21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГАЗ-53 самосвал: двигатель, технические характеристики, регулировка клапанов, грузоподъемность, установка, сколько весит, бортовой, карбюратора, схема электропроводки, цветная с описанием, объем, как выставить зажигание, ассенизатор

Технические характеристики грузовика самосвала ГАЗ-53 и других модификацый

Для использования в сельском и лесном хозяйстве, промышленности и транспортной области Горьковским автомобильным заводом было изготовлено более 4 млн единиц ГАЗ-53. На основе шасси моделей 53Ф, 53А и 53-12 производились грузовики разного назначения: пожарные машины, вакуумные ассенизаторы, молоковозы, ассенизаторские цистерны, фургоны и автобусы. ГАЗ-5319 и 5327 работали на сжиженном и сжатом газе. ГАЗ-53 самосвал выпускался в 1966-74 гг., имел маркировку ГАЗ-САЗ-53Б и предназначался для перевозки сыпучих материалов по разным дорогам.

Технические характеристики и устройство узлов автомобиля

Благодаря высоким техническим характеристикам и ремонтопригодности самосвал продолжает работать не только на промышленных предприятиях, но и в частном хозяйстве. Цельнометаллический, прочный кузов имеет надставные борта, освобождается от груза опрокидыванием на 3 стороны.

В качестве подъемника используется гидроцилиндр. Коробка отбора мощности приводит в действие шестеренчатый насос, наполняющий систему маслом через трубопроводы.

В самосвале ГАЗ-53 разработана 2-местная цельнометаллическая кабина. Внутри салона расположены места для хранения инструментов и запчастей. Панель приборов не содержит амперметра и датчика давления масла. Вместо них — сигнальные лампы. Паспортный номер находится на нижнем фланце правой боковины кабины. Бензиновый бак предусмотрен под сиденьем водителя, заливная емкость — за кабиной, у двери.

Двигатель

Самосвал комплектовался разными типами двигателей. На начальном этапе использовался мотор ГАЗ-11 с 6 цилиндрами мощностью 82 л. с. с 4-уровневой трансмиссией. Машина развивала скорость до 75 км/ч, имела грузоподъемность 3,5 т. Расход топлива на 100 км достигал 22-25 л. После модернизации устанавливали агрегат ЗМЗ-53 на 115 л. с. Потребление бензина А-76 осталось без изменений.

Для увеличения силовых показателей шасси 53-12 стали оснащать 4-тактной V-образной карбюраторной бензиновой установкой Заволжского моторного завода ЗМЗ-511.10.

  1. Количество цилиндров — 8.
  2. Рабочий объем — 4,25 л.
  3. Диаметр цилиндров — 92 мм.
  4. Поршневой ход — 80 мм.
  5. Порядок работы — 1-5-4-2-6-3-7-8.
  6. Номинальная мощность — 88,5 л. с.
  7. Давление масла в двигателе — 250 кПа.
  8. Норма расхода топлива ГАЗ-53 — 19,6 л/100 км.

Карбюратор

Устройство карбюратора К-135 отличается от предыдущей версии К-126Б регулировочными параметрами. Механизм имеет ниспадающий поток, открывающиеся заслонки дросселей и балансированную камеру поплавкового типа.

Принцип действия карбюратора следующий. От каждой камеры смесь проходит через впускной провод к цилиндрам. Камера слева дает горючее в 5, 6, 7 и 8 цилиндры, справа — в 1, 2, 3 и 4.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используется низкозамерзающий Тосол А-40.

Электрическое оборудование

На самосвале установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в сети составляет 12 В. Схема электропроводки: детали соединяются по одному проводу, металлические части кабины служат вторым проводом, прикрепляющим все отрицательные выводы проводки. Аккумуляторная батарея 6-СТ-75-ЭМ предназначена для питания потребителей и пуска мотора с помощью реле стартера.

Для подзарядки аккумулятора установлен генератор 1250-Г3 переменного тока мощностью 560 Вт, работающий совместно с регулятором напряжения. При попадании пыли и грязи в щеткодержатели возможно зависание щетки, воспламенение контактных колец. С этой целью необходимо проверить генератор.

Стартер СТ230-А1 установлен к картеру сцепления справа. При неисправностях, связанных с большим падением напряжения и снижением мощности, выполняют ремонт стартера.

Система зажигания — батарейная, бесконтактная, транзисторная. Для предохранения от воспламенения проверяют надежность закрепления проводов, очищают катушку от грязи и масла.

Размеры и сколько весит

Габаритные размеры самосвала:

  • длина — 6400 мм;
  • ширина — 2470 мм;
  • высота по кабине — 2200 мм.

Габариты бортовой машины:

  • длина — 6395 мм;
  • ширина — 2530 мм;
  • высота — 2220 мм.

