Гусеничный вездеход ✅: снегоболотоходы, болотоход Ник, легкий Ваер 1800, подвеска, сколько стоит, какой лучше колесный или на четырех гусеничном ходу, Патруль Трак, пока без названия, конструкция, ведущие звездочки, Сайдсвайп, руль вместо рычагов, японский, Дозор, с двумя мостами, Лунтик
Про гусеничные и колесные вездеходы
Все большую популярность приобретают колесные вездеходы. Я понимаю, что более или менее это связано с развитием “дорожной сети”. Хотя какая может быть дорожная сеть для маршрутов “внедорожных транспортных средств”? Оказывается может! Первый “тревожный звоночек” прозвучал в Якутии, когда для МЧС организовала спасательную экспедицию сразу из 2 “партий”. В первую партию пошла “традиционная” двойка гусеничных вездеходов ГАЗ-34039. А вот вторая партия отправилась на “Уралах” в составе “вахтовок” и, надо полагать, грузовых, потому что в “Уралы” были погружены снегоходы. Причем “Уралы” вышли позже более чем на сутки. Но оказалось, что в “радиус доступности” снегоходов, они должны добраться быстрее, чем гусеничники. Вот так: “Урал” конечно проходимая машина, но ведь совсем без дороги он не идет, во всяком случае не быстрее гусеничного вездехода точно!
Есть такая фирма – “Трэкол”. В основном парни правы. В чем то нет. Но за то, что они выяснили, и всем доказали, что тундра держит 0,12 кг на квадратный сантиметр удельного давления, им надо памятник поставить от всех российских вездеходчиков. При этом есть “отрицательный” опыт освоения тундры западнее Урала на гусеничных вездеходах ГАЗ. В результате имеем надписи по всей тундровой зоне типа “Въезд гусеничной техники запрещен”.
Но так ли уж плоха гусеничная техника? Стоило создать гусеничный вездеход с удельным давлением менее 0,12 кг/кв.см и по тундре пошла машина замечательно. Следов проезда нет! Даже на поворотах. Можно конечно специально напакостить разворотами на месте, но ведь и “Шерп” с бортовым поворотом тоже выроет!
С другой стороны, если “обуть” колесник типа “Тром” хотя бы в эрзац гусеницы проходимость резко увеличивается. Там мужики пробовали.
А еще колёса “Трэкол” не держат давления менее 0,15 кг/кв.см. Нет, есть конечно в интернете очень много всякого, в т.ч. и видео, где колесники, как правило “пустые”, смело рвут шины на давлении 0,08кг/кв.см. Вот только это ж давление “в колесе”, кто сказал, что “под колесом” тоже 0,08? Эти парни, ну как правило, и слышать не слышали о таком приборе, как “месдоза”. А ведь его надо еще правильно поставить, да еще в такие грунты как в тундре. Непростая скажем задачка.
Так что несмотря на все отрицательные . мнения (и не более того)! Гусеницы далеко еще не все сказали в вездеходах.
ТОП-8 гусеничных вездеходов для труднопроходимой местности
Вездеходы и снегоболотоходы являются незаменимыми транспортными средствами в регионах, где преобладают грунтовые дороги, снежная целина, песчаный грунт, оттаявшая земля тундры и непроходимые болота. Спецтехника используется для перевозки людей и грузов. Часто к помощи такого транспорта прибегают геологи, нефтяники, военные, служащие МЧС, рядовые охотники и рыбаки. Гусеничный вездеход способен преодолеть любые сложности и добраться до места назначения практически в любых погодных и климатических условиях.
Что лучше — колесный или гусеничный вездеход
Отечественные компании предлагают несколько разновидностей снегоболотоходов. Некоторые образцы оснащены колесами, другие — гусеницами. Иногда встречаются и комбинированные модели колесно-гусеничных вездеходов, однако чаще всего их собирают по заказу. Чтобы определить, какое транспортное средство является наиболее эффективным в условиях бездорожья, нужно ознакомиться с сильными и слабыми сторонами каждого образца.
К преимуществам колесных транспортных средств относят следующее:
- возможность передвижения по грунтовому или асфальтовому покрытию;
- масса автомобиля на колесах меньше, чем на гусеницах;
- расходуют меньше топлива;
- ходовая часть таких машин устроена легче, чем у аналогичных гусеничных моделей, поэтому ремонтировать и обслуживать их проще, особенно в полевых условиях;
- несмотря не меньший вес устройства, вездеход может перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как оппонент;
- колеса не приносят большого вреда растительности;
- легко передвигаются по воде.
