг другу некоторые из надо менять и вырезать новые — работа настоящего художника.

Фрагменты шпона интегрируется с другими фрагментами, подгоняются друг к дружке, выклеиваются на поверхности, которую потом шлифуют, грунтуют и доводят до финальной отделки.

При работе со шпоном получить идеальную картинку очень сложно. Иногда приходится его окрашивать, чтобы добиться нужного цвета или прибегать к помощи художника. Когда все уже собрано, еще раз делается контрольная проверка. Здесь нужен взгляд, который увидит картину в целом и подтянет детали, нюансы, тонкие сочетания. Любая работа по маркетри в мастерской Сергея Суровцева проходит через глаза и руки художника который с помощью цветовых лессировок дает окончательную законченность произведению.

Если вам понравился этот рассказ, поддержите мою новую инициативу лайками и комментариями. Напишите мне, о каких материалах вам было бы интересно узнать?

Понравилась статья? Лучшая благодарность — ваш лайк!

Подпишитесь на канал , это поможет мне чаще и больше рассказывать о красоте и технологиях.

Автор: Илья Соболев , эксперт по мозаике, эстет и апологет красоты

Мозаика из дерева, шпона (маркетри, мarquetry)

Маркетри (франц. marqueterie) – художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом. Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пеленного шпона (шпон – тонкий лист древесины) . С этого момента шпоном стали ценные породы древесины: черное, красное, розовое ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород. Интересна технология получения самого шпона — древесный ствол, вращаясь вокруг продольной оси, по касательной обрезается острым ножом наподобие точилки для карандашей, правда “точилка” несколько покрупнее, называется лущильный станок (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков) . Существуют также строгальные и фанеропильные станки. В маркетри существуют два процесса. Интарсия – врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины. Облицовывание – нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Интарсия – фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия, выполняется также, как и инкрустация. Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине 15 в. работало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины. Для рисунка – светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра так же саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.

Читать еще:  Шкворень КамАЗ: как выбить, замена, диаметр, своими руками, сборка, поменять, заменить

Мастер-класс окунет Вас в технику этого удивительного вида мозаики, расскажет о материале и инструменте, используемых в работе. Вы узнаете, что такое облицовывание,шлифование, отделка и много всего интересного, а главное, воплотите свою идею в многогранной палитре цветов и текстур древесного шпона, а созданное собственноручно творчество заберете с собой. Для участия в мастер-классе обязательна предварительная запись.

Полное обучение, по несколько часов в день, включает в себя курс занятий, посвященный теории и практики со всеми нюансами и тонкостями.

Технология создания деревянной мозаики в стиле маркетри Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Богданов Иоанн Викторович

Текст научной работы на тему «Технология создания деревянной мозаики в стиле маркетри»

прав российских граждан за рубежом видится намного шире и включает не только права туристов, но также и всех наших соотечественников, нуждающихся в ней за пределами Российской Федерации.

1. Конституция РФ М.: Издательство Айрисс-пресс, 2006 г.

2. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года № ‘132-ФЭ «Об основах туристской

деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями)

3. Сапрыкин С.Ю. Комментарий к поправкам к закону об основах туристской

деятельности – М. ГроссМедиа: РосБух, 2007 г.

4. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. Официальный текст. _ М.: ИКФ Омега _Л, 2006 г. – 416 стр.

5. Федеральный Закон от 17 декабря 1999 г. № 212 ФЗ «О защите прав

потребителей» М.: издательство Тандем, 2006 г.

6. Н.И. Волошин « Туристская деятельность как предмет правового регулирования» Экономика и право. – 1999. – №11. – С. 55-59.

7. Газета «Заутра» – завтра делаем мы» «Договор с турфирмой: как вычислить «кидалово»?» 01.07.2006 г.

8. Поправки в закон о туризме приведут к росту капитализации туркомпаний и выходу операторов на “белый” финансовый оборот – Ростуризм. «Прайм – Тасс. Агентство экономической информации» 09.02.2007 г.

VI. КУЛЬТУРА, МОДА, ДИЗАЙН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ МОЗАИКИ В СТИЛЕ МАРКЕТРИ Богданов И.В.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Мозаика – это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу элементов (стекло, керамическая плитка, дерево).

Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, музыкальные инструменты, оружие). Технику мозаики иногда применяют и при создании станковых картин.

В зависимости от используемых материалов, технических приемов выполнения и художественных особенностей мозаика имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву – инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.

Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом.

Известны два способа выполнения инкрустации. При первом способе, когда вставка имеет большой размер и несложную форму, сначала вырезают вставку. Затем ее накладывают на изделие и делают контур острым предметом. По полученному рисунку делают выемку (гнездо), в которую вкладывают вставку.

При сложном ажурном орнаменте применяют второй способ. Сначала на поверхность изделия наносят рисунок вставки. Затем по контуру рисунка делают неглубокий разрез (чтобы не было сколов и защепов древесины) и выбирают стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок и на дне выемок делают насечки для лучшего сцепления (относится к обоим способам). Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего тщательно выравнивают. Инкрустация широко использовалась в Древней Греции и Риме для украшения изделий из дерева.

Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки – вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Названия “инкрустация” и “интарсия” часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. Это не является ошибкой, хотя понятие “инкрустация” более широкое. Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, и требует такой же точности и аккуратности. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в том, что по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки, которые затем разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность деревянных изделий. Родина мозаики – Древний Восток.

Маркетри (от франц. шащиег – размечать, расчерчивать) – вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины.

В маркетри объединены два процесса: интарсия – врезка, облицовка и наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в шпоновый набор существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет). Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую

нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заполняют кусочками шпона.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Её широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642-1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т.д. В Германии, в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который делал и декоративные настенные панно.

Читать еще:  Лобзиковый станок для дома: как выбрать электролобзик по дереву или сделать своими руками

Русские мебельщики – краснодеревщики начали применять облицовывание и деревянную мозаику в начале XVIII в., когда в Россию начали ввозить древесину экзотических пород. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.

Наиболее широкое применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота ее текстуры. В то же время шпон -наиболее доступный материал. Техника маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Процесс изготовления деталей мозаики может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.

В технике маркетри можно создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других деревянных изделий и сложные тематические композиции, а также собственные картины-мозаики.

Материал. Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри применяют все породы древесины в виде строганного или лущеного шпона. Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависят от правильного использования природных декоративных свойств древесины – её текстуры, цвета, блеска.

Текстура древесины. Текстура – это рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания элементов ее строения. Чем сложнее строение древесины и разнообразнее сочетания отдельных ее элементов, тем богаче текстура.

Выбор породы древесины с текстурой, соответствующей рисунку мозаики, требует внимания и высокой квалификации, как художника, дающего принципиальное решение, так и мастера, осуществляющего его замысел.

Цвет. Цвета отдельных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, т.е. вступают в определенные отношения, создавая цветовую гамму. Отношение цветов может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что определяется конкретной задачей. Часто в наборах при неправильно выбранной степени интенсивности цвета, светлоты или контрастности, отдельные элементы “вырываются” или “проваливаются”, нарушая колористическую цельность мозаики.

Моё рабочее место – небольшой верстак или устойчивый стол. Работу выполняю сидя. Поверхность стола должна быть хорошо освещена равномерным, рассеянным светом. Шпон режу на специально подложенном щите, который предохраняет крышку стола или верстака от повреждений.

Мои инструменты. Основным инструментом служит плоский нож-резак с лезвием в виде косячка. Ручка ножа имеет овальную форму, на конце ручки – плоский косой срез, которым притираю полоски клеевой ленты при склеивании частей набора. Такие ножи обычно изготовляю сам. Применяю также ножи со сменными резцами, форма которых может быть различна. Для резания узких полосок-штапиков использую двойной нож-резак, изготовленный из двух пластинок с вклеенным между ними деревянным брусочком. Циркулем – резаком вырезаю элементы круглой формы с большим радиусом кривизны.

При соединении крупных деталей мозаики для притирки клеевой ленты применяю притирочный деревянный молоток или металлический с рифленым роликом.

Заточка и правка ножа-резака. Острота инструмента – основное условие быстрой и качественной моей работы. Для заточки ножа использую электроточило, точильные бруски и оселки.

Выполнение мозаики: сделал эскизы, стараясь передать характеры собаки и тигра. «Борзую» делал как добрую, спокойную, как верного друга человека. С тигром я такого себе позволить не мог, ведь он дикое животное, в нём должна присутствовать опасность, за которую его уважают и боятся. Затем разделил эскиз на вставки и выполнил их в цвете с помощью красок, определив цветовую гамму. После этого стал по цвету подбирать шпон. Для «Борзой» (см. рис.1) я выбрал следующий шпон: липу, грушу, орех, мареный ясень, зрачки глаз выполнены из марёной груши. Фон сделал из красного дерева.

У тигра (см. рис.2) на туловище и на правой стороне головы я подобрал ясень, грушу, на носу и спине использовал разновидности красного дерева. Для чёрных полос подобрал марёный ясень, а для фона орех, вставки обозначил определёнными номерами, которые соответствуют шпону. И только после этого я приступил к резанию мозаики: вырезал обозначенную бумажную вставку, на её место подставлял шпон, обводил его по контуру, прорезая насквозь. Для того, чтобы вставки держались, скреплял бумагу со шпоном с помощью клейкой гумирочной ленты. На завершающем этапе работы сделал фон. Когда мозаика была вырезана, я наклеил её на фанеру и зажал в прессе на три дня. Вынув мозаику из пресса, я содрал с неё гумирочную ленту, отстрогал кромки под размер и наклеил на них кромочную ленту, смягчив кромки. После этого отшкурил мозаику с обеих сторон, а затем покрыл её лаком. На этом процесс изготовления мозаики закончился.

Мозаики «Борзая» и «Тигр» получились такими, какими я их и планировал: собака – спокойная и добрая, тигр – настоящий хозяин природы.

На мой взгляд, самое сложное в мозаике – это создание рисунка и подбор шпона, поскольку, если что-то из этого сделано не правильно, то в конечном

результате можно получить весьма некрасивую работу, особенно это касается не столько сюжетного набора, сколько создания портрета человека. Поэтому эта часть процесса требует повышенного внимания и мастерства.

Рис.1. Борзая Рис.2. Тигр

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ В СТИЛЕ ЭЛЕКТРИКА НА ТЕМУ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Ермакова Д.С., Нерослова Н.Н., Храпова Ю.Г., Чупина И.В.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Изготовленная композиция называется «Времена года». Она состоит из подноса, графина и четырех стаканов.

Первоначально идея состояла в том, чтобы сделать кованый поднос, но такое решение было бы не практичным, кроме того ковка достаточно трудоемкий процесс. Поэтому было решено сделать имитацию ковки и расписать стеклянное основание подноса. Стекло было выбрано в качестве материала, потому что оно облегчает ковку.

Маркетри по дереву

Маркетри по дереву представляют собой особые красивые узоры, имеющие древнюю и интересную историю. Популярность маркетри не меняется с течением времени, они и сейчас используются в декорировании помещений.

Суть технологии

По традиции маркетри изготавливаются из дерева. Само понятие имеет французские корни, переводится как маркировка или отметины. Итальянское название декоративных композиций из тончайших листов древесного шпона – интарсия. Дополнительно, помимо шпона, применяются другие материалы: перламутр, небольшие пластинки кости, разнообразные драгоценные, полудрагоценные камни и так далее.

В моде подобный способ облицовки мебели вошел лишь в XVII веке, став одним из самых красивых вариантов отделки. До сих пор мебельщики не изобрели лучшего способа облагораживания поверхностей. На протяжении многих лет не менялась техника и технология изготовления. Маркетристы пользуются большой популярностью – это редкая высокооплачиваемая специальность, которая требует большой усидчивости. Такие художники могут выкладывать целые портреты, картины, узоры из небольших кусочков древесного шпона, все собирается исключительно вручную.

Инкрустация шпоном производится так: на поверхность из дерева или каких-либо других материалов наклеиваются небольшие кусочки деревянного шпона различных пород. Эти кусочки могут быть разных форм и цветов. Фрагменты могут отличаться друг от друга по таким факторам как текстура и оттенок. Готовая композиция выглядит крайне эффектно, изделие получается оригинальным и неповторимым.