Размеры кузова составляют 3740х2110х1960 мм. Объем кузова зависит от рамы и перевозимого груза: сыпучие материалы, длинномеры или металлолом. В стандарте — 5,2 м³. Для увеличения вместительности платформу увеличивают путем наращивания бортов.

В автомобиле ГАЗ-53 вес без нагрузки достигает 3,75 т, полная масса — 7,4 т. Максимальная масса буксируемого прицепа составляет 3,5 т, без тормозной системы — 750 кг. Шины установлены пневматические радиальные размерностью 8,25R20 (240R508) и диагональные 8,25-20» (240-508»). Давление в шинах — 280-390 кПа (передние) и 500-620 кПа (задние).

Обслуживание и ремонт

Из-за длительной эксплуатации, износа и амортизации деталей грузовик может выйти из строя и требовать проведения восстановительных мероприятий. Ремонтные работы выполняются на СТО или самостоятельно при наличии знаний по механике и кинематике грузовых автомобилей, а также согласно руководству по эксплуатации.

Неисправности двигателя и его ремонт

Текущий ремонт двигателя ГАЗ-53 осуществляется при следующих неисправностях:

  • стук в двигателе;
  • пониженная компрессия в цилиндрах;
  • сбой в работе одного из цилиндров (мотор троит);
  • шум водяного насоса;
  • течь охлаждающей жидкости из контрольного отверстия;
  • быстрый перегрев агрегата;
  • увеличенный расход масла;
  • пониженное или повышенное давление масла.

Капитальный ремонт двигателя проводится по завершении эксплуатационного ресурса или износе деталей. В капремонт входят:

  • расточка коленвала под размеры вкладышей;
  • замена изношенных запчастей;
  • шлифование и притирание клапанов;
  • осмотр кулачкового распределительного вала, шатунно-поршневой группы, зубчатого соединения масляного насоса, диска сцепления.

Срок службы мотора зависит от качества ремонтируемых деталей и правильного проведения приработки трущихся поверхностей.

Ремонт помпы

Ремонт помпы ГАЗ-53 выполняется при наличии таких симптомов:

  • течь охлаждающей жидкости через сальник крыльчатки водяного насоса;
  • большой люфт вала в подшипниках;
  • закипание жидкости при недолгой работе мотора.

Неисправности устраняются заменой уплотняющей шайбы, манжет сальника и подшипника валика.

Регулировка клапанов

Регулировка клапанов ГАЗ-53 проводится при увеличении расхода топлива, понижении оборотов мотора и выявлении характерных шумов в карбюраторе и выхлопной трубе. При усилении нагрузки зазор на клапане распредвала становится больше. Чтобы отрегулировать клапаны, нужно поршень первого цилиндра подтянуть к верхней мертвой точке (ВМТ) с помощью зубчатого указателя. Рекомендуемый зазор составляет 0,25-0,3 мм. Процесс проводят регулировочным винтом и щупом 0,25 мм.

Регулировка карбюратора

Регулировка карбюратора своими силами заключается в измерении и проверке зазоров между дроссельной и воздушной заслонками и их корпусами, малой частоты вращения коленвала на режиме холостого хода мотора, настройке угла открытия заслонки дросселя при полностью закрытой воздушной заслонке.

Как выставить зажигание

Нестабильная работа системы зажигания приводит к таким неисправностям, как:

  1. Греется катушка.
  2. Пробой в кабелях высокого напряжения.
  3. Подгорание крышки на раздатке.
  4. Прострел свечей.

При появлении хлопков во впускном коллекторе необходимо установить зажигание на ГАЗ по меткам. Инструкция по установке зажигания на ГАЗ-53 выглядит так:

  1. Поршень в цилиндре 1 устанавливают в ВМТ и совмещают метки.
  2. Коленвал проворачивают против часовой стрелки до совмещения метки «9» на указателе с чертой на шкиве.
  3. Откручивают болт верхнего элемента коллектора.
  4. Подключают первый контрольный кабель к кузову, второй — к прерывателю.
  5. Включают зажигание.
  6. Прерыватель проворачивают до момента размыкания контактов.
  7. Затягивают крепежный болт, ставят крышку и ротор.
  8. На противоположной стороне свечу на цилиндре 1 подключают к кабелю высокого напряжения, оставшиеся провода — по схеме 1-5-4-2-6-3-7-8.

Чтобы правильно выставить зажигание, пользуются электрической схемой системы зажигания.

Как поставить газовую установку

Монтаж газобаллонного оборудования:

  1. Газовый баллон устанавливают под кузовом.
  2. Прикрепляют редуктор и мультиклапан так, чтобы отметка была направлена строго вверх.
  3. Подключают трубки, соединяющие баллон с заправочной емкостью, а также баллон с редуктором. Чтобы не было травления воздуха, концы трубок должны плотно обжимать механизмы.
  4. Подключают к редуктору систему охлаждения через тройники.
  5. Устанавливают бензиновый клапан.
  6. Монтируют карбюраторный миксер подачи газа.
  7. От редуктора подключают газовый шланг к миксеру и устанавливают регистр мощности.