Сильными сторонами гусеничного вездехода считается следующее:
- максимальная проходимость — он пройдет там, где не справится ни один другой транспорт (целина, болотистая местность, талый рыхлый снег и т.д.);
- звенья цепи складываются в двух плоскостях, что обеспечивает плавность движения, вездеход ползет по поверхности, как змея;
- транспортное средство способно преодолевая высоты, которые приравниваются к габаритам самой техники;
- ряд машин оборудован гусеницами, которые не вредят асфальтовому покрытию и не требуют дополнительного разрешения для передвижения по шоссе;
- остальные модели оснащены специальной резиновой «обувью», которая позволяет двигаться по обустроенным дорогам.
Сказать однозначно, что лучше — гусеницы или колеса, достаточно сложно. Выбор зависит от условий эксплуатации.
В условиях полной непроходимости гусеничный транспорт лучше справится с поставленными задачами.
Если же речь идет о простых грунтовых дорогах в загородной местности, то колесного транспорта будет более чем достаточно.
Особенности устройства
Основная задача болотоходов на гусеницах заключается в передвижении по непроходимой местности, там, где не может проехать ни одно другое транспортное средство. Они способны преодолевать высокие препятствия с уклоном в 30°, снежные заносы, вечную мерзлоту, пересеченную местность тундры, болота и проезжать по дну водоемов. Транспорт имеет особую конструкцию, которая делает его мощным, надежным, безопасным, простым в управлении и достаточно маневренным.
Большинство моделей имеет полностью герметичный корпус, что позволяет применять транспортное средство в самых неблагоприятных условиях. Также производители могут оснастить технику дополнительным оборудованием, что превратит грузовую машину в механизм специального назначения — пожарный или спасательный автомобиль, буровую установку и т.д. Гусеницы обеспечивают точное и прочное сцепление с поверхностью грунта, за счет чего вездеход может пройти там, где застрянет любой колесный автомобиль.
Популярные гусеничные вездеходы
Российские заводы производят несколько разновидностей вездеходов, которые отличаются размерами, техническими параметрами и условиями эксплуатации. Однако есть ряд самодельных транспортных средств, которые умельцы собрали на базе отечественного автопрома, но многие из них пока без названия.
«Охотец»
Российский вездеход оборудован китайским одноцилиндровым двигателем Lifan, который обладает мощностью 13-24 л.с. и объемом 389 см³. Под заказ можно установить японский двигатель от Mazda, но это повлияет на стоимость готового продукта. Коробка передач 4-ступенчатая от ВАЗ 2107, сиденья мягкие автомобильные, вместимость до 4 человек. Для передвижения по воде — 2 человека. Разворот и повороты осуществляются с помощью двух рычагов управления, как в танке. Максимальная скорость — 20 км/ч на суше,2 км/ч — на воде.
Вес вездеходного средства составляет 500 кг, что позволяет его перевозить в прицепе или в кузове грузового автомобиля. Все комплектующие вездехода «Охотец», кроме двигателя, производятся в России, что существенно упрощает ремонт и замену деталей.
Tinger Scout
Является легким гусеничным вездеходом туристического назначения. Транспорт состоит из пространственной рамы на основе труб, пластикового кузова, способного вместить до 2-4 человек, и бензинового 1- или 4-цилиндрового двигателя объемом от 380 до 1100 см³. Дополнительно агрегат оснащен вариатором и цепной передачей, которая позволяет рассогласовывать скорость гусениц.
В России происходит лишь сборка данных моделей. Двигатели закупают в Китае (Chery или Lifan), вариаторы — в США, а раму и кузов заказывают из Канады.
Самодельный гусеничный вездеход является индивидуальной разработкой российского умельца. В основу автомобильной техники «Ник (Никола)» положены кабина и запчасти от отечественного автопрома. Кабина герметична, что позволяет снегоболотоходу преодолевать водные преграды. Двигатель 200 л.с. обеспечивает развитие достаточно большой скорости. В кузове стоит коробка передач и руль от ВАЗ, что обеспечивает комфортное управление транспортным средством.
«Патруль Трак»
Всесезонный вездеход разработан на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в 2018 г. Он представляет собой комбинацию снегохода и квадроцикла, легко передвигается по заснеженной целине и по болотистой местности. Техника способна преодолевать преграды до 50 см в высоту и до 70 см в глубину. Максимальная скорость по грунту — до 60 км/ч, по снежным сугробам — до 30 км/ч. Вездеход оборудован багажником, который способен перевозить до 200 кг груза.
Двигатель на «Патруле Трак» установлен бензиновый с мощностью 55 л.с. и объемом 708 см³. Бак вмещает 38 л топлива. Дополнительно установлен руль вместо рычагов, что упрощает управление транспортом и повышает маневренность.
«Ваер 1800»
Считается компактным легким вездеходом, который разработан российским мастером. Кабина рассчитана на 2 человек. Ход обеспечивается ведущими звездочками и ленточной цепью. Плавность движения «Ваера 1800» обеспечивают амортизаторы. Все комплектующие взяты из отечественных автомобилей, двигатель карбюраторный, коробка передач — стандартная. Кузов оснащен двумя мягкими автомобильными сиденьями, механической коробкой передач, управление обеспечивают два рычага вместо руля.
«Сайдсвайп»
Самодельный снегоход на гусеницах собран полностью из комплектующих российского автопрома:
- двигатель и коробка передач — от автомобиля Ока;
- подвеска и пост — от классического ВАЗа;
- колеса — с Нивы с переваренной серединой;
- гусеницы — из конвейерной ленты.
«Сайдсвайп» способен развивать скорость до 40 км/ч. Вес вездехода 850 кг, вместимость — до четырех человек. Двигатель установлен бензиновый 30 л.с. Полный привод. Единственный недостаток — техника не предназначена для передвижения по воде. Поэтому использовать ее на тонком льду нежелательно.
«Дозор»
Вездеход производится в Ярославской области на базе двигателей дизельных VAG 1.9 с мощностью 75 л.с. или бензиновых ВАЗ-21116 — 98 л.с. Кабина предназначена для перевозки пассажиров и грузов. Вместимость 5 человек + 1 водитель или 600 кг груза, может брать на буксир до 2 т. Максимальная скорость на суше до 50 км/ч, на воде — 3-6 км/ч. Ход подвески — 18 см. «Дозор» оборудован механической коробкой передач и рулем, что облегчает управление вездеходным средством.
Если не использовать технику на песчаном грунте, эксплуатация ведущих звездочек, которые считаются оригинальной российской разработкой, может продлиться до 5000 км.
«Лунтик»
Также является разработкой российского мастера. Двигатель взят из автомобиля Ока, коробка передач и вариатор — из ВАЗ 2101. Цепь двухрядная, опорные колеса размером R16, гусеницы — транспортерная лента. Поворот дифференциальный. Промежуточный редуктор «Лунтика» — от пускача бульдозера Т-130.
Как сделать вездеход на гусеницах самостоятельно
При желании вездеход на гусеницах можно попробовать собрать самостоятельно. Для этого нужно найти или составить чертеж будущей конструкции и собрать комплектующие для автомобильного средства.
Примерный список необходимых деталей следующий:
- кузов (можно сделать самостоятельно из металла или взять за основу любой от машин ВАЗ);
- листовой металл;
- двигатель и ходовая часть (коробка передач, мосты, руль или рычаги и т.д.);
- тормоза (колодки или дисковые);
- сиденья (можно автокресла или свой вариант);
- колеса размером R13-R16;
- ступицы;
- гусеницы.
Это минимальный набор, который поможет собрать бюджетный самодельный вездеход.
Управление вездеходом на гусеничном ходу
Управление гусеничным вездеходом осуществляется двумя способами в зависимости от установленной ходовой части. Так, например, если для управления снегоболотоходом используются рычаги, то дифференциалы располагаются по бокам, а в полу может размещаться пневморычаг, который отвечает за натяжение гусениц. Управление таким агрегатом аналогично с вождением трактора. Если был такой опыт, то проблем возникнуть не должно. Нужно лишь привыкнуть.
Если в основу положена ходовая часть от ВАЗа, то сложностей с управлением еще меньше, т. к. оно часто оснащено механической коробкой и простым рулем. Водителю нужно лишь немного попрактиковаться, чтобы привыкнуть к габаритам и отзывчивости поворотных частей.
9 уникальных советских вездеходов, для которых не существует вообще никаких преград
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наша страна всегда славилась своими необъятными просторами и уникальным климатом. Но для покорения ее наиболее отдаленных уголков нужны не только сильные духом люди, но и особые машины. Поэтому не будет ошибкой сказать, что у нас строились лучшие вездеходы. Этой технике нипочем ни болота сибирской тайги, ни холод арктической тундры.
1. ГТ-С / ГАЗ-47
В 1951 году инженерам Горьковского автозавода поручили разработать новое для них транспортное средство – снегоболотоход. Всего за три месяца была спроектирована машина, предназначение которой – перевозка людей и грузов в особо тяжелых климатических и дорожных условиях. Несмотря на скромную мощность 74-сильного бензинового двигателя, грузоподъемность ГТ-С составила 1 тонну.
Транспортер ГТ-С, а также его дальнейшие модификации, стал настоящей рабочей лошадкой в Сибири и на Крайнем Севере. Машина даже участвовала в Антарктической экспедиции.
2. Урал-5920
В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.
Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.
Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.
3. КрАЗ-255Б
В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.
На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.
4. БТ361А-01 «Тюмень»
В 1978 году совершил первую поездку новый гусеничный вездеход БТ361А-01 «Тюмень». Машина построена по такой же схеме, как и Урал-5920, но с использованием агрегатов трактора К-700. Две гусеничные тележки через гидроподвеску крепятся к грузовой платформе.
«Тюмень» приводится в действие от двух 12-цилиндровых двигателей ЯМЗ-240 мощностью 220 кВт. Максимальная грузоподъемность машины – до 36 тонн, а ездит она со скоростью до 15 км/ч. Всего было построено 1500 вездеходов.
5. СВГ 701 «Ямал»
В сотрудничестве с канадской фирмой Formost в СССР был разработан уникальный вездеход. Машина 20-метровой длины передвигалась с максимальной скоростью 15 км/ч и могла перевозить крупногабаритный груз массой до 70 тонн. Всего было построено 2 экземпляра, которые использовались на нефте- и газодобыче в Сибири.
6. АТ-Т и «Харьковчанка»
В годы Великой Отечественной войны в СССР появились новые артиллерийские орудия большого калибра, и для их перемещения потребовались особые машины. В 1947 году на Харьковском машиностроительном заводе были собраны первые экземпляры тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. 20-тонная машина оснащалась двигателем от танка Т-34 и могла тащить за собой прицеп массой 25 тонн, перевозить 4 человека в кабине и еще 16 в кузове.
Помимо перевозки мощных артсистем, АТ-Т использовались как инженерная машина и носитель радиолокаторов. Кроме военных, тягач был просто незаменим для геологов, работающих в Сибири. А в 1956 году АТ-Т попали на Антарктиду. Машины участвовали в составе экспедиции, где хорошо себя проявили.
В дальнейшем военный тягач был существенно модернизирован и под именем «Харьковчанка» стал одним из самых надежных транспортных средств в самом холодном месте планеты. А в конце декабря 1959 года колонна из трех советских машин и вовсе добралась до Южного полюса.
7. «Синяя птица»
В Советском Союзе выпускали не только колесные и гусеничные вездеходы, но также шнекоходы. Эти машины оказались незаменимы в… космической программе СССР. Комплекс «Синяя птица» состоит из трехосной амфибии ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906. Комплекс был разработан для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов и используется до сих пор. ПОДРОБНЕЕ
8. ДТ-10/30 «Витязь»
Опыт использования в СССР вездеходов разной конструкции в самых сложных условиях показал, что одной из наиболее удачных схем являются машины сочлененного типа. ДТ-30 «Витязь» – это двухзвенный гусеничный вездеход-амфибия массой 29 тонн, способный перевозить до 30 тонн груза. Машина оснащена 39-литровым дизельным двигателем и полуавтоматической коробкой передач. Машина отлично себя зарекомендовала за много лет эксплуатации в Сибире, Арктике, на Дальнем Востоке.
9. ШСГ-401
С распадом СССР не перестали строить уникальные машины для покорения экстремальных природных условий. В современной России постоянно появляются новые модели. Шасси снегоболотоходное гусеничное ШСГ-101 – это 54-тонная машина длиной 15 метров, способная перевозить до 40 тонн грузов.
Основа машины – это мощная рама, на которой установлен 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2. Благодаря ему уникальный аппарат может двигаться со скоростью до 15 км/ч как по снежной целине, так и по болоту или песку. При этом преодолеваются броды до 1,8 метра глубиной.
И сейчас у нас создаются крутые гусеничные вездеходы, в том числе на базе «Газели», которая стала идеальной машиной для охотников и рыболовов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вездеход, снегоход, болотоход!
Вездеход-снегоболотоход «Витязь» — хороший гусеничный транспортер для тяжелых условий
Вездеходу Витязь любые трудности нестрашны
Покорители, болотных топей, заснеженных равнин Арктики, отдалённых уголков Сибири – такими эпитетами можно охарактеризовать гусеничные вездеходы Витязь. Эти машины не знают равных:
они штурмуют водные преграды, получая второе название вездеходы-амфибии;
побеждают крутые склоны;
поставляют грузы нефтяникам и газовикам.