Для создания маркетри используют многие древесные породы. Так получают разные рисунки и цвета, периодически шпон протравливают, появляются такие цвета, которые невозможно найти в природе. «Зеленое дерево» создают из светлого клена, вымачивая его в железном или медном купоросе в течение суток. Черные или серые цвета получаются благодаря замачиванию орехового или грушевого шпона вместе со старыми ржавыми гвоздями из железа.

Читать еще:  Электрическая газонокосилка Bosch Rotak 320: характеристики, устройство, фото

Травление позволяет добиваться равномерного прокрашивания шпона на всю его глубину. Еще один способ окрашивания – это водные морилки, однако они придают цвет только верхним тонким слоям древесины, стирающимся при вышкуривании. Для достижения легких золотистых оттенков по краям небольших кусочков шпон обжигают. Иногда необходимо выложить шпон в виде шахматной доски, используя только одну породу дерева. Для этого кусочки выкладывают под разными углами – деревянная поверхность имеет свойство по-разному отражать свет.

Древесина будет выглядеть несколько светлее, если волокна располагаются перпендикулярно углу зрения, однако темнеет при продольном расположении. Такое же правило применимо для древесных массивов.

Картины маркетри применяют для облицовки мебели. Чаще всего они состоят из большого количества мелких деталей разных цветов и текстуры. Самые дорогие произведения дополняются другими материалами вроде латуни, кости, перламутра. Покупка шпона не займет много времени, а информации о создании изделий также очень много. Самым сложным является обучение и достижение успехов в этой области. Лучшие мебельщики выставляют свои работы на аукционах, в музеях.

Техника маркетри не так проста, как кажется на первый взгляд:

  1. Для начала художник на бумаге обрисовывает итоговый орнамент, картины или узоры, которые потом делятся на отдельные элементы, окрашиваются в необходимый цвет, что позволяет не ошибиться при последующем раскрое шпона. После чего рисунок разрезают на несколько отдельных элементов и переносят на листы необходимого оттенка. По полученному контуру специальным ножом вырезается нужная деталь.
  2. Проще всего отрисовать линию на шпоне карандашом, однако бумага только укрепляет поверхность, предотвращая поломки при особо тонких работах.
  3. При выкройке деталей необходимо тщательно соблюдать направление древесных волокон, большое внимание уделяя естественной текстуре поверхности. Реалистичности можно добиться в тех случаях, когда изгиб сосудов полностью совпадает с изгибами вырезаемых деталей.
  4. Новички часто выполняют свои первые работы с использованием только двух цветов шпона – основного рисунка и фона. Это проще всего: кусочки дерева вырезаются по намеченному контуру и заполняют пустоты, вырезанные в листе фона. Получается симпатичный и легкий орнамент.
  5. Когда каждая деталь стоит на своем месте, создается специальная «рубашка»: каждая деталь скрепляется гуммированной бумагой, образуя единый лист. После нужно укрепить детали на плоских древесных поверхностях: для больших областей используется пресс, а для антикварной и современной мебели – прикаточный молоток.
  6. Для достижения лучшего результата можно покрыть итоговую поверхность шеллаком или его ближайшими аналогами. Лучшие лаки могут придать поверхности дерева вид пластика.

Многолетние тренировки позволят превратить увлечение в способ неплохого заработка. Научиться создавать маркетри можно по мастер-классам, видео-урокам, курсам.

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы работать в технике маркетри, не придется закупать множество материалов и инструментов, некоторые приспособления можно обнаружить в доме у каждого. Для облегчения работы стоит клеить шпон с самодельного пресса. Необходимы такие материалы:

  1. Канцелярский нож с дополнительным набором острых лезвий является специальным инструментом, который позволит самостоятельно создавать маркетри.
  2. Две древесно-стружечные плиты, размеры которых на 1-2 см больше, чем итоговая работа.
  3. Шпон для маркетри.
  4. Малярная лента.
  5. Канцелярские кнопки.
  6. Для переноса рисунка пригодится калька.
  7. Карандаш и копировальная бумага.
  8. Простой клей ПВА, можно приобрести строительный.
  9. Старые черно-белые газеты.
  10. Лист фанеры для резки шпона.
  11. Шеллак для закрепления результата.
  12. Малярные кисти разных размеров.