Замена масляного фильтра

Для замены масляного фильтра необходимо выполнить такие действия:

  • отсоединить фильтр, штуцер, проставку;
  • установить пружину на центральный стержень верхнего колпака и уплотнительное кольцо;
  • надеть шайбу, закрутить гайку;
  • на соединительный штуцер вставить паранитовую прокладку;
  • установить проставку на коллектор;
  • затянуть штуцер;
  • смазать маслом кольцо;
  • установить фильтр.
Читать еще:  Как сделать из культиватора мотоблок: переделать из мотокультиватора, своими руками, прицепной

Как прокачать тормоза

Основные неисправности тормозной системы — износ колодок и попадание воздуха. При попадании воздуха производят прокачку тормозов и дозаправку жидкостью через бачок с откреплением металлической трубки.

Регулировка тормозов осуществляется с одновременной прокачкой педали. Сначала диагностируют давление, проверяют контуры и запорный клапан. Неполадки гидроусилителей исправляются заменой и дальнейшей регулировкой гидросистемы.

Учитывают правило прокачки: прокачивают тормоза до тех пор, пока тяга не станет нормально двигаться при нажатии педали без усилий.

Ремонт главного тормозного цилиндра производят при изнашивании манжет, резиновых уплотнительных колец, поршней и их головок, рабочих поверхностей картеров.

Как развести колодки

Специалисты рекомендуют менять тормозные колодки через каждые 6-8 тыс. км. Если они клинят, необходимо развести колодки на ГАЗ и выполнить ремонт тормозной системы. Детали разводят так, чтобы они притягивались к тормозному барабану по вращению вперед. Для этого их крутят вниз, проворачивая колесо, слева и справа до упора.

Как отрегулировать сцепление

Чтобы отремонтировать сцепление, выясняют причину поломки. Это могут быть:

  • дефекты главного и рабочего цилиндров;
  • отсутствие регулировок лапок корзины сцепления;
  • поломка лапок;
  • обрыв диска сцепления;
  • износ накладок.

Старые лапки и вилки меняют. При выявлении писка в сцеплении смазывают подшипник муфты или устанавливают новый. Регулировка сцепления выполняется с помощью рулетки: измеряется полный педальный ход (стандарт — 145-160 мм), затем свободный ход (12-28 мм). При отклонении от нормы настраивают толкатель способом прокрутки проушины пассатижами до нужного параметра. В момент нажатия сцепления проверяют ход толкателя рабочего цилиндра. При параметре менее 14 мм и нормальном значении хода педали удаляют воздух из гидросистемы.

Как разбортировать колесо

Чтобы разбортировать колесо ГАЗ-53, необходимо произвести ряд операций:

  1. Поднять грузовик с помощью домкрата.
  2. Открутить крепежные гайки и снять колесо.
  3. Немного спустить камеру и поджать бортовое кольцо с шиной.
  4. Через образовавшийся зазор проходят по всему периметру колеса.
  5. Вилочной лопаткой приподнимают вверх бортовое кольцо, прямой — извлекают из замочной канавки.
  6. Переворачивают колесо и снимают борт шины.
  7. Устанавливают колесо вертикально и вынимают его из шины, отделяют обод и покрышки.

Ремонт КПП

Ремонт коробки передач делают, если наблюдаются:

  • шум в коробке;
  • самопроизвольное или затрудненное переключение передач в КПП;
  • течь масла.

Автомобиль ставят на смотровую яму и разбирают коробку.

Регулировка заднего моста заключается в настройке параметров подшипников, зацепления шестерен главной передачи по контакту и бокового зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен.

Регулировка рулевого редуктора

При регулировке рулевого редуктора проверяют установку червячных подшипников и шарниры тяг, при необходимости их регулируют. Для этого:

  • снимают рулевой механизм;
  • сливают масляную жидкость из картера;
  • зажимают в тиски редуктор;
  • снимают нижнюю крышку картера;
  • отделяют бумажную прокладку;
  • крышку ставят на место и проверяют осевое перемещение червяка;
  • вынимают вал сошки;
  • проверяют затяжку подшипников;
  • регулируют зацепление червяка с роликом.

Регулировка схождения колес настраивается длиной поперечной рулевой тяги. Требуется расшплинтовать и отвернуть гайки стяжных хомутов наконечников. Изменяя длину, настроить схождение.

