23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передний мост ЗИЛ-131: устройство, задний, средний, сколько весит, ремонт ведущего, включение, сколько масла в мосту, регулировка, как включить, сборка, цена

Передний мост ЗИЛ-131: устройство, задний, средний, сколько весит, ремонт ведущего, включение, сколько масла в мосту, регулировка, как включить, сборка, цена

Главная передача двойная, одна пара — конические шестерни со спиральными зубьями, вторая пара — цилиндрические шестерни с косыми зубьями, общее передаточное отношение — 7,33.

Главные передачи среднего и заднего мостов одинаковы по устройству и расположению, их картеры крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами. Главная передача переднего моста имеет такое же устройство, но крепится к балке моста вертикальным фланцем.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Шарниры равных угловых скоростей:
1, 2, 8 — кулаки; 3 — ведущие шарики; 4 — палец; 5 — центрирующий шарик; 6 —наружная полуось; 7—вилка; 9 — диск; 10 — внутренняя полуось

Рис. 2. Схема устройства и работы шестеренчатого дифференциала:
а — автомобиль идет по прямой, сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью; б — автомобиль движется по закруглению, скорости ведущих колес разные, сателлиты вращаются вокруг своих осей; 1 — ведомая шестерня; 2 — ведущая шестерня; 3 — сателлит; 4 — полуосевая шестерня; 5 — полуось

Главная передача состоит из картера с крышкой, первичного вала с конической шестерней и подшипниками, ведомой конической шестерни, ведущей цилиндрической шестерни с валом, ведомой цилиндрической шестерни.

Картер крепится к балке моста болтами; два из них расположены внутри картера (доступ к ним может быть осуществлен через боковую крышку). Заливное отверстие, закрываемое пробкой, у картеров среднего и заднего мостов находится сверху, сливное отверстие с пробкой находится в картере моста, пробка дополнительного сливного отверстия имеется в картере главной передачи. Проверка уровня масла осуществляется при помощи специального указателя, имеющегося в наборе инструмента водителя; этот указатель вставляется в отверстие под один из болтов крепления картера главной передачи к балке моста. Уровень масла при заливке можно проверять также через контрольное отверстие, которое имеется в картере моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун. У переднего моста контрольно заливное отверстие находится в крьшке балки моста, а сливное— в нижней части балки моста.

Ведущий вал вращается на одном роликовом цилиндрическом и двух конических подшипниках. Между фланцами стакана подшипников н картером устанавливаются металлические прокладки.

Рис. 3. Задний мост автомобиля ЗИЛ -Ш:
1 — сапун; 2—полуось; 3 — ведомая коническая шестерня; 4— вал ведущей цилиндрической .шестерни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — пробка заливного отверстия; 7, 31 — ведущая и ведомая цилиндрические шестерни; 8 — картер главной передачи; 9, 34 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника; 11 — крышка подшипника; 12 — чашка дифференциала; 13 — полуосевая шестерня; 14 — блок сальников подвода воздуха; 15 — тормозной барабан; 16, 17 — сальники ступицы; 18 — замочная шайба; 19 — контргайка; 20 — шинный кран; 21 — фланец полуоси; 22 — регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпилька; 26 — опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — пробка сливного отверстия; 30 — сателлит; 32 — первичный вал; 33 — регулировочные шайбы

Рис. 4. Смазка главной передачи автомобиля ЗИЛ -131;

Ведущая цилиндрическая шестерня изготовлена заодно с валом, который вращается на цилиндрическом роликовом и двухрядном коническом подшипниках. Между стаканом подшипников и картером располагаются прокладки. Ведомая цилиндрическая шестерня представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.

При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.

Смазка главной передачи осуществляется разбрызгиванием, для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.

Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни производится при появлении в них осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, определяемое с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, должно быть в пределах 1,3—2,7 кгс.

Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует.

Читать еще:  Пилки для ручного лобзика по дереву. Алмазные, круглые, спиральные

Боковой зазор между зубьями конических шестерен должен быть 0,15—0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца первичного вала на величину 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий под болты и при неподвижной ведомой шестерне. Указанный зазор регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок.

Правильность зацепления конических шестерен проверяется на краску по пятну контакта.

Дифференциалы автомобиля ЗИЛ -131 шестеренчатые, конические, устанавливаются ;в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковы по устройству и отличаются от дифференциала автомобиля ГАЭ -53А лишь размерами и формой деталей.

Полуоси автомобиля ЗИЛ -131 фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как у автомобиля ГАЗ -66. Каждая полуось уплотняется сальником, расположенным во фланце балки моста.

Шарниры равных угловых скоростей шариковые, по устройству и работе аналогичны шарнирам автомобиля ГАЗ -66. Отличие лишь в том, что центральный шарик не имеет пальца. В каждый шарнир закладывается по 1,3 кг смазки марки AM.

Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗиЛ-131

Главные передачи двойные (рис. 121) с передаточным числом 7,62. У промежуточного и заднего мостов главные передачи крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами; два болта крепления находятся внутри картера и доступ к ним возможен через люк, закрываемый боковой крыш­кой. У переднего моста главная передача крепится вертикальным фланцем.

Рис. 121. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131: 1 – сапун; 2 – полуось; 3 – ведомая коническая шестерня; 4 – вал ведущей цилиндрической шестсрни; 5 – ведущая коническая шестерня; 6 – пробка заливною отверстия; 7 – ведущая цилиндрическая шестерня; 8 – картер главной передачи; 9, 34 – регулировочные прокладки; 10 -стакан подшипников; 11 – крышка подшипников; 12 – чашка дифференциала; 13 – полуосевая шестерня; 14 – блок сальников подвода воздуха; 15 – колодка тормоза; 16, 17 – сальники ступицы: 18 – замковая шайбы; 19 – контргайка; 20 – шинный кран: 21 – фланец, полуоси; 22 -регулировочная гайка; 23 – винт; 24 – ступица; 25 – шпилька; 26 -опорный диск; 27 – цапфа; 28 – тормозной барабан; 29 – пробка сливного отверстия; 30 – сателлит; 31 – ведомая цилиндрическая шестерня; 32 – ведущий вал; 33 – регулировочные шайбы.

Устройство главной передачи такое же, как на автомобиле КамАЗ-4310 Проверка уровня масла осуществляется при помощи специального указателя, имеющегося в наборе водительского инструмента, этот указатель вставляется в отверстие под один из болтов крепления картера главной передачи к балке моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун 1.

Для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картере главных передач всех мостов заправляется по 5 л масла марки ТСп-15К или ТАп-15В.

Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни, производится подбором шайб 33 необходимой толщины, расположенной между внутренними кольцами подшипников. Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует. Боковой зазор между зубьями конических шестерен регулиру­ется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок 9 и 34.

Дифференциалы конические, симметричные, по устройству и работе аналогичные таким же дифференциалам автомобиля КамАЗ-4310.

Полуоси фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как на автомобиле КамАЗ-4310.

Шарниры равных угловых скоростей шариковые. Шарнир состоит из двух кулаков б и 7 (см. рис. 118), четырех ведущих 8 и одного центри­рующего 9 шарика. Кулаки имеют выемки специального профиля, в кото­рых размещены шарики. Центральный шарик обеспечивает центрирование кулаков.

При повороте управляемого колеса наружный кулак поворачивается относительно внутреннего, при этом шарики перекатываются по канавкам кулаков и во всех случаях размещаются в плоскости, которая делит угол между кулаками пополам (бисекторная плоскость). Такое расположение шариков обеспечивает передачу вращения с одного кулака на другой с равной угловой скоростью.

Трущиеся поверхность смарываются смазкой марки AM или Литол-24, которая в количестве 0.3 кг закладывается в корпусе поворотного кулака при сборке.

Как устроены передний и задний мост грузовика ЗИЛ-131

Передний мост ЗИЛ-131 имеет устройство, обеспечивающее непрерывную передачу крутящего момента при любом положении управляемых колес. Использование полного привода обеспечивает грузовику улучшенные внедорожные характеристики.

Устройство

Мосты автомобиля имеют сварную конструкцию. Узел собран из 2 штампованных половин, к которым прикреплены фланцы и крышка. Передняя балка грузовика оснащена главной парой, имеющей вертикальное банджо. Агрегат смонтирован на картере при помощи болтовых соединений.

Читать еще:  Грузовик ЗИЛ-131: технические характеристики, дизель, самосвал, ТТХ, расход топлива, отзывы

Средний и задний мосты имеют оригинальную конструкцию, картеры главной передачи смонтированы сверху корпуса балки. Детали зафиксированы болтами, стык уплотнен специальной прокладкой. По этой причине картер переднего моста является невзаимозаменяемым с задними.

В состав оборудования мостов входит 2-ступенчатый редуктор, аналогичный примененному в задней балке на гражданском грузовике ЗИЛ-130. Крутящий момент передается при помощи карданного вала, закрепленного болтам к фланцу ведомого вала. Суммарное передаточное отношение узла составляет 7,339.

На входе редуктора расположена коническая пара шестерен, за которой установлена цилиндрическая передача с косым зацеплением. Одна из крышек подшипникового узла имеет глухое отверстие, в которое ввернута пробка, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении бродов. В конструкции имеется конический дифференциальный механизм, оснащенный 4 сателлитами.

Полуоси оснащены поворотными кулаками, ход которых ограничен приваренными болтами. На шейке шарнира смонтирован ниппель подвода воздуха. На внешнем фланце полуоси выполнен кран, необходимый для подключения магистрали к шине. В состав полуоси входит шарнир равных угловых скоростей, допускающий угол поворота колеса 30° в обе стороны. Поворотный шкворень имеет угол наклона в продольном направлении 3°10´, поперечный наклон составляет 5°.

Из-за особенностей конструкции вес передней балки составляет 480 кг, оси задней тележки имеют массу по 430 кг. Для проверки уровня масла используется отверстие на крышке картера. Нормальным является уровень, соответствующий нижней кромке отверстия. Объем смазки в картере составляет 5,0 л. Заливаемое на ЗИЛ-131 масло в мосты должно являться всесезонным (например, ТСп 15К). При эксплуатации техники при температуре ниже -30°С требуется специальная жидкость ТСп 10.

Как включить передний мост

Включение переднего моста осуществляется принудительно при помощи электропневматического привода. Активация происходит в автоматическом режиме в момент включения пониженного ряда в раздаточном редукторе. Для отслеживания используется концевой электрический переключатель, который подает напряжение на электромагнит. Силовой шток открывает воздушный клапан, через который начинается подача воздуха под давлением не менее 5 кгс/см². Узел подключен к пневматической системе привода тормозов.

Сжатый воздух воздействует на диафрагму с установленным на ней стержнем. Смещение элемента передается на подвижную каретку, которая позволяет включить на ЗИЛ-131 привод на переднюю ось.

Выключение привода осуществляется автоматически после отключения пониженного ряда под воздействием возвратной пружины.

Имеется возможность принудительного подключения передачи крутящего момента. Для этого используется 2-позиционный переключатель, размещенный на панели приборов. Устройство управляет электромагнитным силовым механизмом. В состав узла входит специальный контакт, включающий предупредительный индикатор.

Регулировка мостов

Поскольку редукторы ЗИЛ-131 имеют унифицированную конструкцию, то регулировка узлов одинаковая для всех осей. Под настройкой понимают проверку и корректировку предварительного натяга подшипников, а также обеспечение корректного контакта конической передачи. При этом следует помнить, что 2-рядный подшипник ведущего вала цилиндрической передачи настройке не подлежит. Недопустима замена элементов опорного узла, в случае износа он меняется в сборе.

Чтобы отрегулировать подшипники, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал от фланца редуктора.
  2. Разобрать узел и вынуть стакан в сборе с подшипниками ведущей шестерни. Для этого используются вспомогательные болты.
  3. Между торцовыми поверхностями внутренних колец подшипников установить регулировочные прокладки из набора. Допускается монтаж только 2 прокладок.

Конические шестерни подбираются в заводских условиях по пятну контакта и зазору между зацепленными зубьями. Детали проходят притирку и получают индивидуальное клеймо. В случае поломки 1 детали замене подлежит весь комплект. Настройка пятна контакта осуществляется дистанционными шайбами, которые подкладываются под фланец стакана подшипникового узла ведущей оси. Форма пятна контакта определяется при помощи краски, которая наносится на зубья. При необходимости прокладки устанавливают и в гнезда подшипников ведомого вала.

При правильно затянутых подшипниках ступиц колесо вращается от руки без заеданий и видимого осевого биения. Затяжка выполняется при снятой крышке фланца полуоси. Под ней размещена регулировочная гайка, которая фиксируется замочной шайбой. Проверка состояния подшипников в опорных кулаках производится после установки автомобиля на козлы. Корректировка износа производится при помощи регулировочных прокладок, размещенных в опорах. Процедура обслуживания зависит от класса точности установленных подшипников.

Ремонт мостов

В процессе эксплуатации грузовика следует периодически доливать масло в картер и менять на новое (согласно карте обслуживания). В корпусе поворотного кулака имеется пресс-масленка. Набивка смазки выполняется до момента появления вещества из контрольного отверстия на нижней части опоры. После этого отверстие закрывается защитной пробкой. При замене смазки требуется промывка деталей.

Читать еще:  Газонокосилка Штиль (Stihl): бензиновая косилка (бензокосилка), FS 38, отзывы, цена

Ремонт ведущего моста осуществляется при поломке или чрезмерном износе шестерен или подшипников, а также поворотных кулаков и шарниров. При сборке заднего моста ЗИЛ необходимо обеспечить требуемое усилие затяжки гаек. Аналогичное требование распространяется на остальные узлы трансмиссии. При этом важно не перетянуть резьбовые соединения, поскольку возможен обрыв болтов или срыв резьбы, нарезанной внутри картеров.

При сильных повреждениях рекомендуется установка нового узла. Цена переднего моста без пробега составляет около 25 тыс. руб. Агрегаты с пробегом, снятые с разобранных грузовиков, оцениваются в 10-14 тыс. руб.

Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Заливать масло в картеры всех мостов автомобиля нужно через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера редуктора, закрываемое пробкой 29, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия.

Доливать масло в картер переднего моста можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие, расположенное в крышке картера моста.

Проверять уровень масла в заднем и среднем мостах в процессе эксплуатации следует при помощи специального указателя уровня 1 (рис. 1), имеющегося в наборе инструмента.

Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.

Правильный уровень масла отмечен риской на стержне указателя уровня масла.

При снижении уровня масла ниже риски необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста имеется сливное отверстие 48 (рисунок 2), расположенное в нижней части картера моста.

Сливные отверстия картеров заднего и среднего мостов расположены в нижней части крышек картеров.

Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (рисунок 3), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рисунок 4), сделанные в передних стенках картеров редукторов заднего и среднего мостов.

Рисунок 4

Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через все имеющиеся сливные отверстия.

Контрольные отверстия при этом должны быть открыты.

При необходимости следует добавить смазку в корпус поворотного кулака для подшипников шкворней и шарнира полуоси переднего ведущего моста.

Набивать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленки 17 (рисунок 5), расположенные в верхней накладке корпуса правого поворотного кулака и в поворотном рычаге, установленном на корпусе левого поворотного кулака; набивать ее нужно до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное снизу шаровой опоры.

Рисунок 5

Пробка 27, которой закрыто это отверстие, должна быть предварительно вывернута.

При смене смазки все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть.

Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси.

Ступицу колеса при смене также необходимо промыть.

При закладывании свежей смазки надо тщательно промазать подшипники.

Крутящие моменты затяжки болтовых соединений в кГм

Гайки болтов крепления чашек дифференциала и ведомой цилиндрической шестерни 12—14

Гайки шпилек крепления крышек подшипников дифференциала 17—19

Шпильки крепления крышек подшипников дифференциала (при установке в картер редуктора) 22—25

Болты крепления крышек роликоподшипников редуктора – 6—8

Болты крепления редуктора к картеру моста – 9—11

Гайки шпилек крепления полуосей заднего и среднего мостов фланцев полуосей переднего ведущего моста к ступицам колес 7—9

Гайки шпилек крепления рычага поворотного кулака к корпусу и шпилек крепления шаровой опоры к картеру переднего моста . 16—18

Гайки шпилек крепления цапф переднего, заднего и среднего мостов 5,5—6

Гайки крепления фланцев вала ведущей конической шестерни 20—25

Гайка крепления подшипника вала ведущей цилиндрической шестерни 35—40

Контргайка крепления подшипников ступицы колеса 12—15

Гайка крепления шарового пальца поперечной рулевой тяги 23—27

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: