8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тормозной кран ЗИЛ-130: главный, неисправности, устройство, принцип работы, ремонт

Тормозной кран ЗИЛ-130: главный, неисправности, устройство, принцип работы, ремонт

Для того чтобы быстро найти и устранить неисправности в тормозных системах современных автомобилей, необходимо применять испытательное оборудование и производить диагностирование в строго определенном порядке.

В качестве испытательного оборудования для диагностирования тормозных систем применяются: стенды роликовые и с беговыми барабанами для определения тормозных сил; проверочный комплект для диагностирования пневмопривода.

Наибольшее распространение в настоящее время получили переносные проверочные комплекты моделей НИИАТ -Л029 и К482. В проверочный комплект входят два манометра с длинными шлангами для подключения к штатным контрольным клапанам тормозного пневмопривода автомобиля, соединительные головки одно- и двухпроводного управления пневмоприводом прицепа с манометрами, набор соединительной арматуры трубопроводов и дополнительных контрольных клапанов, набор гаечных ключей. Такой комплект позволяет подготовленным специалистам провести в условиях автохозяйств диагностирование тормозных систем автомобилей ЗИЛ .

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Ниже приведены наиболее типичные возможные неисправности тормозных систем автомобиля-тягача ЗИЛ -431410 с МТП , методы их обнаружения и способы устранения. При этом в случае выхода из строя какого-либо прибора дается для краткости рекомендация «Заменить неисправный прибор». Под этим подразумевается также, что прибор может быть отремонтирован заменой в нем непригодных деталей с помощью поставляемых заводом-изготовителем ремонтных комплектов. Неисправности тормозных систем автомобилей ЗИЛ -131Н и ЗИЛ -1ЭЗГЯ в основном аналогичны.

1. Не заполняется сжатым воздухом конденсационный баллон (регулятор давления срабатывает —слышен характерный звук выброса сжатого воздуха).

Это может быть вызвано засорением фильтрующего элемента регулятора давления.

Отвернуть колпачок и нажать на шток клапана отбора воздуха регулятора давления. Если из клапана воздух не выходит, то фильтрующий элемент регулятора засорен.

Для устранения отвернуть нижнюю крышку регулятора давления, снять и промыть (или заменить) фильтрующий элемент.

Причиной является утечка сжатого воздуха из пневмопривода. Определить на слух иди нанесением кистью мыльной эмульсии на место утечки. Возможные места утечки: трубопроводы и шланги с нарушением герметичности; соединительные разъемы трубопроводов и шлангов; стыки корпусных деталей узлов и приборов; атмосферные выводы неисправных приборов.

В зависимости от места утечки неисправность устраняется: заменой негерметичных трубопроводов, шлангов; подтягиванием крепежных элементов узлов и деталей приборов; заменой неисправных приборов.

3. Не заполняются баллоны контуров рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего или заднего моста

Это может быть результатом того, что не открывается один из клапанов трехконтурного защитного клапана.

Отвернуть у клапана гайку соединительного разъема трубопровода к соответствующему воздушному баллону. Если при работающем двигателе воздух из клапана не выходит, то клапан неисправен.

Для устранения неисправный прибор заменить.

4. Не заполняется воздушный баллон контура стояночной и тормозных систем

Причина — не открывается дополнительный клапан трехконтурного защитного клапана.

Отвернуть у клапана гайку соединительного разъема трубопровода к воздушному баллону. Если при работающем двигателе воздух из клапана не выходит, то клапан неисправен.

Неисправный клапан заменить.

5. Не растормаживается тормозной пневмопривод прицепа с двухпроводным управлением — отсутствует сжатый воздух в правой соединительной головке

Данное нарушение может быть вызвано неисправностью трех-контурного защитного клапана, либо клапана ускорения самозатормаживания прицепа при обрыве магистрали управления.