Установка трамблера

При установке трамблера выставляют метки на переднем шкиве коленвала. Клапаны должны находиться в свободном состоянии. Крепят привод зажигания так, чтобы место под трамблер было параллельно оси двигателя, а втулка своей маленькой частью смотрела в сторону водителя, т. е. на 4 и 8 цилиндры.

Регулировка клапана ГАЗ-53 своими руками

ГАЗ-53 – это среднетоннажный грузовик, который выпускался в СССР на Горьковском автомобильном заводе. Первые машины сошли с конвейера в 1961 году. Несмотря на свой возраст, эти машины эксплуатируются до сих пор – причина в необычайной живучести узлов и агрегатов этих автомобилей. Инженеры заложили хороший ресурс в детали двигателя. Но даже таким автомобилям нужно обслуживание. Обычная процедура для этих моторов – регулировка клапана ГАЗ-53. Можно отрегулировать тепловые зазоры своими руками. Процедура не слишком сложная.

Двигатель

Производитель оснащал этот грузовик разными двигателями в разные годы. Так, дебютные версии, которые выпускались заводом до 1967 года, укомплектовывались шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11. Данный двигатель выдавал 82 лошадиных силы и был способен разогнать грузовик до максимальных 74 километров в час. Затем после первого рестайлинга или модернизации, как тогда говорили, советский грузовик получил снова шестицилиндровый двигатель ЗМЗ-53. Его паспортная мощность составляла целых 115 лошадиных сил. Это позволило значительно увеличить максимальную скорость, а также грузоподъемность. В моторе использовалось по два клапана на цилиндр. Далее в 1983-1992 гг. автомобиль ГАЗ-53 стали оснащать восьмицилиндровым силовым агрегатом ГАЗ-53-12. Его мощность составляла 120 лошадиных сил.

Наряду с этими моторами некоторые экземпляры и модификации оснащали и другими двигателями. Так, можно выделить двигатель V8 объемом 4,25 литра с мощностью в 125 сил. На многих автомобилях, доживших до сегодняшнего дня, установлен дизельный V8 ЗМЗ-53. Агрегат отличается алюминиевой головкой и блоком цилиндров. Мотор известен своими слабыми элементами – часто выходил из строя распределитель системы зажигания, а также катушка. Но в целом, мотор мог эксплуатироваться достаточно долго – до капитального ремонта пробег, в среднем, составлял 200 тысяч километров. Также агрегат отличался и своей прожорливостью – расход был серьезный. Также водителям периодически приходилось заниматься обслуживанием. Болезнь этого мотора – клапана ГАЗ-53. Регулировка их была обычной задачей при проведении планового ТО.

Трансмиссия

Двигатели работали в паре с четырехступенчатой механической КПП. Она имела четыре передачи для движения вперед, а также одну заднюю передачу. Данные коробки тоже дожили до наших дней, хотя местами их эксплуатировали в достаточно непростых условиях.

Что касается прочих элементов в системе трансмиссии данного авто, то она построена на базе стандартной схемы. Привод автомобиля задний, а сцепление – самое классическое. Инженеры предусмотрели возможность установки раздаточной коробки, которая могла бы обеспечивать отбор мощности от двигателя.

Карбюратор

Теперь немного о системе питания. Карбюратор на ГАЗ-53 – двухкамерный, эмульсионный. Его особенность в одновременном открытии обеих заслонок при этом поплавковая камера достаточно сбалансированная. Данный карбюратор имеет индекс К-135. Он, если сравнить его с другими моделями, отличается наличием некоторых регулировок. Если неверно настроить или не настроить вовсе, то на двигателях, оснащенных стандартными ГБЦ, эксплуатировать его не удастся. Карбюратор ГАЗ-53 работает следующим образом– первая камера отвечает за подачу топливной смеси в 5, 6, 7, 8 цилиндры. А вторая – в 1, 2, 3, 4.

Зачем регулировать клапана?

Чтобы ДВС мог нормально функционировать, в каждом цилиндре двигателя имеется впускной и выпускной клапан. В процессе нагрева двигателя все его элементы раскаляются. Это касается и клапанов. Из курса физики известно, что при нагревании детали из любых материалов расширяются. Если клапан не будет иметь достаточного теплового зазора, то мотор будет работать нестабильно. Если эксплуатировать двигатель с ненастроенным зазором клапанов, то он не будет развивать своей полной мощности. При этом значительно вырастет расход горючего. Также будут слышны характерные хлопки в карбюратор и выхлопную трубу.

Как регулируются клапана на ГАЗ-53? Настройку можно осуществлять двумя способами. Рассмотрим оба. Весь процесс предельно простой для тех, кто немного разбирается в автомобилях. Настраивать клапана нужно только на холодном моторе – когда мотор хорошо прогрет, тепловые зазоры в нем могут вовсе отсутствовать. Это нужно учитывать.

