Культиватор Тарпан: ТМЗ-МК-03, 04, 031, ЭК-03, мотокультиватор, отзывы владельцев, неисправности и их устранение, с двигателем Briggs Stratton, электрокультиватор, навесное оборудование, инструкция по эксплуатации, ремонт своими руками, электрический, американским, замена масла
Тарпан ТМЗ МК-03 мотоблок – инструкция по эксплуатации мотокультиватора
Сельская жизнь накладывает определенный отпечаток не только на самого человека, но и на тот род деятельности, которым он занимается. Живя в деревне, практически невозможно обойтись без личного огорода, где можно выращивать различные овощи, зелень и, конечно же, картошку.
Однако, чтобы это было возможным, необходимо ежегодно производить предварительную подготовку почвы, т.е. пахать и культивировать её, чтобы урожай мог вырасти в нормальном режиме.
Раньше пахотные работы представляли собой довольно трудоемкий процесс, с применением ручного труда и примитивных орудий, но с течением времени данный процесс существенно упростился. Это стало возможным, благодаря частичной автоматизации всего процесса, посредством применения таких видов спецтехники, как мотоблок.
С помощью данного устройства можно производить практически весь комплекс сельскохозяйственных работ, что делает его практически незаменимым в хозяйстве каждого дачника и фермера. В нашей стране пользуются популярностью самые различные марки мотоблоков, как отечественных, так и зарубежных.
Ценность первых заключается в относительно невысокой стоимости и неплохих рабочих показателях. Данным критериям сполна соответствует мотоблок Тарпан, который является детищем производственного объединения Туламашзавод.
О производителе
Туламашзавод представляет собой крупное объединение различных компаний, где во главе стоит акционерное общество с целым рядом дочерних предприятий.
Основной сферой деятельности данных компаний является обеспечение оборонной промышленности различными изделиями, а также изготовление различной продукции для бытовых нужд. Территориально предприятие располагается на месте бывшего Байцуровского завода, организованного в 1879 году.
Специализировался он на выпуске различных чугунных и медных изделий.
В 1912 году завод стал частью Императорского Тульского оружейного завода.
ООО «Туламаш-Тарпан», являющаяся дочерним предприятием компания Туламашзавод, специализируется на изготовлении малогабаритной сельскохозяйственной техники на территории нашей страны.
Компания имеет достаточно широкое представительство в регионах и в странах ближнего зарубежья – порядка 70 дилерских центров. Такое широкое распространение позволяет технике Тарпан с каждым годом увеличивать свои продажи, а также популяризировать ее в других странах.
Мотоблоки Тарпан – это настоящий российский продукт, сочетающий в себе безусловное качество исполнение и доступность приобретения.
Более подробно о компании Туламашзавод смотрите на видео:
Технические характеристики и цены моделей
Мотоблок Тарпан, технические характеристики которого мы рассмотрим далее, стал выпускаться с 1991 года. Заводские специалисты ежегодно производили улучшение основных характеристик модели, желая сделать агрегат конкурентоспособным среди мотоблоков.
Однако, в 1995 году было принято решение о приостановке производства мотоблоков Тарпан, посчитав это дело нерентабельным. Однако, благодаря энтузиазму отдельных специалистов, новый Тарпан с иностранным двигателем Briggs&Stratton получил достаточно лестные отзывы, что привело к серийному выпуску модели.
С 1997 года начинается новая эра мотоблоков Тарпан, обусловленное ежегодным ростом темпов производства и повышения конкурентоспособности данной марки.
Модельный ряд мотоблоков Тарпан не очень большой, включая в себе несколько моделей, о которых и пойдет речь далее.
Мотоблок Тарпан 07, так же как и мотоблоки Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион представляет собой довольно многофункциональное устройство, предназначенное для вспахивания земельных угодий.
Кроме того, с использованием навесного оборудования, данный мотоблок может осуществлять самый различный комплекс работ: окучивать, перевозить различные грузы, стричь газоны и т.д.
- тип используемого мотора – 4-тактный, карбюраторного типа;
- количество цилиндров – 1;
- объем мотора – 160 см3;
- показатель мощности – 6 л.с.;
- тип запуска – ручной;
- длина мотоблока – 1400 мм;
- ширина мотоблока – 560 мм;
- высота мотоблока – 1090 мм;
- общий вес – 67 кг;
- ширина обработки – около 70 см;
- глубина рыхления – 20 см;
- расход горючего – 1,1 л за 1 час работы;
- емкость бака с топливом – 1,1 л;
- тип сцепления – клиноременное;
- тип редуктора – шестеренчатый.
ТМЗ МБ 07 01
Мотоблок Тарпан ТМЗ МБ 07 01 является самым габаритным агрегатом в семействе мотоблоков Тарпан. В отличие от остальных моделей, на данный мотоблок можно присоединять снегоуборщик. Стоимость данного агрегата составляет порядка 35-37 тысяч рублей.
ТМЗ МК 03
Мотоблок Тарпан ТМЗ МК 03 считается одной из самых распространенных моделей в своем классе. Двигатель для мотоблока Тарпан может быть самым различным (данная информация указывается в названии модели, следом за порядковым номером).
В частности, он может оснащаться американским мотором Briggs&Stratton (B&S) или японским двигателем Honda.
Кроме того, желая немного снизить стоимость мотоблока, производитель стал оснащать Тарпан китайским мотором Champion G160VK, мощность которого составляет 5,5 лошадиных сил.
- тип используемого мотора – 4-тактный, бензиновый;
- марка бензина – АИ-92;
- количество цилиндров – 1;
- объем мотора – 160 см3;
- показатель мощности – 5,5 л.с.;
- тип запуска – ручной;
- длина мотоблока – 780 мм;
- ширина мотоблока – 700 мм;
- высота мотоблока – 750 мм;
- общий вес – 45 кг;
- ширина обработки – около 70 см;
- глубина рыхления – 20 см;
- расход горючего – 1,1 л за 1 час работы;
- емкость бака с топливом – 1,1 л;
- тип сцепления – клиноременное;
- тип редуктора – шестеренчатый.
Данный мотоблок Тарпан, цена которого составляет порядка 27 тысяч рублей, станет оптимальной покупкой для владельцев небольших огородов. Достаточно небольшие габариты устройства не позволяют устанавливать на них весь перечень навесного оборудования, поэтому нужно учитывать данный факт при покупке.
Мотоблок Тарпан, описание которого мы только что рассмотрели, позволяет агрегатировать с ним самое различное навесное оборудование. Данный факт существенно расширяет сферу применения агрегата, позволяя конкурировать со многими иностранными моделями мотоблоков.
Инструкция по эксплуатации
Мотоблок Тарпан, инструкция по эксплуатации которого будет рассмотрена ниже, обладает очень интересной особенностью – его можно легко разбирать на две составные части для более удобной транспортировки.
Ручной помповый опрыскиватель — это приспособление для ухода за растениями, для окропления посадок водой и их полива. Опрыскиватель ручной помповый — незаменимый помощник в саду и огороде.
На улицах современных городов уже никого не удивишь наличием различной снегоуборочной техники. Перейдя по ссылке узнаете все о снегоуборщике Чемпион 656.
Сегодня все больше потребителей приобретает для себя такой незаменимый и важный сельскохозяйственный инструмент, как газонокосилка. Здесь все о самых популярных моделях газонокосилки МТД.
Одна его часть включает в себя силовой агрегат, состоящий из энергетического блока, топливной системы и органов управления. Вторая часть представляет собой редукторный агрегат, состоящий из редуктора, коробки передач, колеса или почвофрезы, а также двух кронштейнов – заднего и переднего.
Замена масла в редукторе
На различных интернет-форумах многие спрашивают – как заменить масло в мотоблоке Тарпан? Для начала необходимо слить масло в посуду, после чего залить в редуктор до оптимального значения (350 мл). При этом, заливка нового масла, как и слив старого, осуществляется через отверстие с пробкой.
Сливать масло рекомендуется непосредственно по завершению всех работ, когда масло еще не успело остыть.
Многих также интересует вопрос – какое масло заливать в редуктор мотоблока Тарпан? Согласно инструкции, для редуктора нужно использовать масло класса SAE 90.
Что касается масла для двигателя, то нужная марка масла указывается в инструкции к самому двигателю (в разных моделях мотоблока Тарпан используется различный мотор, поэтому и масло будет разным).
Замена сальников
Замена сальников в редукторе мотоблока Тарпан осуществляется в случае возникновения подтеков масла из редуктора. Это нужно производить сразу, ведь в случае полной утечки масла из редуктора, все его составляющие довольно быстро выйдут из строя, т.к. не могут долгое время работать без смазки.
Инструкция по ремонту
Мотоблок Тарпан, так же как и мотоблоки Кайман, Патриот, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза, Садко, Дон и их инструкция по ремонту представляют собой довольно стандартный перечень проблем с оптимальными решениями, которые практически одинаковы для всех видов мотоблока.
Рассмотрим основные проблемы, которые могут возникать у владельцев данного мотоблока, а также методы их устранения. Мотоблок Тарпан и его неисправности:
- Не заводится мотоблок Тарпан. В данном случае, причин может быть несколько: отсутствует подача горючего в карбюратор, засорился воздушный фильтр или не работает система зажигания. Соответственно, решение проблем будет зависеть от данных причин.
- В первом случае, нужно проверить наличие горючего в топливном баке, после чего нажать несколько раз на подсос. Во втором случае, необходимо произвести очистку фильтра от посторонних частиц.
- Ну и наконец, в третьем случае может быть неисправна свеча зажигания для мотоблока Тарпан, которую придется заменить на новую. Если свеча еще рабочая, то необходимо убрать с нее имеющийся нагар. См. новую свечу на фото:
- Наблюдается перегрев двигателя. Причиной этому, как и в первой проблеме, является засоренный воздушный фильтр, который нужно очистить.
- Выходной вал редуктора не работает. В данном случае, причиной может быть некорректная работа сцепления. Необходимо отрегулировать клиноременную передачу, после чего протереть шкивы насухо.
Такой ремонт мотоблока Тарпан своими руками вполне реален в домашних условиях. Но есть определенные поломки, которые потребуют обращения в специализированный сервисный центр. В частности, менять сальники в редукторе рекомендуется в таких центрах, потому что есть риск неправильной их установки, если это делать самостоятельно.
Запчасти
Запчасти для мотоблока Тарпан можно приобрести в интернете, на специальных сайтах, занимающихся продажей спецоборудования и комплектующих к ним.
Кроме того, интересующие вас детали можно найти на сайте компании, достаточно набрать в поисковике комбинацию слов «запчасти тарпан мотоблока официальный сайт», tarpan 71.ru, после чего вам будет выдано несколько вариантов.
В частности, там можно приобрести колодки для мотоблока Тарпан по цене от 1 тысячи рублей. Кроме того, в продаже имеются и другие комплектующие:
- Червяк редуктора – около 1200 рублей.
- Механизм сцепки – 1100 рублей.
- Подшипник редуктора – около 200 рублей за штуку.
- Сборный руль – 2000 рублей.
- Карбюратор – 1700 рублей и т.д.
Навесное оборудование
Мотоблок Тарпан и навесное оборудование к нему позволяют осуществлять целый комплекс работ по вспахиванию, культивированию и прочим видам сельских работ. В частности, благодаря такому оборудованию, данный мотоблок способен выполнять следующие сельхозработы:
- стрижка травы для заготовки сена;
- перевозка грузов;
- уборка территории от мусора, а также расчистка от снега;
- посадка картофеля мотоблоком Тарпан;
- окучивание;
- прополка междурядий и т.д.
Это стало возможным, благодаря агрегации с устройством следующего навесного оборудования:
- прицепная тележка (ТПМ, ТПМ-350-1);
- металлические колеса, оснащенные грунтозацепами;
- окучник для мотоблока Тарпан;
- роторная косилка «Заря»;
- снегоуборочная машина;
- картофелесажатели и картофелекопатели;
- лопата для мотоблока и т.д.
Данные устройства прекрасно агрегатируются с мотоблоком Тарпан, что позволяет использовать его в самых различных целях. Естественно, приобретать их придется отдельно, поэтому нужно учитывать сей факт при формировании своих затрат.
Заключение
Мотоблоки Тарпан представляют собой средство малой механизации, предназначенное для использования в сельской местности.
Благодаря тому, что агрегат изготавливается в России, он прекрасно адаптирован под наши непростые условия, характеризующиеся спецификой почвы в отдельных регионах, а также климатическими особенностями.
Стоимость даже самого мощного мотоблока данной модели не превышает 40 тысяч рублей, что делает данную технику доступной для многих слоев населения. Учитывая, какую выгоду он приносит, данные вложения можно окупить уже через один сезон работы.
Обзор мотокультиватора Тарпан. Описание, характеристики, отзывы
Содержание
Описание
Первые мотокультиваторы “Тарпан” сошли с ленты Тульского машиностроительного завода в 1991 году. Поначалу они были укомплектован маломощными отечественными двигателями, которые не отличались особыми мощностными характеристиками и потому интереса не вызвали.
Производитель решил продолжить разработки и модернизацию культиватора “Тарпан” и уже в 1997 году появились новые, достойные внимания сельскохозяйственников агрегаты с американским четырехтактным бензиновым двигателем Briggs&Stratton или CHAMPION.
Практически сразу же “Тарпан” заинтересовал общественность и мотокультиватор был оценен по достоинству. Но на этом разработки не прекратились, производитель решил установить еще один мощный четырехтактный двигатель, в этот раз это была японская марка HONDA.
Варианты двигателя
Мы установили, что на машинах устанавливаются следующие четырехтактные одноцилиндровые двигатели: Champion, Briggs&Stratton и Honda.
- Американский движок Champion имеет мощность 5,5 л. с. и может обеспечить производительность культиватора 0,06 га/час.
- Мотокультиваторы “Тарпан” с двигателем Briggs&Stratton также имеют мощность в 5,5-6 л. с. (в зависимости от модели) и производительность 0,06 га/час.
- Агрегаты с двигателем Honda более надежны, их мощность достигает 5,5 л. с.
Характеристики
В качестве топлива для мотокультиватора “Тарпан” используется бензин марки А-92.
Отличительной чертой является наличие центробежного автоматического сцепления, благодаря которому мотокультиватор можно сложить вдвое для компактной транспортировки в багажнике авто к месту произведения агротехнических работ.
Единственным недочетом конструкторов можно назвать отсутствие функции реверса.
Модификации
Когда производитель техники создает какое-либо уникальное оборудование, то на этом его работы не заканчиваются. Если агрегат не прошел проверку у потребителей, то его видоизменяют и ищут новое решение, удовлетворяющее запросы последних.
Если же проверка пройдена успешно и агрегатом заинтересовались, — тем более стоит проводить новые разработки, с целью еще более улучшить существующую модель. Так произошло и с культиватором “Тарпан”. Отечественный производитель предлагает следующие проверенные модификации:
Чтобы понять, чем они отличаются друг от друга, необходимо ознакомиться подробнее с каждой моделью.
Тарпан-03
Этот агрегат является представителем мелкогабаритной агротехники. “Тарпан” предназначен для обработки всех видов почв, в том числе каменистых и целинных. В комплекте с мотокультиватором идет два набора рабочих органов (фрез), с помощью которых осуществляется вспашка, измельчение и вспушивание почвы.
Особенности мотокультиватора Тарпан-03
- МК-03 оснащен четырехтактным американским двигателем Briggs&Stratton Quantum 650 на 6,0 л. с. Данные мощностные характеристики присущи мотоблокам среднего класса.
- Червячный редуктор мотокультиватора повышает его эксплуатационные характеристики и делает агрегат более надежным и производительным, в отношении с культиваторами, использующими клиноременную передачу.
- Подвижная рулевая стойка позволяет оператору сопровождать “Тарпан” сбоку, вместо того, чтобы шагать по вспаханному полю.
Чтобы повысить функциональность культиватора, его владельцу необходимо приобрести соответствующее навесное оборудование (плуг, окучники, косилки и т. д.).
Тарпан-031
Это небольшое компактное моторизированное устройство на 3,5 л. с. способно облегчить жизнь владельцу небольшого земельного участка.
Особенность мотокультиватора Тарпан-031
- Небольшой вес культиватора (28 кг) позволяет переносить его с места на место самостоятельно, без чьей-либо помощи.
- Глубина обработки почвы идет наравне с более громоздкими моделями.
- Мотокультиватор обеспечивает ширину захвата в 36 см.
Тарпан-04
Особенность мотокультиватора Тарпан-04
- Этот агрегат укомплектован американским двигателем Briggs&Stratton на 6,05 л. с. и имеет вес в 48 кг.
- Ширина обработки почвы 58 см, глубина культивации — 20 см.
- Функция реверса отсутствует, с культиватором ТМЗ МК “Тарпан-04” продаются два комплекта фрез.
Тарпан ЭК-03 (электрический)
Существует еще одна модификация культиватора, работающая не от бензинового, а от электрического двигателя.
Особенность культиватора Тарпн ЭК-03
- Это мощное (2200 Вт), габаритное устройство с большим весом способно углубиться даже в самые плотные почвы на глубину до 30 см.
- Быстросъемный мотор легко устанавливается на такие насадки, как газонокосилка (“Струна” или с боковым выбросом).
- Работает и с другими насадками: грунтозацепами, окучниками и т.д.
- Отличительной чертой данного культиватора является пониженный уровень шума.
- Для удобства работы агрегат снабжен регулируемой ручкой (вверх-вниз и в стороны).
Навесное оборудование
Сам по себе мотокультиватор “Тарпан” является агротехническим устройством, предназначенным для механизированной вспашки почвы. Если не приобрести дополнительного, расширяющего функционал агрегата оборудования, то на вспашке все и завершится.
Владельцы культиватора оценили открывающиеся перед ними возможности во многих сферах сельскохозяйственных работ, и стараются если не приобрести, то сделать своими руками специальное навесное оборудование.
Косилки
Могут использоваться как роторные, где рабочим органом являются ножи, так и кордовые (например, косилка “Струна”), где покос совершается струной из полипропилена.
Грунтозацепы
Имеют стандартные размеры 275/110 мм и втулку Ø25,5 мм.
Фрезы
В комплекте с культиватором поставляются две пары фрез. Однако в процессе работы владельцы агрегата нередко подкупают дополнительные роторы, более производительные и надежные.
Существует два типа фрез:
Первые как раз и идут в комплекте, вторые, способные легко вспахать целинные и твердые почвы, покупаются отдельно или изготавливаются самостоятельно. Кроме того, роторы могут быть четырех лепестковыми и трехлепестковыми. И те, и другие удобны в эксплуатации.
Окучники
Окучник — это навесное оборудование, предназначенное для нарезания грядок, борозд, окучивания растений. Окучник состоит из одного-двух остовов и надетых на них отвалов.
Регулировка высоты осуществляется с помощью специальной балки с проделанными отверстиями для крепежей. Для защиты растений используются специальные диски.
Оборотный плуг
Вспашка плотных грунтов возможна не только с участием фрез. Многие владельцы агротехники для этих целей применяют плуг, который крепится в задней части агрегата вместо сошника. Одновременно с плугом можно использовать колеса с грунтозацепами.
Картофелекопалка
Нет такого огородника, который бы не оценил данное приспособление по достоинству. С помощью картофелекопалки сбор урожая пройдет намного быстрее и без потерь. Специально приспособление погружается в землю и выталкивает на поверхность картофель, который ложиться поверх земли. При этом картофель не деформируется, не разрезается.
Сцепка
Роль сцепки очевидна – с ее помощью навесные агрегаты присоединяются к культиватору. Она может быть прямой П-образной и поворотной. Поворотная более маневренна и удобна.
Рама с колесами
С помощью транспортной базы осуществляется транспортировка культиватора к месту работы, после чего рама с колесами отсоединяются.
Лопата отвал
Лопата отвал может быть использована не только для выравнивания грунтов. В зимнее время, например, она моет выполнять роль снегоуборщика.
Снегоуборщик
Многие владельцы «Тарпан» предпочитают лопате и отвалу специальное оборудование — снегоуборщик, которое отбрасывает снег на расстояние до 5 метров в сторону.
Основой такого снегоуборщика может быть щетка, тот же отвал и вал с лопастями. Многие умельцы изготавливают такое приспособление своими руками.
Видео обзор самодельного снегоуборщика для мотокультиватора
Инструкция эксплуатации
- Новоиспеченным владельцам мотокультиватора “Тарпан” важно знать, что первые 24 часа работы с агрегатом должны пройти в щадящем режиме (вспашка в несколько этапов с постепенным погружением фрез с минимальной на максимальную глубину и т. д.).
Это период называется “Обкаткой” мотокультиватора и если его не произвести, то вскорости “Тарпан” “порадует” своего владельца разного рода неисправностями.
- Непосредственно перед пуском не забываем проверить наличие и количество масла. Не забываем, что у агрегата сцепление автоматическое, поэтому зажимать рычаг управления не нужно.
- Сцепление у мотокультиватора срабатывает автоматически, потому сразу после достижения определенного количества оборотов двигателя и мотокультиватор приходит в движение. Роторы (фрезы) погружаются в землю и ведомые вращательным моментом передвигают культиватор вперед. Вместе с этим происходит вспашка почвы.
Основные неисправности
Рассмотрим типичные неисправности мотокультиватора, их причины и способы устранения.
- Глохнет или не заводится мотор культиватора.
- Мотор греется.
- Большой расход масла.
Причин, по которым не заводится двигатель, может быть несколько:
- Сбиты настройки частоты оборотов двигателя.
- Топливные шланги не подают топливо в карбюратор.
- проверяем наличие и количество топлива в баке, при необходимости доливаем его;
- производим осмотр свечи зажигания, если она неисправна – заменяем ее;
- если свеча рабочая, но имеется нагар – снимаем его;
- проверяем и при необходимости, регулируем зазор свечи зажигания.
- осматриваем шланги подачи топлива в карбюратор, при прорыве – заменяем их.
Мотор греется потому, что:
- Некорректно работает система охлаждения.
- Воздушный фильтр засорен и требует замены (редко — чистки).
Видео обзор замены масла в мотокультиваторе Тарпан
Отзывы владельцев
Дмитрий Андреевич, 48 лет
«Приобрел этого “дикого коня” сравнительно недавно (около 3 лет назад). Поначалу слегка помучался, “конь” норовистый попался, то и дело рвался из рук, а я изо всех сил пытался его удержать. Но ничего, со временем наловчился и теперь, работая с ним, совсем не напрягаюсь. Свои 10 соток вспахиваю за 9-10 часов. Расход топлива небольшой, беру 92 бензин и никаких проблем не имею. Нет, была одна, после первой зимовки — не слил топливо и Тарпан не заводился. Понял в чем дело, слил старое, залил новое и — пошло-поехало, работа закипела!»
Алексей, 39 лет
«Начитался отзывов и различных комментариев про мотокультиваторы и решил приобрести себе культиватор “Тарпан” ЭК-03. Подкупила его экологичность и низкий уровень шума. Агрегат серьезный, мощный, попервах удержать в руках было нелегко. Позже приноровился. И что приятно — никаких тебе проблем с бензином, заряжай да работай! Да, вес у него солидный, но благодаря этому и погружение фрезами впечатляет! Соседи не нарадуются — тишина, красота и огород вспахан! Им, конечно, помогаю. Недавно прикупил окучник и картофелесажалку — подготовился к новому сезону. Постараюсь выложиться и к концу лета приобрести еще и копалку. Рекомендую всем!»
ТОП-4 культиватора Тарпан с бензиновыми и электрическими двигателями
Культиватор Тарпан выпускается предприятием ПО Туламашзавод с использованием импортных комплектующих. Завод обеспечивает изделия запасными частями, обслуживание производится дилерскими центрами. Оборудование предназначено для обработки приусадебных участков, существуют модификации для вспашки целинного или уплотненного грунта. Культиваторы можно приобрести у официальных представителей в Москве по цене 23-35 тыс. руб.
Устройство
В основе мотокультиватора Тарпан лежит сварная конструкция, к которой крепится картер бензинового или электрического двигателя. Мотор внутреннего сгорания передает крутящий момент на цепной редуктор при помощи ременного сцепления с ручным управлением. На части модификаций применена двухступенчатая коробка с дополнительной скоростью для движения назад. На электрических культиваторах и упрощенных моделях с бензиновым двигателем применен червячный редуктор с автоматическим сцеплением центробежного типа.
Оборудование вспахивает грунт металлическими фрезами, расположенными на полуосях. Под рукоятками управления установлен металлический упор, регулирующий глубину культивирования грунта. Вместо фрез допускается установка металлических колес или катков с резиновой пневматической шиной. Для хранения запаса топлива используется стальной бачок, вынесенный на верхнюю часть двигателя. В конструкции оборудования предусмотрена установка защитных щитков, отражающих летящие из-под фрезы комья грунта и камни.
Навесное оборудование
Предприятие предлагает для культиваторов широкий перечень навесного оборудования:
- металлические решетчатые колеса, предназначенные для движения по мягкому грунту;
- приспособление для буксировки дополнительных прицепов;
- фреза с рабочими элементами типа «гусиные лапки»;
- навеска для автоматической прополки (устанавливается вместо фрезы);
- защитные диски, предотвращающие повреждение растений вращающимся инструментом;
- плуг с фиксированным положением лемеха;
- роторная косилка типа «Заря» с приводом от коленчатого вала двигателя;
- фронтальный отвал для уборки снега;
- плуг-окучник.
Характеристики
Все предлагаемые предприятием культиваторы оборудованы унифицированными рукоятками управления, смонтированными на неподвижной рулевой колонке. Рукоятки регулируются по углу наклона, при транспортировке детали складываются, уменьшая габариты оборудования. На рукоятках расположены органы управления, связанные с исполнительными агрегатами стальными тросами, пропущенными в оболочках. Тросовые приводы оборудованы специальными регулировочными муфтами.
Ширина обрабатываемой полосы составляет 350-1100 мм, зависит от мощности и модификации культиватора. Моторы допускается снимать для установки на четырехколесную газонокосилку, которая приобретается отдельно. Такая конструкция расширяет сферу применения сельскохозяйственного оборудования и облегчает уход за лужайками перед загородными домами.
Модификации
Мотокультиваторы Тарпан выпускаются в 3 модификациях, отличающихся мощностью и типом силового агрегата. Все версии с мотором внутреннего сгорания оснащены ручным тросовым стартером, для обеспечения пуска при отрицательной температуре применено устройство, дополнительно обогащающее рабочую смесь. В конструкции культиваторов использованы резинотехнические изделия, не теряющие эластичности в мороз и при воздействии мелкодисперсной пыли, образующейся при вспахивании сухого грунта.
Мотоблок ТМЗ-МК-03 с четырехтактным двигателем Briggs&Stratton 12/802 мощностью 5,5 л.с. Модификация 03-02 отличается применением мотора марки Wiema, который развивает мощность 7 л.с. при рабочем объеме цилиндра 170 см³. Для передачи крутящего момента использован цепной редуктор с понижающей передачей и дополнительной скоростью для перемещения мотоблока назад. В качестве топлива используется бензин А92, поступающий в карбюратор самотеком. Электрическая система и аккумулятор в конструкции не предусмотрены.
Для вспашки грунта применяются фрезы ротационного типа, которые дополнительно наращиваются боковыми приставками для прополки. Ширина обрабатываемой полосы достигает 1100 мм, при установке только прополочных элементов ширина снижается до 350 мм. Мощность силового агрегата позволяет вскрывать грунт на глубину до 200 мм, допускается вспахивание участков с целинной почвой.
МК-031
Модификация отличается уменьшенными габаритами и весом, что позволило снизить мощность двигателя до 3,5 л.с. Мотор вращает полуоси через односкоростной редуктор червячного типа, передача заднего хода не предусмотрена. Стальные фрезы вспахивают полосу шириной до 360 мм, глубина рыхления достигает 200 мм. Из-за сниженных мощности и крутящего момента рекомендуется вспахивать почву на глубину до 150 мм, при повышенной нагрузке двигатель и редуктор перегреваются и выходят из строя.
Культиватор оснащается американским двигателем Briggs&Stratton 12/802 или японским аналогом Honda GCV160 с четырехтактной системой газораспределения и воздушным охлаждением. На чугунном маховике коленчатого вала отлиты лопасти вентилятора охлаждения, интенсивность потока воздуха зависит от оборотов двигателя. В трансмиссии использован цепной редуктор с алюминиевым картером, обеспечивающий 1 скорость вращения фрез. Ширина вспахиваемой полосы составляет 580 мм, глубина рыхления достигает 200 мм.
Электрокультиватор предназначен для вспашки грунта в теплицах, допускается использовать изделие под открытым небом в сухую погоду. Установка подключается к бытовой электрической сети переменного тока при помощи удлинителя. Для повышения безопасности эксплуатации рекомендуется использовать кабели с цепью заземления, подключаемые через автоматическое защитное устройство.
Асинхронный электрический двигатель мощностью 2,2 кВт вращает редуктор напрямую. Для включения мотора использована кнопка со встроенным предохранителем, который разрывает цепь питания при замыкании. Также предусмотрено термическое реле, не допускающее перегрева обмоток мотора. Для обработки грунта применена фреза из закаленной стали, имеющая диаметр 270 мм. Конструкция культиватора допускает установку плуга, распахивающего грунт на глубину до 200 мм.
Инструкция по эксплуатации
Купленный культиватор необходимо собрать в соответствии с рекомендациями, изложенными в документации. Рекомендуется проверить затяжку резьбовых соединений и уровень масла в картерах коробки и двигателя.
Для продления ресурса требуется провести обкатку оборудования с пониженными нагрузками.
Заглубление почвенных фрез выполняется приложением усилия на рукоятки. Установленный регулятор глубины вспашки также уходит в грунт и создает дополнительное сопротивление движению, корректирующее скорость перемещения. Если фрезы начали зарываться в грунт, а скорость упала до нуля, то необходимо уменьшить углубление инструмента в почву. Для поворота культиватор наклоняется влево или вправо при помощи рукояток.
В документации приводится список регламентных работ, интервалы зависят от типа установленного мотора. Например, первичная замена масла в двигателе выполняется после обкатки агрегата, продолжительность которой зависит от модификации мотора. В процессе работы рекомендуется проверять уровень масла, часть двигателей оснащена аварийным выключателем зажигания, который срабатывает при снижении объема жидкости.
Неисправности и их устранение
При затрудненном пуске бензинового мотора или перебоях в работе следует проверить работу карбюратора и штатного регулятора оборотов. Для проведения ремонта своими руками необходимо настроить регулятор в соответствии с рекомендациями изготовителя и проверить наличие топлива в баке. Дополнительно контролируется состояние соединительной магистрали и крана, а затем проверяется зазор между контактами свечи зажигания.
Перегрев силового агрегата указывает на перегрузку культиватора или засорение воздушного фильтра и ребер грязью. Для восстановления работоспособности следует уменьшить глубину рыхления или сменить фильтр. Если проблема не устранена, то требуются осмотр и очистка внешней части двигателя от скопившейся грязи. Распространенным дефектом, по отзывам владельцев, является течь масла через линию стыка половин корпуса редуктора. Дефект возникает из-за трещины или износа прокладки или сальников. Ремонт заключается в приобретении и установке новых деталей.
Вибрация при работе свидетельствует о попадании камней между зубьями фрезы или о повреждении инструмента. Необходимо остановить двигатель, осмотреть культиватор и заменить изношенные детали. Дополнительно рекомендуется проверить затяжку болтов, фиксирующих двигатель.
Мотокультиватор Тарпан – плюсы и минусы, обзор моделей
Сегодня тарпанами называют не только необузданных диких лошадей, ранее существовавших на нашей планете. Такое название получили отечественные мотокультиваторы, которые предназначаются для вспашки участков, площадью до 15 соток. Они отличаются надежным мощным двигателем, высоким качеством деталей и отличными рабочими показателями.
Достоинства и недостатки культиваторов марки Тарпан
Культиватор Тарпан имеет более чем 25-летнюю историю. Первые модели семейства агрегатов были не очень надежными, поэтому от их производства хотели отказаться. Однако со временем завод-изготовитель навал вводить в производство более совершенные технологии, благодаря чему конструкция моделей постоянно совершенствовалась. Современные представители с двигателем Honda отличаются своей высокой надежностью. Они снабжаются практически вечным редуктором червячного типа.
Мощный мотор также способен порадовать покупателей. В нынешних комплектациях культиватор Тарпан выпускается с двигателями, мощностью 5,5 и 6 л. с.
Среди основных достоинств агрегата выделяется:
- Наличие автоматического центробежного сцепления, которое позволяет раскладывать культиватор на 2 части, чтобы его было легче перевозить;
- Отличное сочетание импортного двигателя и прочного отечественного «железа» позволяет обрабатывать даже тяжелые грунты;
- Хорошая скорость обработки – культиватор способен вспахивать до 10 соток за 5 часов;
- Агрегат требует минимального обслуживания и регулировок, он удобный в управлении;
- Культиватор обладает небольшим весом, благодаря чему его можно переворачивать в одиночку;
- Идеально заточенные надежные фрезы;
- Вертикальный мотор легко и быстро снимается;
- Можно использовать широкий спектр навесного инвентаря.
Помимо всех преимуществ, мотокультиватор Тарпан имеет и некоторые недостатки. Во-первых, производитель не предусмотрел задний ход, из-за чего использовать модель на небольших и обильно засаженных грядках очень неудобно. Во-вторых, большой палец руки быстро устает от постоянного нажимания рычага газа. В-третьих, фрезы быстро наматывают сорняки, так как расположены под прямым углом. В-четвертых, неудобно менять моторное масло – требуется постоянно снимать сцепление и откручивать гайки.
Особенности культиваторов Тарпан
Российские мотокультиваторы марки Тарпан оптимально подходят фермерам, владеющим участками, площадью не более 15 соток. Эта техника заслужила признание благодаря надежному мотору и качественной сборке. Большинство моделей оснащено американскими двигателями Briggs&Stratton, мощностью от 5 до 6 л. с. К основным особенностям агрегатов относится:
- Практически вечный редуктор червячного типа;
- Качественная трансмиссия, дающая возможность передвигаться на нескольких скоростях;
- Глубину вспашки составляет от 16 до 25 см.;
- Ширина полосы колеблется в пределах 25–100 см.;
- Улучшенное сцепление благодаря применению более надежных свеч;
- Возможность использовать множество вариантов навесного оборудования.
Эксплуатировать эти культиваторы российские можно даже на целине. При этом производитель обещает достаточно высокую производительность – около 2 соток за час работы.
Более современные модели марки Тарпан оснащаются улучшенными моторами Honda, Zongshen и Champion. Они менее мощные, однако высокое качество их сборки позволяет использовать культиватор не переживая, что он заглохнет от перегрева.
Конструктивные особенности агрегатов
Мотокультиватор Тарпан в старой комплектации оснащен четырехтактным бензиновым мотором марки Briggs&Stratton Quantum, выпускаемым в Америке, хотя с каждым годом производитель выпускает все больше моделей с японскими моторами Honda. Мощность американского двигателя составляет 6 л. с., а японского – 5,5 л. с. Каждый из двигателей оснащается воздушной системой охлаждения, что позволяет производить ремонт карбюратора гораздо реже, чем в случае с культиваторами других марок. Это связано с тем, что воздух попадает не только к двигателю для охлаждения, но и в карбюратор, обогащая топливную смесь. Этот процесс положительно сказывается на долговечности карбюратора.
При работе редуктор червячного типа передает обороты двигателя на фрезы, снабжаемые механизмом регулировки глубины обработки почвы. В максимальном низком положении регулятора фрезы опускаются на глубину 20 см. Ширина охватываемой полосы при работе составляет от 35 до 100 см. Для перемещения по участку культиватор снабжается двумя колесами.
Органы управления агрегатом расположены на руле, который можно регулировать по высоте. Ручки руля имеют резиновое покрытие и достаточно удобны для охвата. Наклон рулевой штанги можно регулировать, чтобы сменить наклон агрегата ил развернуть его.
Популярные модификации агрегата
Наиболее популярными считаются комплектации Тарпан ТМЗ-МК 03 и Тарпан ТМЗ-МК 04.
Мотокультиватор Тарпан ТМЗ-МК 03
Технические характеристики:
- Производитель двигателя – бензиновый 4-х тактный Briggs&Stratton;
- Мощность двигателя – 6,0 л.с.;
- Сцепление – сухое, автоматическое, центробежное;
- Редуктор – односкоростной, червячный в масленой ванне;
- Ширина захвата – 350, 700, 1000 мм;
- Габаритные размеры (рукоятки управления сложены) – 1300х700х1060 мм;
- Масса – 45 кг;
- Количество фрез в комплекте: 4 шт.
- Направление вращения фрез: прямое
- Глубина культивирования: 20 см
- Мощность двигателя: 4.45 кВт / 6.05 л.с.
- Объем двигателя: 190 куб. см
Устройство культиватора Тарпан ТМЗ МК-03
Культиватор Тарпан ТМЗ МК-03 обладает модульной конструкцией, благодаря чему его можно с легкостью перевозить между домом и дачей. Данную модель с двигателем Briggs&Stratton можно практически полностью разобрать, демонтировать навесной инвентарь и сам мотор. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель агрегата развивает мощность в 6 л. с., а его ресурс колеблется в пределах 1 тыс. моточасов. На рынке также находятся другие модификации, оснащаемые японскими моторами. К примеру, модель ТМЗ МК-04 снабжается японским двигателем Honda, развивающим мощность в 5,5 л. с.
Передача оборотов двигателя на рабочие элемент осуществляется посредством червячного редуктора. На практике он показывает себя гораздо надежнее ременной и цепной передачи. Конструкция редуктора расположена в масляной «ванне». Несмотря на высокую степень надежности, редуктор имеет один недостаток – он позволяет передвигаться только на одной передней передаче.
Ширина охватываемой полосы может регулироваться в зависимости от типа навесного инвентаря. Если агрегат работает в штатной комплектации, то ширина будет составлять 75 см. С дополнительным навесом ширину можно увеличить до 1 м. Культиватор Тарпан ТМЗ МК-03 можно применять с таким инвентарем:
- Газонокосилкой;
- Граблями;
- Окучником;
- Ротационной фрезой;
- Плугом;
- Плоскорезами;
- Скалывателем льда.
Также можно применять роторные снегоочистители. Дальность заброса снега будет составлять 5 м. Физическая масса агрегата без дополнительного инвентаря составляет 45 кг. Небольшой вес и регулируемые по высоте штанги рукояток во многом упрощают эксплуатацию модели.
Также стоит отметить еще один вариант модификации – Тарпан ТМЗ-МЛ 03 Champion. Он снабжается китайскими двигателями Champion, благодаря чему такая комплектация стоит гораздо дешевле двух предыдущих аналогов. Еще один бюджетный вариант – агрегат Тарпан ТМЗ-МК 03, в котором стоит китайский двигатель марки Zongshen XP 200.
Среди других вариаций с японским двигателем стоит отметить модель Тарпан ТМЗ-МК 07. Он стоит гораздо дороже всех предыдущих комплектаций, так как позволяет использовать множество габаритного навесного оборудования, в том числе, широкий снегоуборщик.
Отечественный рынок сельхозтехники не слишком богат мотокультиваторами. Поэтому, как только в продаже появился мотокультиватор Тарпан ТМЗ МК-03, он сразу же привлек внимание фермеров. Эта модель представляет собой универсальный и достаточно мощный агрегат, который успешно справляется с множеством задач.
Потребление топлива мотокультиватором в зависимости от нагрузок
Несмотря на не слишком высокую мощность агрегата и его модификаций, он потребляет значительное количество топлива. В процессе вспашки грунта модель требует примерно 1,5 л./ ч. Этот показатель может меняться в зависимости от выполняемой задачи.
Так, при обработке твердых грунтов плугом культиватор потребляет не менее 1,8 л./час работы. При уборке снега он «съедает» не менее 2 л. топлива. Однако при этом важно учитывать, что некоторое количество топлива уходит еще при разогреве мотора.
При окучивании картофеля культиватор требует, в среднем, 1,6 л. топлива, а при работе с граблями – около 1,5 л./ч. работы.
Навесной инвентарь для работы с культиватором
Хорошая мощность и надежные запчасти позволяют использовать широкий спектр навесного оборудования. Согласно инструкции по эксплуатации, вместе с культиватором можно применять:
- Пропольник для борьбы с сорняками между рядами. Дистанция между рядами не должна быть меньше 30 см.;
- Окучник – помогает сделать борозды, разметить участок под грядки, ухаживать за картофелем;
- Грунтозацепы – утяжеляют культиватор и улучшают его сцепку с землей;
- Специальные колеса с рамой делают перемещение культиватора более удобным;
- Плуг – используется с целью более глубокой обработки грунта.
Купив некоторые приспособления из этого инвентаря, владелец культиватора существенно облегчит посадку и уход за грядками, и сэкономит массу времени и сил.
Отзывы
четыре года использую Тарпан- 04 при вспашке (фрезеровании) осенью и весной- нравится очень! теперь хочу попробовать его для прополки междурядий клубники. Сейчас пытаюсь понять, как уменьшить длину фрез для этой цели,( междурядья-40см), где-то прочитала, что можно использовать полольники, как их крепить? и как сделать так, чтобы глубина обработки была не большая? Если получится- то будет — супер!
В начале полный бред. «Это связано с тем, что воздух попадает не только к двигателю для охлаждения, но и в карбюратор, обогащая топливную смесь.» Дополнительный воздух обедняет смесь. «Этот процесс положительно сказывается на долговечности карбюратора.» О-ёё это каким образом? «Тарпан оптимально подходят фермерам, владеющим участками, площадью не более 15 соток» — крутой фермер! На 15 сотках пасутся стада и «колосится свекла». У меня дача 10 соток, и что, у меня мелкое фермерское хозяйство?
Ну а если по делу, то МК-03 вполне приличный культиватор, сильно облегчает работы по весенне-осенней вспашке участка. Раньше с женой лопатами ковыряли два дня, теперь я и Тарпан за пару часов всё перепахиваем. Сейчас купил на него плуг и грунтозацепы, по осени буду пахать свой фермерский участок.