Существует несколько видов машин этого класса: ДТ-10, ДТ-30, ДТ-10П, ДТ-30П. Наличие буквы «П» в обозначении модели говорит о том, что рассматривается плавающая модель машины.
Вездеход Витязь появился на заводе транспортного машиностроения в городе Ишимбае в конце 80-х годов прошлого века. Он является главным детищем конструктора Константина Осколкова -ветерана Великой Отечественной войны.
Вездеход-амфибия был предназначен для армейских нужд, он должен был стать неоценимым помощником солдат во время форсирования рек. Но его судьба сложилась иначе. Не найдя достойного применения как военная машина, Витязь оказался востребован в гражданской жизни.
ДТ-10 является универсальным транспортным средством, работающим в сложных условиях. Ему не страшны суровые 40 °C морозы или жара до 50 °C. Упорно стремясь к решению поставленных задач, гусеничный вездеход штурмует крутые подъёмы, 4-метровые рвы, преодолевает водные преграды.
Особенности конструкции
Вездеходы амфибии Витязь ДТ-30, ДТ-20, ДТ-10П для Арктики
Важной конструктивной особенностью Витязя является его двухзвенность. Первое звено представляет собой автономную систему с кабиной для экипажа (до 7 человек), здесь находится двигатель, трансмиссия. Вторая часть вездехода-снегоболотохода может быть представлена как кузов, крытый тентом. Существуют модификации машин, имеющих в качестве прицепной части платформу, на которую может устанавливаться определённый груз или оборудование.
Сочленение частей между собой производится с помощью специально разработанного поворотно-сцепного устройства. Управление функциями поворота, подъёма, опускания осуществляется водителем машины.
Водомёт и гребной винт – неотъемлемые части вездехода-амфибии, с их помощью его скорость движения в воде увеличивается с 6 до 15 м/с.
География использования
Рассматривая возможности этих удивительных машин, следует рассмотреть их заслуги перед полярниками и нефтяниками. ДТ-10 и ДТ-30 преданно и верно несут свою вахту в полярных широтах, преодолевая суровые морозы и снежные занося. Они уверенно движутся по болотам, чащам сибирской тайги, дальнего востока, оказывая неоценимую помощь нефтяникам, газовикам.
Вездеход-снегоболотоход – это именно та техника, которая способна доставлять грузы в районы вечной мерзлоты, штурмуя трещины во льдах, преодолевая ледяные торосы, переплывая реки. Широкие гусеницы, равномерно распределяющие нагрузку, позволяют машине двигаться довольно быстро по бездорожью.
Используемая для производства гусениц этих гигантов транспортёрная лента большой ширины (более 1м) способствует бережному их перемещению по земле. Большой вес техники не отражается на глубине оставляемых ею следов.
Высокая скорость движения ДТ-10 по бездорожью стала их отличительной чертой. Двигаясь на скорости 37 км/ч, машина способна нести 10 т грузов. Установленная дополнительная платформа увеличивает массу перевозимых грузов.
Быстрые, манёвренные вездеходы этого класса стали неотъемлемой частью технического оснащения отрядов спасателей, работающих в районах возникновения чрезвычайных ситуаций: наводнений, землетрясений, цунами. Они способны быстро перевезти из зоны бедствия большое количество людей. Такой способ эвакуации обходится дешевле, чем с помощью вертолётов.
Вездеход-снегоболотоход ДТ-30 рассматривается как средство сообщения, доставки грузов для жителей севера. Его большая грузоподъёмность (30 т.), способность перемещения по воде помогает сократить время разгрузки больших судов, доставляющих грузы по Северному Морскому Пути. С учётом дополнительного прицепного устройства и платформы на воздушной подушке, которую может перемещать вездеход-амфибия, общая масса доставленных им за 1 раз грузов достигает 100 т.
Особыми достоинствами плавающих вездеходов является их надёжность, возможность проведения оперативного ремонта. Неслучайно, именно вездеходы-снегоболотоходы были использованы для перемещения больших грузов в Антарктиде.
Плавающий вездеход – это та техника, которая может найти множество применений в обычной жизни, если внести небольшие изменения в его комплектацию. Так, установленный на машине манипулятор поможет поднимать грузы со дна рек, или, наоборот, опускать их в воду.
Вездеход-амфибия разрабатывался не только для передвижения по сугробам и торосам, его возможности позволяют применять их за пределами полярных широт. Им будут подвластны болота любой части планеты или пески пустыни.
Рассматривая возможности и достоинства вездеходов-снегоболотоходов нельзя не отметить их уникальность, большой потенциал их применения в различных отраслях хозяйства.