Способ №1

Для начала регулировки клапана на ГАЗ-53 поршень первого цилиндра выставить в самое верхнее положение – это положение верхней мертвой точки. При этом соответствующая метка на шкиве должна совпадать с аналогичной на кожухе. В этом положении и впускной, и выпускной клапан будет закрыт.

Читать еще:  Двигатель 21129 Лада Х Рей, Ларгус: Ресурс надежность

Далее с помощью отвертки нужно придерживать винт для регулировки клапана и ослабить контргайку. Затем щуп вкладывают в зазор. Регулировочный винт вращают до того положения, когда зазор будет в норме. При этом не стоит спешить при вращении винта. Крутить его следует медленно. Щуп не вытаскивают, а винт заворачивают. Затем щуп можно вытащить. Весь перечень действий проводят и для второго цилиндра.

Существует определенный порядок регулировки клапанов на ГАЗ-53. Коленчатый вал проворачивают на 90 градусов и настраивают зазор на пятом цилиндре двигателя, еще через 90 градусов – на четвертом цилиндре. Далее порядок меняется – 2, 6, 3, 7, 8.

Второй способ

Процесс регулировки клапанов на ГАЗ-53 аналогичен тому, который используется в первом способе. Но когда поршень устанавливается в ВМТ, настраивают впускные клапаны на 1, 3, 7, 8 цилиндрах. А выпускные – на 1, 2, 4, 5. Все прочие клапана регулируют лишь после полного оборота коленчатого вала двигателя на 360 градусов.

Особенности клапанов

Клапана для двигателей ГАЗ-53 – пустотелые, изготовлены из стали. Внутри имеется металлический натрий, который там нужен для лучшего охлаждения. Нередко клапана изготавливают с различным браком. Часто в изделии недостаточное количество натрия.

В результате – повышенный износ элемента. Угадать момент, когда клапан износится, невозможно. Однако регулярный осмотр и ремонт ГАЗ-53 позволит предотвратить проблему. Проводить такие осмотры рекомендуется через каждые 3-5 тысяч километров пути в зависимости от особенностей эксплуатации.

В заключение

Итак, мы выяснили, как и зачем регулировать клапана на 53-м ГАЗоне. При регулярном обслуживании и профилактических ремонтах эти автомобили еще послужат очень долго. Ресурс, заложенный производителем, однозначно не выработался. Главное – делать все по инструкции. Тогда все обязательно получится. Также необходимы специальные инструменты (ключи, щуп) и схема регулировки клапанов ГАЗ-53. Порядок настройки данных механизмов мы указали выше.

Особенности регулировки клапанов ГАЗ-53

ГАЗ-53 – это надёжный грузовой автомобиль, выпускаемый с 1961 года. Популярность данного автомобиля обуславливается повышенной износостойкостью деталей, поэтому он успешно эксплуатируется и сегодня. Если периодически выполнять регулировку клапанов ГАЗ-53 и диагностировать техническое состояние остальных элементов двигателя, то грузовик долго прослужит верой и правдой.

Порядок регулировки

На ГАЗ-53 установлен восьмицилиндровый V-образный двигатель марки ЗМЗ, поставляемый ранее одноимённым заводом. Максимальная мощность двигателя составляет 120 лошадиных сил, а объём – 4254 кубических сантиметра.

Рекомендации

8 цилиндров в моторе предполагают наличие 16 клапанов в ГАЗ-53 (впускных и выпускных). По наличию определённых признаков водитель может понять, что необходимо выполнить их регулировку:

  • Значительное снижение оборотов.
  • Повышенный расход топлива.
  • Падение мощности мотора, соответственно, и скорости грузовика.
  • «Чихание» карбюратора.
  • Хлопки в выхлопной трубе.
  • Тяжёлый запуск движка.
  • Характерные стуки, издаваемые клапанами и толкателями после запуска.

Чтобы выполнить регулировку клапанов ГАЗ-53 необязательно дожидаться появления признаков, обозначенных выше. Можно это делать в профилактических целях каждые 500–600 километров пути. Хотя в официальной инструкции имеется рекомендация осуществления настройки клапана ГАЗ 53 спустя 700 километров.

Порядок

Регулировку клапанов ГАЗ-53 должен выполнять человек, имеющий хотя бы минимальное представление о работе двигателя внутреннего сгорания и опыт починки автомобиля.

Существуют два основных способа настройки. Второй метод применяется в основном для автомобилей со значительным пробегом. Каждый из них исполняется только на холодном моторе, так как при нагреве детали мотора расширяются – выставить зазор корректно не представляется возможным. Для этого применяются контргайка и винт под отвёртку для регулировки, которые крепятся на плечо коромысла.