Чтобы маркетри получились правильно, стоит следовать таким рекомендациям:

  1. Подробно изучить технику и технологию изготовления изделий.
  2. Просмотреть различные эскизы,выбрать итоговый рисунок.
  3. Зафиксировать кальку канцелярскими кнопками на поверхности, прорисовать на ней изображение.
  4. Взять копирку, перенести рисунок на лист шпона.
  5. Прорезать шпон, проведя по одной и той же линии несколько раз, при этому важно следить за точностью.
  6. Подравнять получившийся рисунок карандашом при необходимости, сгладить изображение.
  7. Важно оставлять небольшие зазоры между каждым фрагментом размером с кончик канцелярского ножа для того, чтобы удачно выровнять шпон под прессом. При воздействии пресса на поверхность кусочки выравниваются.
  8. На основу наносится клей ПВА, оставляется на 30-40 минут и наносится повторно – таким образом материал будет приклеиваться гораздо лучше. Сами кусочки шпона промазывать клеем нельзя – он может свернуться в трубочку, становясь непригодным для работ.
  9. Снизу и сверху изделия необходимо положить листы ДСП и отправить под пресс, где оно будет находиться в течение суток.
  10. В конце можно покрыть деревянную мебель или картину лаком, это придаст большую прочность изделиям, а также создаст дополнительный блеск.

Маркетри своими руками

Процесс создания маркетри занимает много времени – это очень сложное, кропотливое занятие. При создании изделий в этой технике важно соблюдать высокую точность и быть аккуратным. Стоит помнить – художники маркетристы знамениты своим терпением, упорностью и желанием творить. Перед созданием маркетри нужно вооружиться специальными материалами, просмотреть множество эскизов и выбрать лучший вариант. Своими руками можно сделать такие шедевры, как:

  • Роскошные картины из шпона, обрамленные в изящные багеты.
  • Задекорировать мебель.
  • Создать коробку для подарков.
  • Разработать и выложить собственный фамильный герб.

Изначально мастера маркетри изготавливают небольшие картины и панно из шпона. За счет податливости и гибкости материала его легко наклеивать на поверхность. Картины маркетри считаются экологически чистыми, долговечными шедеврами, способными служить элементом декора многим поколениям.

Маркетри также применяют для облагораживания помещений, ими отделывают мебель. Уникальные изделия получаются только при соблюдении следующих условий:

  • Вся мебель, подлежащая отделке, должна быть только из натурального дерева.
  • Площади поверхностей должны быть достаточными для того, чтобы инкрустировать и вырезать узоры вручную.
  • Один элемент декора будет сильно выбиваться из общей композиции, поэтому в случае, если была задекорирована кровать, можно дополнительно отделать прикроватные тумбы. Таким образом получается целый спальный гарнитур.

Мебель, выполненная в технике маркетри, получается изящной и изысканной. Создавать ее своими руками очень долго, сложно, однако прослужит изделие в течение многих лет, станет семейной реликвией.

Также технология маркетри применяется для создания сувениров, небольших украшений. В небольшой мозаике можно увидеть множество многоцветных хитросплетений, отблескивающих на солнце. Хорошим подарком будет собственноручно сделанная шкатулка, в нее же можно положить второй подарок и вручить дорогому человеку. Для украшения шкатулок деревянной мозаикой стоит знать следующее:

  • Заготовка должна быть выполнена из дерева.
  • Перед работой следует выбрать орнамент, сделать его рисунок.
  • Дополнительно стоит украсить коробочку камнями, металлом.

Декор изделий будет зависеть исключительно от предпочтений человека, которому в будущем подарят столь необычный презент. Чтобы шкатулка получилась прочной, все элементы декора должны быть крепкими и обладать высоким качеством. Фамильные гербы, созданные своими руками, дополнят интерьер дома или квартиры, а также послужат в качестве семейной реликвии.

Таким образом, заниматься созданием маркетри достаточно сложно. Тонкая работа займет много времени, однако результаты превзойдут все ожидания. Самое главное – предварительно создать чертежи, по которым в будущем будет создан орнамент.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: