Помпа КамАЗ: как поменять, Евро-2, разобрать, снять, схема, ремонт водяной, устройство, сколько стоит
Принцип работы и руководство по ремонту помпы для КамАЗа
Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Помпа КамАЗа расположена в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя посредством ременной передачи. Поломка помпы ведет за собой вскипание антифриза и выход из строя всего двигателя. Контроль за уровнем и качеством ОЖ поможет обеспечить исправное состояние насоса.
Устройство и принцип работы
Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:
- корпуса;
- вала;
- 2 шарикоподшипников;
- торцевого уплотнения;
- крыльчатки;
- шкива.
Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.
На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.
Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное приспособление (тавотницу).
В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение. Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.
Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.
Неисправности и ремонт
Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка. Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает. Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.
Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали. Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.
Как снять и разобрать
Демонтаж насоса труда не составляет. Перед началом работ необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его нужно собирать в емкость. Чистая ОЖ после фильтрации может использоваться повторно. Для снятия приводных ремней нужно ослабить их натяжение. После слива ОЖ демонтируют хомуты крепления патрубков подвода антифриза.
Помпа крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимают насос в сборе со штатного места и извлекают наружу вместе с патрубками подвода ОЖ к термостату и гидромуфте. Для разборки водяной помпы снимают крепеж шкива и крыльчатки. Чтобы вынуть вал с подшипниками и уплотнением, используйте выколотку, изготовленную из мягкого материала. При необходимости разберите дефектный узел и установите работоспособные детали из ремкомплекта.
Как поменять
На КамАЗах применяются насосы с одно- и двухручьевыми шкивами. Если предстоит агрегатная замена, то нужно покупать помпу, которая является полным аналогом ранее установленной. В противном случае существует большая вероятность повторного дефекта. Замена помпы проводится в обратном порядке снятию. Перед ее установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла консистентной смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание тосола при поломке уплотнения.
Сколько стоит помпа и ее ремонт
Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Стоимость его колеблется от 5 до 15 тыс. рублей. Восстановленные изделия продаются в пределах 2-2,5 тыс. рублей. Ремонт своими руками обойдется гораздо дешевле, т.к ремкомплект можно купить за 600-700 рублей. Это с избытком покроет даже полную замену антифриза. Если корпус насоса без изъянов, а крыльчатка не повреждена кавитационной коррозией, то есть смысл провести замену дефектных деталей самостоятельно.
Необходимо помнить, что применение качественной ОЖ и проведение периодического технического обслуживания существенно продлит моторесурс насоса.
Ремонт автомобилей
Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
Помпа КамАЗ 740 (насос водяной). Демонтаж. Порядок разбора.
Помпа КамАЗ, как и любой водяной насос на двигателях внутреннего сгорания, предназначена для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. На автомобилях с двигателем КамАЗ 740, помпа расположена на передней левой части блока цилиндров. Для крепления к блоку, в корпусе помпы имеется три отверстия под болты.
Ремонт помпы может потребоваться в случае потери ею герметичности и образования течи охлаждающей жидкости, а также если заклинил вал водяного насоса.
Демонтаж помпы с двигателя КамАЗ 740
- cлейте жидкость из системы охлаждения
- освободите шкив помпы от ремней привода
- выверните три болта крепления
- отсоедините водяные трубы
Порядок разбора помпы КамАЗ 740
- отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отверните колпачковую гайку
- снимите крыльчатку съемником
- снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо
- снимите сальник
- выверните болт, снимите шайбу
- снимите шкив съемником
- снимите шпонку и пыльник
- снимите стопорное кольцо
- снимите вал с подшипниками в сборе
- снимите манжету
Схема водяного насоса (помпы) КамАЗ
Ремонтный комплект водяного насоса КамАЗ 740
- Подшипник вала 1160305-А
- Подшипник вала 1160304-К
- Вал 740-1307035-10
- Кольцо
- Уплотнительное кольцо
- Сальник
- Манжета армированная
- Обойма латунная
- Болт
- Гайка
- Кольцо
- Шайба
- Шайба
- Шайба латунная
- Шпонка вала
- Стопорное кольцо
Отдельно от ремонтного комплекта может потребоваться приобрести крыльчатку водяного насоса КамАЗ для замены.
Как снять помпу на КАМАЗе
За обеспечение бесперебойной работы системы охлаждения в любом транспортном средстве отвечает водяная помпа, которая располагается в двигателе внутреннего сгорания КАМАЗа.
Система охлаждения защищает двигатель автомобиля от перегрева, что защищает от необратимого деформирования металла, от нарушения целостности прокладки и разгерметизации мотора. Чтобы избежать неприятных и дорогостоящих последствий, заключающихся в капитальном ремонте КАМАЗа, необходимо своевременно выявить дефекты помпы и быстро заменить её.
Основные признаки неисправности помпы
Бывает так, что главные системы Вашего КАМАЗа работают исправно, однако, индикатор показывает увеличенную температуру двигателя. В этом случае в первую очередь стоит обратить внимание на исправность работы водяного насоса. Ниже мы с Вами рассмотрим основные признаки, свидетельствующие о поломки помпы:
- Поломанная помпа издает характерный звук, который с увеличением оборотов переходит с небольшого воя на резкий визг.
- Наличие специфических подтёков в области водяного насоса.
- В холодное время года салон машины нагревается плохо.
Руководство по снятию помпы на КАМАЗе
Чтобы без дополнительных трудностей снять помпу, стоит позаботиться о выполнении двух условий, которые заключаются в следующем:
- Дать возможность двигателю остыть;
- Нужно слить охлаждающую жидкость (тосол);
- С помощью подъемника поднять кабину.
Важно! Тосол ни в коем случае нельзя сливать на землю, так как в нем содержатся вредные синтетические вещества, которые отравляют всё живое. Поэтому стоит заранее позаботиться о подготовке специальной емкости большого объема (примерно 20 литров) для слива в неё всей охлаждающей жидкости.
Далее необходимо провести следующие манипуляции:
- Сначала нужно ослабить крепления насоса гидроусилителя.
- Открутите болты, пока не ослабнет ремень генератора.
- Теперь без труда снимаем ремень привода генератора.
- Далее откручиваем болты, к которым крепится помпа, с помощью ключа.
- Аккуратно, простукивая молотком, снимаем помпу.
Как видно из описания, снять помпу не составляет труда, главное – соблюдать всю последовательность данной процедуры. Так как помпа КАМАЗа является самой подвижной частью в системе охлаждения двигателя, эта запчасть чаще всего подвержена повреждениям, а значит, требует регулярного осмотра, дабы защитить Вас от незапланированных расходов.
Как снять помпу на КАМАЗе
За обеспечение бесперебойной работы системы охлаждения в любом транспортном средстве отвечает водяная помпа, которая располагается в двигателе внутреннего сгорания КАМАЗа.
Система охлаждения защищает двигатель автомобиля от перегрева, что защищает от необратимого деформирования металла, от нарушения целостности прокладки и разгерметизации мотора. Чтобы избежать неприятных и дорогостоящих последствий, заключающихся в капитальном ремонте КАМАЗа, необходимо своевременно выявить дефекты помпы и быстро заменить её.
Основные признаки неисправности помпы
Бывает так, что главные системы Вашего КАМАЗа работают исправно, однако, индикатор показывает увеличенную температуру двигателя. В этом случае в первую очередь стоит обратить внимание на исправность работы водяного насоса. Ниже мы с Вами рассмотрим основные признаки, свидетельствующие о поломки помпы:
- Поломанная помпа издает характерный звук, который с увеличением оборотов переходит с небольшого воя на резкий визг.
- Наличие специфических подтёков в области водяного насоса.
- В холодное время года салон машины нагревается плохо.
Руководство по снятию помпы на КАМАЗе
Чтобы без дополнительных трудностей снять помпу, стоит позаботиться о выполнении двух условий, которые заключаются в следующем:
- Дать возможность двигателю остыть;
- Нужно слить охлаждающую жидкость (тосол);
- С помощью подъемника поднять кабину.
Важно! Тосол ни в коем случае нельзя сливать на землю, так как в нем содержатся вредные синтетические вещества, которые отравляют всё живое. Поэтому стоит заранее позаботиться о подготовке специальной емкости большого объема (примерно 20 литров) для слива в неё всей охлаждающей жидкости.
Далее необходимо провести следующие манипуляции:
- Сначала нужно ослабить крепления насоса гидроусилителя.
- Открутите болты, пока не ослабнет ремень генератора.
- Теперь без труда снимаем ремень привода генератора.
- Далее откручиваем болты, к которым крепится помпа, с помощью ключа.
- Аккуратно, простукивая молотком, снимаем помпу.
Как видно из описания, снять помпу не составляет труда, главное – соблюдать всю последовательность данной процедуры. Так как помпа КАМАЗа является самой подвижной частью в системе охлаждения двигателя, эта запчасть чаще всего подвержена повреждениям, а значит, требует регулярного осмотра, дабы защитить Вас от незапланированных расходов.