  • Поршень цилиндра №1 докручивается до отметки верхней мёртвой точки.
  • Метки на шкиве и зубчатом указателе, прикреплённом к торцу движка, должны совпадать.
  • По заводским рекомендациям зазор между ножкой клапана и кулачком коромысла должен составлять 0,25–0,3 мм.
  • При приличном пробеге ГАЗ-53 детали изнашиваются и указанный выше нормальный размер зазора несколько увеличивается.
  • Водители со стажем рекомендуют использовать щуп толщиной 0,4 мм, но чаще оптимальная величина зазора определяется «на глаз».
  • Ослабляя контргайку необходимо зафиксировать регулировочный винт посредством отвёртки.
  • Выставляя зазор важно поворачивать винт медленно до полного зажатия щупа.
  • Щуп удаляют, только убедившись в верности выполнения настройки.
  • Те же манипуляции проделываются и для второго клапана на данном цилиндре.
  • Прежде чем перейти к регулировке клапанов каждого последующего цилиндра коленчатый вал нужно провернуть на 90 градусов.
  • Остальные клапаны настраиваются в такой последовательности цилиндров – 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8.

Варианты ремонта двигателя автомобиля со значительным пробегом

Грузовики эксплуатируются в течение длительного срока, но не всегда вовремя проходят регулярный технический осмотр. Закономерный результат – возникновение проблем в работе мотора, повышение расхода топлива и проблема с запуском. Причина неполадок – изнашивание деталей и увеличение зазоров. Следствие – необходимость ремонта ГАЗ-53.

В качестве профилактики возникновения проблем для машин с внушительным пробегом рекомендуется применять второй способ регулировки клапанов.

  • Принцип регулировки клапанов ГАЗ-53 идентичен с тем, что описан в первом способе, меняется лишь порядок.
  • После поворота поршня цилиндра до совпадения отметок настраиваются сначала впускные клапаны цилиндров 1, 3, 7, 8.
  • Затем, необходимо отрегулировать выпускные клапаны цилиндров 1, 2, 4, 5.
  • Завершающий этап – настройка оставшихся клапанов с предварительным поворотом коленчатого вала на 360 градусов.

Выполнить описанные действия и произвести полную настройку при наличии некоторого опыта и базы знаний можно всего за час, сэкономив кучу времени и средств на ремонте двигателя. Но следует быть предельно осторожным и визуально контролировать каждый этап.

Технические нюансы при ремонте

Клапаны, установленные в движке ГАЗ-53, являются пустотелыми и изготовленными из стали. Для обеспечения лучшего и более быстрого охлаждения деталей в состав металла добавляют натрий. Детали изготавливаются в заводских условиях и такой брак, как недостаточное количество натрия, очень сложно отследить. Хотя данная ситуация является распространённой. Результат – снижение износостойкости втулки детали.

Заранее отмерить срок службы и предугадать момент выхода из строя невозможно, но прохождение регулярного технического осмотра и обслуживания значительно снизит риск поломки двигателя.

Наплавление в виде сплава марки XH-60ВУ, которым покрывают головку и сальники клапанов рассматриваемого грузовика, поможет значительно усилить защиту деталей от износа, поломки и перегрева даже при работе двигателя на повышенных оборотах. Наибольшая нагрузка приходится на седло клапана, так оно подвержено воздействию сильной вибрации.

Двигатель – это сердце автомобиля, а клапаны отвечают за подачу в него горюче-смазочных материалов, которые можно сравнить с кровью в организме. От технического состояния, правильности и эффективности работы каждой из этих составляющих зависит качество и длительность срока службы всего ГАЗ-53.

Видео по теме: Регулировка клапанов ГАЗ-53

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-53: грузоподъемность, устройство и схема

Горьковский автомобильный завод в период с 1961 по 1993 год поставил на поток выпуск среднетоннажных грузовиков ГАЗ-53. Грузоподъемность автомобиля составляла от 3 до 4,5 тонны, в зависимости от модификации. Рассматриваемая машина относится к третьему поколению этого класса. Данное транспортное средство, с учетом всех трансформаций, стало самым массовым по серийному выпуску из советских грузовых авто. За период производства было выпущено более четырех миллионов машин.

Модельный ряд (ГАЗ-53 Ф)

До 1967 года разрабатывался и выпускался ГАЗ-53 Ф. Авто оснащалось шестицилиндровым силовым агрегатом с четырехступенчатой КПП. Расход топлива составлял порядка 24-х литров на сотню километров. Мостовой узел имел конические шестерни, движок от ГАЗ-11 форсировали для увеличения сжатия смеси.

Рассматриваемая модель автомобиля ГАЗ-53, грузоподъемность которой составляла 3,5 тонны, оснащалась новыми шинами и увеличенной базой. На основе этой машины проектировались бортовые грузовики, самосвалы, молоковозы и прочее. Учитывая частый выход из строя деталей, низкую мощность и ряд конструкторских недочетов, авто не пользовалось популярностью и было снято с производства в 1967 году.

Читать еще:  Газонокосилка с мульчированием: бензиновые, мульчирование газона, что это такое, электрическая, самоходная

Серии 53 и 53А

Период с 1964 по 1983 год ознаменовался выпуском моделей ГАЗ-53 и 53А. Эти модификации оснащались более мощной силовой установкой ЗМЗ-53 на 115 литров. Конструкция обеспечивала увеличение скорости до 85 км/ч при расходе горючего (л/км) – 25/100. Для расширения функционала грузовика было предусмотрено обустройство самосвальной платформы, крытого кузова, приспособление снятия мощности для гидравлического насоса.

Грузоподъемность ГАЗ-53 была ниже на 0,5 тонны (3,5 и 4,0), чем у модели 53А. Кроме того, вторая вариация имела следующие преимущества:

  • Более мощную среднюю ось.
  • Конструктивно обновленный кардан.
  • Проработанный рулевой механизм.
  • Обновленную радиаторную защиту.
  • Дублирующие поворотники на крыше.
  • Новое отопление кабины и стеклоочистители на электроприводе.

Рассматриваемая модель советского грузовика была отмечена Государственным знаком качества СССР.

Модификация 53-12

Эта модель ГАЗ-53, грузоподъемность которой составляла до 4,5 тонны, выпускалась с 1983 по 1992 год. Машину оснастили двигателем ЗМЗ-511 мощностью в 120 конских сил, скоростным максимумом в 90 км/ч. Расход топлива увеличился до 30 литров на сотню, однако появилась возможность монтажа газовой установки для заправки сжиженным либо сжатым газом.

Грузовик рассчитан на транспортировку различных грузов по трассе и грунтовой дороге при температуре окружающей среды от –40 до +40 градусов по Цельсию. Рассматриваемая модель является усовершенствованной версией серии 53А. Авто получило усовершенствованный мотор, резину радиального типа, что дало возможность повысить динамику и проходимые качества транспортного средства. Машины с газовыми установками выпускались под индексами 53-27 и 53-19.

Обновленный силовой агрегат оснащался секционным насосом для масла, фильтрующими полнопоточными элементами, новыми цилиндровыми головками, вентиляция картера осуществлялась по закрытому контуру. Также были усилены осевая балка, амортизационные и рамные элементы, токсичность выхлопа снизилась практически на 20 процентов.

Экспортные и модернизированные варианты

Грузоподъемность машины ГАЗ-53, идущей на экспорт, достигала 4,5 тонны. На реализацию за рубеж шли модификации серий 53-50 и 53-70. Востребованы автомобили были в Бельгии, Финляндии, социалистических странах. На Кубе и в Болгарии имелись производственные мощности для сборки машин из комплектов, получаемых от Горьковского автозавода.

Модернизированные и экспортные серии позднего выпуска оснащались триплексом переднего обзора, бесконтактным блоком зажигания, современными светотехническими элементами, аварийными датчиками, гидровакуумным усилителем, распределителем давления при торможении по всем осям.

Например, грузоподъемность ГАЗ-53 (самосвал) с индексом 02 составила более 4-х тонн с вместимостью цельнометаллической самоопрокидывающейся платформы кузова в пять метров кубических груза. Самосвал широко использовался в промышленности и сельском хозяйстве. Благодаря конструкционным особенностям выгрузка производилась на удобную рабочую сторону.

Технические свойства

Ниже представлены основные технические характеристики автомобиля ГАЗ-53, схема электрооборудования:

  • Силовая установка – поршневого типа, карбюраторная, четырехтактная, изготовлена из алюминиевого сплава.
  • Объем (куб. см) – 4 250.
  • Мощность (л. с.) – 115.
  • Охлаждение жидкостное.
  • Конструкция – рамная, двухдверная с левым размещением руля.
  • Узел подвески – передняя (зависимая, рессорная балка), задняя (аналогичная листовая рессора).
  • Коробка передач – механика, четыре ступени.

Электрооборудование состоит из следующих элементов:

  • Размещенных в салоне приборов.
  • Аккумулятора (75 а/ч).
  • Стартера, генератора.
  • Проводки.
  • Моторов стеклоочистительного и отопительного узла.
  • Элементов блока зажигания.

Топливный бак грузовика вмещает в себя 90 литров, максимальная скорость составляет 85-90 км/ч при расходе горючего 24 литра на сотню километров.

Прочие данные

ГАЗ-53, грузоподъемность максимальная и прочие характеристики представлены ниже:

  • Длина/ширина/высота (м) – 6,4/2,38/2,22.
  • База колесная (м) – 3,7.
  • Колея (передняя/задняя), м – 1,63/1,69.
  • Клиренс (см) – 26,5.
  • Вес авто в снаряженном состоянии (т) – 3,25.
  • Полная масса ­(т) – 8,25.
  • Грузоподъемность максимальная (т) – 4,0.
  • Тормозная система – барабанного типа по всем осям, гидравлический усилитель.
  • Сцепление – дисковое, сухого типа с рычажным приводом.
  • Стальные колесные диски.

Данные характеристики приведены для стандартной модели ГАЗ-53. У модернизированных вариаций показатели грузоподъемности, динамики и ресурсов мотора несколько выше.

Плюсы и минусы всей серии

Отечественный грузовой автомобиль ГАЗ-53, грузоподъемность которого была достаточной для выполнения различных хозяйственных заданий, имеет объективные преимущества и недостатки. К плюсам авто можно отнести следующее:

  • Простоту и надежность в обслуживании.
  • Легкость в управлении.
  • Недорогое и доступное обслуживание, а также проведение мелкого ремонта практически в любых условиях.
  • При своевременной замене масла и фильтров ресурс силового агрегата до капитального ремонта достигает 400 тысяч километров и более.

Среди недостатков выделяют такие проблемы:

  • Невысокий ресурс работы тормозов и узла сцепления.
  • Приличный расход горючего.
  • Ненадежность соединения элементов кардана, распределителя и вариатора.
  • Протекание сальника заднего коренного подшипника мотора.

Невзирая на все недостатки, рассматриваемый грузовик можно встретить и сегодня на отечественных дорогах, что дополнительно подтверждает его популярность, особенно в сельской местности.

Особенности

Учитывая период выпуска, ГАЗ-53 выглядел довольно современно. Автомобиль имеет цельную оснастку радиатора на уровне фар. Прочная рама служит для связи большинства агрегатов и блоков транспортного средства. При необходимости транспортировка шасси могла производиться без кузовной части и кабины.

Топливный бак расположен под водительским сиденьем, горловина для залива горючего размещена за кабиной у края водительской дверцы. Это решение сыграло положительную роль при переходе с бензина на газ, поскольку установка монтируется под кузовом, где у большинства авто находится бензобак.

Машина запускалась при помощи электрического стартера, комфорт в салоне поддерживал отопительный узел и электростеклоочистители. Кресло для водителя и пассажира объединено в один цельный «диван». В салоне предусмотрены отсеки для хранения инструментов и приспособлений. Вместо указателя давления масла и амперметра появились сигнальные датчики, а также часы.

Внутренняя начинка

Высокая грузоподъемность авто ГАЗ-53 обеспечивается не только прочной рамой. Большую роль в динамике и эксплуатационных качествах грузовика играют внутренние системы и механизмы.

Блоки цилиндров изготавливаются из алюминиевого сплава типа Ал-4. Конструкция представляет собой V-образный моноблок, который термически обработан, имеет прямой угол по осям. Поршневые элементы отливаются из сплава типа Ал-30. Сам поршень имеет круглую форму с прорезанными в теле направляющими канавками для колец.

Посадочные седла клапанов, коленвал выполнены из чугуна, направляющие втулки – из медно-графитовой смеси. Блоки и головки цилиндров фиксируются между собой при помощи резьбовых шпилек с уплотнительными прокладками. От осевого смещения коленчатый вал защищен двумя шайбами, установленными по обеим сторонам от опоры шейки.

Газораспределение

Механизм ГРМ отыгрывает свою роль, в том числе влияет и на то, какая грузоподъемность у ГАЗ-53, в зависимости от модификации. У стандартной модели это механизм с верхним монтажом клапанов. Узел включает в себя:

  • Распредвалы и толкатели.
  • Шестерни.
  • Коромысла и штанги.
  • Направляющие для втулок и пружин.

В систему подачи питания входят топливный бак, трубы и шланги, механический насос с диафрагмой, карбюратор на две камеры, фильтрующие элементы. Масляный насос способствует подаче масла к трущимся деталям самотечным способом либо под давлением. Воздушный фильтр – инерционного типа, в котором частицы загрязнений оседают в масляной ванне.

Охлаждающая система представляет собой закрытый узел с помпой. Состоит блок из водяной рубашки, помпы, радиатора, термостата, вентилятора с кожухом, жалюзи и соединительных элементов. Объем узла – 22 литра при контактной схеме зажигания.

Заключение

Как бы ни ругали советскую автомобильную промышленность, существовало достаточно много образцов, достойно выполнявших свои функции. Одним из таких авто стал ГАЗ-523, самый массовый грузовик, имеющий различные модификации. Он помогал аграриям, промышленникам, автотранспортным предприятиям выполнять план, был неприхотлив в эксплуатации и ремонте. При этом грузоподъемность ГАЗ-53 (бортовой вариант) составляет 3-3,5 тонны, а более современные модели и самосвалы осиливают до 4,5 тонны нагрузки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: