МАЗ-5432: 54323, 54329, 54322, 543203, 54329-020, 543205, 543240, 543203-220, МАН 543268, 54328, 543208, 543240-2120, 543203-2122, 5432, 543205-226, 543203-222, 5432-6422, технические характеристики, расход топлива на 100 км, отзывы владельцев, тютинг, схема проводки, тягач, грузоподъемность
МАЗ 543205 – классический тягач от минских автостроителей
МАЗ 543205 – классический минский двухосный тягач, оборудованный полуавтоматическим седельно-сцепным устройством для перевозки грузов на дальние расстояния в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. По отзывам владельцев, особо отличается неприхотливостью в эксплуатации и ремонте: починить моет любой, кто хоть раз “держал молоток в руках”. Однако это не просто очередной отечественный тягач, коих масса. Есть в этом автомобиле своя изюминка, о которой мы расскажем в этом обзоре.
Первое, на чем стоит заострить внимание, так это то, что тягач-седельник МАЗ 543205 по сути является совестко-белорусским автомобилем, ведь его корни уходят в далекий (по сегодняшним меркам) 1988 год. А теперь посмотрите, как он востребован. И этот простой факт сам по себе немало удивляет. Но давайте по порядку.
Завод МАЗ долго шел к тому, чтобы осуществить очередной прорыв в автомобиле строении. Середина 70-х годов была застойной. Все, что выпускалось на МАЗ было лишь очередной модификацией устаревающей 500-й серии.
Даже ребрендинг, запущенный в 77 году, не смог поправить дел. Путем долгих поисков и множества неудачных попыток, в 1981 году завод наконец вплотную подобрался к тому, чего от него все так ждали – запуску новой серии грузовых автомобилей, куда должны были войти машины самого разного назначения. Сердцем серии должен был стать 280-сильный мотор от Ярославского завода, основой ходовой – 2-х диапазонная КПП (также производства ЯМЗ), а комфорт – обеспечиваться за счет новой кабины, выпускаемой в нескольких модификациях (короткой и удлиненной). Вопреки утвердившейся традиции у новой серии не было единого индекса. Короткое же обозначение “5432” было присвоено двухосному седельному тягачу.
Серия была настолько успешна, что даже получила “золото” на конкурсе “Пловдиевская ярмарка” в 83-м году. А уже в 85-м появился седельник 54322 с реконструированной кабиной и 8-ми цилиндровым ЯМЗ 238Ф2.
88-й год – на смену МАЗ 54322 выходит двухместный, двуспальный шестнадцати тонный МАЗ 54323 с передовым 300-сильным двигателем. Модель была удачна и востребована, наверное, поэтому именно этот тягач стал базовым аж для десяти модификаций! Кстати, это бесспорно наибольшее число разновидностей одного автомобиля за всю историю Минского автомобильного завода.
Здесь были: тягач для работы при экстремально низких температурах (индекс 543231),автомобиль совместного производства заводов МАЗ и MAN с 16 ступенчатой трансмиссией и 360 сильным двигателем (индекс 54326), а также различные вариации грузовика с двигателями ЯМЗ в диапазоне мощностей от 180 до 400 л.с. (индексы 54327,54328,54329,543202,543203,543208). Просматривая этот список, совсем не удивляешься, что МАЗ 54323 имел даже гоночную версию (индекс 5432С).
Технические характеристики тягача
Так, одни из многих, и появились на свет МАЗ 543205 с 330 сильным двигателем и его практически полная копия МАЗ 54327 с пневматической задней подвеской. Технические характеристики МАЗ 543205 отличались от базового автомобиля всего двумя параметрами: двигателем (и его комплектующими) и седельно-сцепным устройством. Все остальные параметры как под копирку повторяют прототип.
Двигатель – 4-х тактный, турбированный, 330 сильный, дизельный 238ДЕ2, производства Ярославского моторного завода. Дизели 238 ДЕ2 имеют восемь 13-ти сантиметровых низколегированных чугунных цилиндров, каждый объемом 14,86 литра. Цилиндры располагаются друг к другу под углом 90 градусов. Частота вращения коленвала составляет 2100 оборотов в минуту, наивысший крутящий момент (1274Нм) достигается при 1100 об/мин. Мотор оснащен системами прямого впрыска горючего и предварительного охлаждения наддувного воздуха и ТНВД типа 173.5-30. Минимальный расход топлива составляет 31 литр на 100 км. при скорости 60-80км/ч. Дизель ЯМЗ 238ДЕ2 имеет экологический сертификат EURO 2.
В стандартную комплектацию двигателей входят:
– вентилятор фирмы “BORG WARNER”, оборудованный вязкостной муфтой и специальным кожухом;
– стандартный для МАЗ генератор, производства борисовского ОАО “БАТЭ”, модели 3252.3771-50;
– сцепление ЯМЗ 183-15;
– механическая коробка переключения передач ЯМЗ 238М. Примечательно, что на модель МАЗ 543205-070 кпп устанавливается принципиально иная: с демультипликатором и девятью передачами ЯМЗ 239-22.
Трансмиссия автомобиля 543205 состоит из однодискового, фрикционного, сухого сцепления, типа ЯМЗ 183-15 и кпп ЯМЗ 238М. Ведомый диск сцепления имеет диаметр 43 см. и пружинно-фрикционный гаситель колебаний. Муфта включения – интегральная, с подшипниками радиального типа. Крутящий момент, передаваемый сцеплением, составляет 1100-1400 Нм.
Коробка переключения передач – четырехступенчатая с двухдиапазонным демультипликатором. Общее число передач – 8. Демультипликатор – планетарный, имеющий синхронизаторы на всех передних передачах. Диапазон кпп от 7,3 до 0,71. Карданная передача представлена одним карданным валом. Главная – имеет две ступени: центрально-размещенный конусообразный редуктор и планетарные передачи с передаточным числом ведущего моста 5,49.
Тормоза также вполне стандартные для МАЗа – барабанные с 2-х контурным пневматическим приводом и пружинными энергоаккумуляторами на задних тормозных камерах. Стояночный тормоз тягача – также с пневмоприводом на задние колеса. Есть специальный предохранитель для предотвращения заморозки оседаемого конденсата, но по отзывам автовладельцев – не слишком удачный, конденсат все равно скапливается, что создает дополнительные сложности в холодное время года.
Подвеска у тягача 543205 с обеих сторон рессорная, на продольных полуэллипсах, со скользящими задними концами рессор. Сзади помимо двух основных есть две дополнительные рессоры. И спереди, и сзади подвеска оборудована амортизаторами и стабилизаторами устойчивости автомобиля.
Конструктивные особенности автомобиля
Рама – двухосная с колесной базой 4х2. В отличие от базового автомобиля 54323, колеса на 543205 дисковые со шпилечным креплением, типа 8,5-20. Шины, так называемые “двадцатки”, размерности 11,00R20.
Кабина тягачу 543205 досталась от “дедушки” МАЗа 54322. Она имеет такую же как и откидную бескапотную конструкцию, два сиденья (водительское и пассажирское), а также две откидные спальные полки, расположенные одна над другой, сразу за спинками сидений. Ремонт двигателя и крупных узлов осуществляется путем опрокидывания кабины на угол 60 градусов с помощью силовой гидроустановки, состоящей из цилиндра и гидронасоса.
В кабине предусмотрены системы обогрева и вентиляции. Они состоит из отопителя МАЗ, вентиляторов и электродвигателя, который собственно и управляет нагревом. Переключение отопителя приводит к автоматическому переключению режимов работы электродвигателя, коих у него два (1500 и 300 мин”1). Сама же печка МАЗ оборудована специальными заслонками и направляющими, которые позволяют регулировать потоки воздуха в нужном направлении. Сверху над головой пассажиров есть воздуховодный люк для проветривания в летнее время.
Как уже говорилось ранее, второе принципиальное отличие модели 543205 от образца 54323 – это высота седельно-сцепного устройства и нагрузка на него. У прототипа высота “седла” составляла 1,470 метра, в то время как на тягаче 543205 она колеблется от 1,29м. до 1,4м. Нагрузка на сцепное устройство в новом образце стала выше: вместо стандартных 8,8т. в ряде исполнений она повысилась до 10,3.
Не спроста мы упомянули “в ряде исполнений”, так как и у модели 543205 есть свои модификации:
– МАЗ 543205-020 с седельной сцепкой высотой 1,4 метра и максимальной нагрузкой на него 8,8 тонны;
– МАЗ 543205-022 с пневматической задней подвеской;
– МАЗ543205-023 с таким же ССУ, но с 9-ти ступенчатой кпп 543205, другим передаточным числом ведущего моста 4,84 (а не 5,49) и шинами размера 11/70R22.5;
– МАЗ 543205-226 сССУ высотой 1,29 метра и предельной нагрузкой 10,3 тонны; и др.
Вот такой необычный минский тягач 543205. Вообще он чем-то напоминает матрешку, но не ту, что самая большая, а одну из тех, что поменьше: не только сам является частью чего-то, но и в себе хранит много интересного.
Что же касается цены на данный автомобиль, то она также преподносит свои сюрпризы: 150 000 руб. за модель 2001 года выпуска и 100 тыс. километров пробега, 510 000 руб. за тягач 2006 года выпуска с пробегом 320 тыс. км. и до 1 000 000 руб. за машину 2012 года с пробегом 112 тыс. км.
ТОП-8 седельных тягачей семейства МАЗ-5432 и их технические характеристики
Семейство 2-осных седельных тягачей МАЗ-5432, унифицированное с 3-мостовыми машинами серии 6422, производилось с 1981 года. За годы выпуска техника претерпела несколько модернизаций, улучшивших характеристики. Машина продержалась на конвейере до начала 2010 года. Несмотря на прекращение выпуска, грузовик остается популярным на рынке грузоперевозок в России. Для фанатов машины существуют даже сборные модели в масштабе 1:43.
Устройство
Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.
Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.
Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.
Технические характеристики
На первых тягачах применялся атмосферный двигатель ЯМЗ-238М2. Дальнейшее повышение параметров силовой установки достигалось установкой турбокомпрессоров. В качестве силового агрегата применяются 6- или 8-цилиндровые дизели ЯМЗ в различных версиях. Расход топлива с полной нагрузкой находится в пределах 30-43 л на 100 км пути, что является приемлемым показателем.
Особенностью конструкции модели МАЗ-54326 является применение немецких дизелей MAN, развивающих мощность 360-410 л.с. Вместе с двигателем поставлялась механическая 16-ступенчатая коробка производства ZF. Улучшенные характеристики силового агрегата позволили поднять максимальный вес автопоезда до 44 т. На части машин применялась кабина, позаимствованная от грузовика MAN F2000. Такая техника имела на решетке радиатора эмблему МАЗ-МАН.
Машины МАЗ-5432 и 6422 поставлялись заводом в специальных климатических версиях. Северный вариант тягача оснащался улучшенной теплоизоляцией кабины с двойным остеклением и автономным подогревателем. В конструкции применялись резинотехнические изделия, сохраняющие свои характеристики до -60°С. Также существовала версия грузовика 5432С, предназначенная для кольцевых гонок. В качестве силовой установки применялся форсированный дизель ЯМЗ 8424С, развивавший мощность до 1300 л.с.
МАЗ-543203
Тягач МАЗ-543203 представляет собой версию, оснащенную 250-сильным V-образным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236БЕ2. Агрегат укомплектован турбокомпрессором с дополнительным радиатором охлаждения сжатого воздуха. Токсичность выхлопа соответствует нормативам Евро-2. Мотор работает в паре с 8-ступенчатой коробкой передач.
На грузовике установлена большая кабина со стандартной высотой. Сидение водителя оборудовано амортизатором, снижающим вибрации при движении. В стандартное оснащение входил отопитель, кондиционер встречается на единичных экземплярах.
Размеры и характеристики МАЗ-543203-220:
- длина (не более) — 5950 мм;
- ширина (без вылета зеркал) — 2500 мм;
- высота (до верхней точки выхлопной трубы) — 3900 мм;
- длина переднего свеса — 1400 мм;
- дорожный просвет (не менее) — 260 мм;
- вес снаряженного — 7300 кг;
- вместимость топливного бака — 350 л;
- нагрузка на передний мост — 6200 кг;
- нагрузка на седло — до 10300 кг.
Часть грузовиков оснащалась модернизированной балкой переднего моста, выдерживающей нагрузку до 7000 кг. На оси установлены новые кулаки, увеличившие угол поворота колес до 45°, что повысило маневренность автопоезда.
Версия МАЗ-543203-2122 отличается применением двигателя, соответствующего нормативам Евро-1. Техника выпускалась на Минском автомобильном заводе для поставки на рынки, не предъявлявшие высоких требований к токсичности выхлопных газов. Грузовик оснащался только рессорной подвеской, допустимая полная масса автопоезда составляет 36000 кг.
Машина имеет максимальную скорость до 100 км/ч (с полной загрузкой), при этом часть выпущенных тягачей оснащалась электронным ограничителем. Расход топлива составляет 35,7 л на 100 км пути (при скорости движения с полной нагрузкой 80 км/ч). Для работы с тягачом использовался полуприцеп модели МАЗ-938662.
Модификация МАЗ-543203-222 отличается установкой модернизированной кабины. Силовой агрегат и трансмиссия остались без изменений. Машина комплектовалась седлом с установочной высотой 1290 мм.
МАЗ-543205
Для работы в составе автопоездов с полным весом 40000 кг была создана модификация, оснащенная 330-сильным 8-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-238ДЕ2. Автомобиль получил обозначение МАЗ-543205. Тягачи оснащались 8-скоростной механической трансмиссией ЯМЗ-238М, позволявшей развивать скорость до 100 км/ч. Расход топлива при движении с полной нагрузкой составлял 31,0 л (при 60 км/ч) или 41,5 л (при 80 км/ч) на 100 км пробега. Для грузовиков предлагались 2 версии топливных баков, рассчитанных на 350 или 500 л горючего.
Еще одним отличием машин стала возможность установки задней пневматической подвески. Барабанные тормозные механизмы дополнены энергоаккумуляторами, установленными на камерах заднего моста. Стояночный тормоз имеет пневматическое управление. В магистралях подачи воздуха установлен отделитель влаги, предотвращающий образование льда в зимнее время.
Модификация МАЗ-543205-020 отличается применением 9-ступенчатой коробки передач, разработанной Минским автозаводом.
Задний мост оснащен главной парой с уменьшенным передаточным отношением. Кабина, расположенная над силовым агрегатом, откидывается вперед при помощи гидравлического привода. В конструкции механизма имеются фиксаторы, исключающие возможность самопроизвольного опрокидывания кабины в движении.
Водитель и пассажир размещаются на отдельных сиденьях, за спинками которых расположены 2 спальные полки. В стандартное оснащение входит система вентиляции и отопления, оснащенная вентилятором. Для подачи свежего воздуха имеется откидной люк, расположенный на крыше.
Вариант МАЗ-543205-226 оснащался седельным узлом с установочной высотой 1290 мм, на других версиях машины расстояние составляло 1400 мм. Устройство рассчитано на максимальную нагрузку 10300 кг.
МАЗ-543208
Автомобиль оснащен модернизированным 8-цилиндровым дизелем ЯМЗ-7511, развивающим мощность 400 л.с. Мотор построен на основе блока ЯМЗ-238, комплектуется отдельными головками цилиндров. Тягач поставлялся только с 9-ступенчатой трансмиссией МАЗ и задним мостом с передаточным отношением 3,97. Запас топлива находится в 500-литровом баке, установленном на левом лонжероне рамы.
Задняя подвеска оснащена пневматическими подушками. По заказу машины поставлялись с модернизированной схемой проводки, включавшей в себя контроллер управления подвеской. Завод выпускал тягачи, оснащенные штатным тахографом и пневматическими опорами сидений для водителя и пассажира.
МАЗ-54322
Ранний вариант модернизации базового тягача выпускался до 1988 года. На машине применялся дизельный двигатель ЯМЗ-238ПМ, оснащенный турбокомпрессором. Мотор развивал мощность 280 л.с. при степени сжатия 15,2. Сжатый воздух подавался компрессором непосредственно во впускной коллектор силового агрегата. На машинах применялась 2-диапазонная 8-скоростная полностью синхронизированная коробка передач (кроме 2 скоростей заднего хода). Подвески оснащены листовыми рессорами.
МАЗ-54323
Дальнейшим развитием предыдущей версии стал грузовик МАЗ-54323, серийное производство началось в 1988 году. На машинах применялись дизельные двигатели ЯМЗ со сниженным расходом топлива, развивавшие мощность 300-330 л.с. Доработкам подвергся интерьер и экстерьер кабины, но сама конструкция осталась неизменной. В конструкции силового агрегата имелся электрофакельный подогреватель, по заказу устанавливался автономный отопитель улучшенной схемы.
Рулевое управление состоит из редуктора, в конструкции которого имеется встроенный распределитель усилителя. Сам гидравлический усилитель оснащен вынесенным цилиндром. Вместимость магистралей составляет 5 л специального масла.
Габариты и технические характеристики:
- длина — 5980 мм;
- длина с откинутой вперед кабиной — 7820 мм;
- сдвиг седла — 460 (по заказу 395 или 370) мм;
- грузоподъемность — 26000 кг;
- допустимая масса автопоезда — 34000 кг;
- расход дизельного топлива — 32,3 и 41,8 л на 100 км (при скорости 60 и 80 км/ч).
МАЗ-54328
Автомобиль модели МАЗ-54328 поставлялся с 6-цилиндровым атмосферным двигателем ЯМЗ 236. Силовой агрегат оснащен механическим насосом, развивает мощность 180 л.с. Крутящий момент передается через механическую 5-скоростную коробку передач, оснащенную синхронизаторами для 4 повышенных скоростей переднего хода.
Пониженные характеристики мотора привели к снижению до 26000 кг допустимой массы автопоезда. При этом максимальная скорость движения не превышает 80 км/ч.
МАЗ-54329
Версия МАЗ-54329 представляет собой упрощенную машину с атмосферным 8-цилиндровым мотором ЯМЗ-238М2. Мотор оснащен механическим насосом высокого давления, развивает мощность 240 л.с. при 2100 об/мин. На грузовике устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с делителем. Стандартный запас топлива составляет 350 л, но встречаются машины с баками, рассчитанными на 500 л жидкости. Допустимая масса тягача и автопоезда составляет 28000 кг.
Завод выпускал дополнительно упрощенную версию тягача, которая оснащалась 5-скоростной механической коробкой передач. Тягач получил обозначение МАЗ-54329-020, предназначался для грузоперевозок на малые расстояния. Из-за изменения трансмиссии снизилась максимальная скорость, которая не превышала 85 км/ч. Грузоподъемность машины осталась неизменной. На части грузовиков устанавливался штатный автономный отопитель, прогревавший систему охлаждения дизеля.
МАЗ-543240
Автомобиль МАЗ-543240-21201 с рессорной подвеской, оснащенный 330-сильной модификацией дизеля ЯМЗ-238ДЕ, соответствующей требованиям Евро-1. Поставлялся только с 8-ступенчатой механической трансмиссией и задним мостом, имеющим передаточное отношение редукторов 5,49. Силовой агрегат оснащен турбокомпрессором и радиатором для снижения температуры сжатого воздуха.
На тягачах встречается кабина без спального места, рассчитанная на 3 человек. Большинство грузовиков оснащалось на заводе расширенной кабиной со спальными полками, имеющей сиденяя для водителя и 1 пассажира. Допустимый полный вес автопоезда составляет 40000 кг.
Тюнинг
Поскольку техника разработана в 80-е годы прошлого столетия, то ее характеристики отстают от последних требований, несмотря на проводившиеся заводом доработки. Многие владельцы самостоятельно модернизируют свои тягачи. Распространенной является практика замены передней балки и заднего моста на машинах ранних выпусков на модернизированные узлы, имеющие повышенную грузоподъемность и ресурс.
На ряде тягачей МАЗ-54323 устанавливается турбина с увеличенной производительностью, снятая с импортных двигателей (например, DAF-430). Для подачи топлива используются модернизированные форсунки, обеспечивающие впрыск большего объема топлива. Доработки увеличивают мощность и изменяют кривую крутящего момента. Из-за увеличенного расхода воздуха требуется установить новый корпус воздушного фильтра. В трансмиссии используется 2-дисковое сцепление, оснащенное пневмогидравлическим усилителем.
Одним из вариантов доработки техники является замена рессорной подвески на пневматическую конструкцию. Вместо полуэллиптической штатной рессоры устанавливается полурессора, подушки монтируются на штатное место. В пневматическую систему тягача включается дополнительный ресивер и 2 крана — уровня пола и для изменения высоты установки подвески. Картер заднего моста остается прежним. Подобная модернизация является изменением конструкции автомобиля и требует официального оформления.
Отзывы владельцев
Стоимость подержанной техники начинается от 200 тыс. рублей, экземпляры в хорошем техническом состоянии оцениваются в 800-900 тыс. рублей. Приобретение полуприцепов оговаривается отдельно. Цена аренды бортовых версий находится в пределах 1,2-1,4 тыс. рублей за 1 час работы.
Евгений, 40 лет, Нижний Новгород
Несколько лет назад был приобретен подержанный МАЗ 543203 220. Тягач оснащен 6-цилиндровым V-образным мотором ЯМЗ с турбиной. Машина переоборудована коробкой передач от грузовика КамАЗ, узел смонтирован через переходную плиту. Мосты заменены на импортные аналоги еще предыдущим владельцем. Тягач эксплуатируется с 20-тонным полуприцепом. Возникают проблемы с коррозией деталей кабины, особенно внутри колесных арок.
Александр, 45 лет, Кузнецк
Работал водителем на тягаче с 6-цилиндровым турбодизелем ЯМЗ. Мощности мотора хватает для уверенного движения по равнине с полуприцепом весом 20 тонн, расход горючего был в пределах 34-35 л на 100 км. Но преодолеть подъем без разгона тяжело. Если планируется эксплуатация техники на ровных участках и с небольшой загрузкой, то 6-цилиндрового мотора достаточно. При работе в гористой местности рекомендуется применять тягачи с 8-цилиндровым дизелем.
МАЗ-5432
Минский автомобильный завод на протяжении более полувека является флагманом Белорусского тяжелого автомобилестроения. Грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепная техника составляют основу производственной номенклатуры. Производство седельных тягачей на заводе было начато еще в начале 50-х годов прошлого столетия, и к настоящему моменту предприятие имеет в этой области колоссальный опыт. Первый седельный тягач МАЗ 5432 относящийся к большегрузам завода третьего поколения был собран в начале 80-х годов 20-го века. От предыдущих версий машину отличала более комфортабельная кабина с просторным спальным отсеком, а также наличием стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески. В 1988 году автомобиль имел уже целую линейку моторов. Кроме новых на тот момент двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. соответственно, стали устанавливать 360-сильные дизеля западногерманской фирмы «MAN». В дальнейшем сотрудничество МАЗ и MAN продолжилось, а в 1998 году на совместном предприятии стали собираться седельные тягачи, где на усовершенствованном шасси МАЗ 5432 стали устанавливать МАНовские силовые агрегаты и кабины. Сборка автомобилей на совместном производственном конвейере в республике Беларусь позволила удешевить производство конкурентоспособной продукции мирового качества на 30%. В настоящее время 98% грузовиков МАЗ-МАН соответствует экологическим нормам Евро-3.
История модели
Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.
Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты компании «МАН». В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).
В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.
Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные «МАЗ-5440». Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников заводской индекс «МАЗ-6422».
Технические характеристики в цифрах
- Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
- Колёсная база – 3,550 м;
- Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
- Диаметр разворота – 9 метров;
- Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
- Полная масса автомобиля – 16 тонн;
- Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
- Полная масса автопоезда – 34 тонны;
- Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
- Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
- Объем топливного бака – 500 литров;
- Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
- Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.
Масса узлов и агрегатов
- Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
- Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
- Рама – 650 кг;
- Кабина – 645 кг.
Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.
Двигатель
Седельные тягачи данной марки укомплектованы ярославским дизельным двигателем «ЯМЗ-238Б» Это 8-ми цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и V-o6pазным (90°) расположением цилиндров. Технические параметры данного силового агрегата таковы:
- Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
- Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
- Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
- Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
- Степень сжатия – 15,2;
- Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
- Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
- Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
- Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
- Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
- Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2 );
- Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.
Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.
ТНВД данного двигателя – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель «ЯМЗ-238Б» оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) для облегчения запуска в холодную погоду. На раме данный силовой агрегат установлен на трёх опорах: 1 передняя (кронштейн на крышке шестерён распределения ) и 2 задних (расположенных с обеих сторон картера маховика).
Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.
Трансмиссия
Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.
Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.
Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача — разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.
Подвеска и ходовая часть
Передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор — скользящие. Задняя подвеска– на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.
Колёса на «МАЗ-54323» установлены бездисковые, с ободами 8,5В-20, крепление осуществляется болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модели«И-111А». Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних — 6,7 кгс/см.кв.
Рулевое и тормозное управление
Конструкция рулевого механизма следующая – винт и шариковая гайка-рейка, которая находится в чётком зацеплении с зубчатым сектором, и с встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.
Рабочая тормозная система установлена барабанного типа, с механизмами диаметром 420 мм и шириной накладок 160 мм. Тормозная система «МАЗ-54323» снабжена двухконтурным пневмоприводом, а задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз осуществляется на тормозе задних колёс от пружинных энергоаккумуляторов, привод которых – пневматический.
Запасная тормозная система совмещается с системой стояночной. В качестве вспомогательного тормоза используется моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа является комбинированным (двух- и однопроводным). Имеется специальный предохранитель против замерзания конденсата.
Электрооборудование
Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 Вольта. На нём установлены две аккумуляторные батареи марки«6СТ-190А». Есть возможность установки аккумуляторных батарей«6СТ-182». Грузовик комплектуется генераторной установкой«Г273В» со встроенным регулятором напряжения, стартером«СТ103А-01» или «25.3708».
Устройство
Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.
Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.
Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.
Основные размеры
- Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
- Ширина – 2500 мм;
- Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
- Клиренс – 280 мм;
- Колесная база – 3550 мм.
Весовые параметры
- Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
- Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
- Полная масса автомобиля – 16000 кг;
- Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
- Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
- Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
- Полная масса автопоезда – 34000 кг.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
- Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
- Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
- Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
- Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
- Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.
Кабина
«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.
Преимущества и недостатки
Ценят авто в первую очередь за адекватное соотношение цены и качества, а хорошие тяговые показатели. Запчасти стоят недорого, если сравнивать с европейскими аналогами. Что касается недостатков, то здесь можно упомянуть более низкий уровень комфорта, чем у заморских машин.
Из-за сильной подверженности коррозии, кабина и другие наружные конструкции регулярно нуждаются в покраске и зачистке.
МАЗ 54329
МАЗ 54329 – популярный седельный тягач с колесной формулой 4 на 2, который активно используется потребителями в настоящее время. Основа для разработки автомобиля была заложена на Минском заводе еще в 1980-х годах. Семейство МАЗ 5432, появившееся в тот период, стало настоящим прорывом в сегменте советских седельных тягачей. Период разработки оказался достаточно длительным, но в итоге позволил создать машину, способную выполнять перевозки на средние и ближние дистанции в составе автопоезда.
Достаточно быстро семейство МАЗ 5432 начало расширяться и пополняться новыми версиями. Одной из них стал седельный тягач МАЗ 54329, получивший минимум отличий в сравнении с базовой моделью (МАЗ 54323). Особенностью техники стала ее эксплуатации совместно с прицепом МАЗ 93802 (металлической платформой с деревянным полом и тройными откидывающимися бортами). Машина рассматривалась в качестве замены морально устаревшего МАЗ 500. По уровню оснащения новинка была на голову выше. МАЗ 54329 обзавелся модернизированной кабиной увеличенных размеров, уровень комфорта и управления повысился. На несколько лет модель стала одним из лидеров сегмента седельных тягачей на всем постсоветском пространстве.
Примечательно, что после развала СССР производство МАЗ 54329 не остановилось. Минский автозавод продолжил выпуск серии и выпустил несколько обновлений. Дизайн доработанных версий поменялся незначительно. Они комплектовались прежней кабиной с современным бампером и радиаторной решеткой. Окончательно модель была снята с производства в середине 2000-х годов.
Модификации
МАЗ 54329 является модификацией МАЗ 54323, потому не имеет множества доступных версий.
Базовое шасси получило индекс МАЗ 54329. Седельный тягач, выпускаемый на данном шасси, известен под названием МАЗ 54329-020. При этом автомобиль доступен в различных комплектациях и с набором дополнительных опций.
Видео обзор
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 5980 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 3650 мм;
- колесная база – 3550 мм;
- радиус поворота по колесу – 8300 мм;
- габаритный радиус поворота – 9000 мм.
Весовые характеристики:
- снаряженная масса – 7050 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 4680 кг;
- нагрузка на заднюю ось – 2370 кг;
- полная масса – 16000 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 6000 кг;
- нагрузка на заднюю ось – 10000 кг;
- предельная масса для седельно-сцепного устройства – 8800 кг;
- масса полуприцепа – 26800 кг;
- масса в составе автопоезда – 34000 кг.
Прочие характеристики (в составе автопоезда):
- максимальная скорость – 100 км/час;
- время разгона до 60 км/час – 60 сек;
- выбег с 50 км/час – 950 м;
- тормозной путь на скорости 60 км/час – 36,7 м;
- максимальный преодолеваемый подъем – 18%.
Двигатель
В подкапотном пространстве у модели МАЗ 54329 располагается дизельный двигатель ЯМЗ-238 М2. В сравнении с агрегатом, устанавливаемым на базовую модель, данный мотор имеет меньшую мощность. В конструкции силовой установки присутствует регулятор частоты вращения. V-образная «восьмерка» прекрасно подходит для тяжелых условий эксплуатации (минусовые температуры, низкое качество топлива, повышенные нагрузки). Агрегат имеет жидкостную систему охлаждения, непосредственный впрыск горючего и систему фильтрации с индикатором засоренности.
Характеристики мотора ЯМЗ-238 М2:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 176 (240) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 883 Нм;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
Средний расход топлива в составе автопоезда:
- на скорости 60 км/час – 32,3 л/100 км;
- на скорости 80 км/час – 41,8 л/100 км.
МАЗ 54329 комплектовался топливными баками различного объема. Изначально на автомобиль устанавливался бак емкостью 300 л, более поздние версии комплектовались баками на 350 л.
Устройство
Конструктивно МАЗ 54329 практически идентичен МАЗ 54323. Модель отличает надежная ходовая часть. Передняя подвеска устанавливается на продольных полуэллиптических рессорах, дополненных стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами. Для задних концов рессор предусмотрены скользящие концы. Задняя подвеска основана на 2 основных и 2 дополнительных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задние концы основных рессор и концы дополнительных рессор имеют скользящий тип.
Двигатель МАЗ 54329 функционирует в паре с 5-ступенчатой трансмиссией ЯМЗ. Демультипликатор позволяет увеличить количество передач. Синхронизаторы присутствуют на всех скоростях, за исключением заднего хода. С коробкой передач используется двухдисковое сцепление с механическим приводом, периферийными пружинами и пневматическим усилителем. Главная передача – 2-ступенчатая разнесенная, карданная передача – 1 карданный вал.
Тормозная система МАЗ 54329 не отличается от других версий МАЗ 54323. В ее основе лежит действие барабанных механизмов, установленных на всех колесах. Работа системы выполняется от 2-контурного пневматического привода. В состав тормозной системы входят вспомогательный и стояночный тормоза, повышающие общую безопасность передвижения даже при полной загрузке.
Кабина МАЗ 54329 отличается увеличенным размером и стандартной высотой. Она рассчитана на 2 человек (водитель и пассажире) и установлена на рессорах. Среди особенностей кабины значится наличие спальной зоны, расположенной за сиденьями. Водительское кресло регулируется с учетом особенностей оператора. Сиденья не рассчитаны на дальние поездки, потому при длительном нахождении за рулем возникают боли в спине. Приборная панель находится в зоне видимости водителя и отличается многофункциональностью. Все показатели легко читаются. Бардачок и вещевые отделения в салоне отсутствуют, имеется лишь ниша под спальной полкой, поскольку практически все место занимает центральная консоль. Дизайн приборов выглядит устаревшим. В кабине имеется механический люк для проветривания. Кондиционер отсутствует во всех комплектациях, потому о нормальной вентиляции в салоне остается только мечтать.
При необходимости кабина откидывается на угол 60 градусов для выполнения ремонтных операций. За откидывание отвечает гидроцилиндр, имеющий ручной привод. Опционально в салоне могут устанавливаться дополнительные устройства обогрева.
Цена нового и б/у
В настоящее время МАЗ 54329 предлагается на вторичном рынке. Стоимость моделей 1995-1997 года выпуска составляет 140-220 тысяч рублей, версии 2000-2002 года выпуска обойдутся в 350-600 тысяч рублей.