Отвернуть у тр хконтурного защитного клапана 7 гайку соединительного разъема трубопровода к клапану. Если при работающем двигателе воздух не выходит, то клапан 7 неисправен. Если воздух выходит, то следует проверить наличие сжатого воздуха на выходе клапана 23. Отсутствие воздуха На выходе клапана 23 свидетельствует о неисправности последнего. Неисправный прибор заменить.

6. Не растормаживается тормозной пневмопривод прицепа с однопроводным управлением — отсутствует сжатый воздух в соединительной головке

Данное нарушение может быть результатом неисправности следующих приборов пневмопривода: трех контурного защитного клапана; клапана двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа; клапана однопроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа.

Проверить работу клапана. Если из левой соединительной головки управляющей магистрали при нажатой тормозной педали воздух выходит, а при отпущенной —не выходит, то неисправен клапан. В случае отсутствия воздуха в соединительной головке при нажатой тормозной педали неисправен клапан.

Для устранения неисправный клапан заменить.

7. Давление в воздушном баллоне какого-либо контура пневмопривода выше или ниже нормы (регулятор давления срабатывает)

Причина —нарушение регулировки регулятора давления, либо неисправность манометра.

Вывернуть пробку из соответствующего воздушного баллона (предварительно выпустив из него сжатый воздух), присоединить контрольный манометр и проверить соответствие показаний штатного и контрольного манометров, а также давление включения и выключения регулятора давления.

Для устранения регулятор отрегулировать винтом в его крышке, неисправный манометр заменить.

8. Недостаточно эффективное торможение автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой тормозной педали

Это отклонение может быть вызвано либо изменением хода тормозной педали, либо утечкой сжатого воздуха из контуров рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов, либо неисправностью двухсекционного тормозного крана или регулятора тормозных сил, либо чрезмерным увеличением хода штоков тормозных камер.

Нажать на тормозную педаль до упора. Если педаль доходит до пола, то необходимо отрегулировать ход педали изменением длины тяги в приводе тормозного крана.

Читать еще:  Культиватор своими руками: электрокультиватор, как собрать самодельный мотокультиватор, сделать, ходоуменьшитель, чертежи, уменьшитель хода, правильно, редуктор, фрезы, плуг, грунтозацепы, из триммера, колеса, электрический, прицеп, ежики под картофель, для дачи, насадка, мотокосу

Определение и устранение утечки сжатого воздуха произвести в соответствии с п. 2.

При нормальном ходе педали и герметичном пневмоприводе подсоединить контрольные манометры к выводам в контурах рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов, поднять рычаг регулятора 27 тормозных сил в крайнее верхнее положение и при полностью нажатой тормозной педали сверить показания контрольных и штатных манометров. Если давление на контрольных манометрах ниже, то неисправен тормозной кран. Неисправный кран заменить.

При одинаковом показании манометров проверить ход штоков тормозных камер. Если ход штоков увеличенный, то требуется регулировка зазора между накладками колодок и барабаном тормозных механизмов в соответствии с рекомендациями по обслуживанию тормозных механизмов.

9. Недостаточно эффективное торможение автомобиля при включении ручного крана стояночной и запасной тормозных систем (ход штоков тормозных камер с энергоаккумуляторами в заданных пределах, рабочая тормозная система обеспечивает заданную эффективность торможения)

Данное отклонение может быть результатом неисправности одного из следующих приборов: ручного крана, ускорительного клапана, двухмагистрального перепускного клапана.

Подсоединить контрольный манометр последовательно к клапану контрольного вывода в контуре стояночной и запасной тормозных систем, к выходу из ускорительного клапана и ручного крана. Привести рукоятку ручного крана в положение, соответствующее торможению стояночной тормозной системой и проверить давление по контрольному манометру.

Наличие давления в клапане контрольного вывода при отсутствии давления на выводе управления двухмагистрального клапана указывает на неисправность последнего.

Наличие давления на выходе из ускорительного клапана при отсутствии давления на входе свидетельствует о неисправности этого клапана.

Неисправность ручного крана характеризуется наличием давления на его выходе при положении рукоятки, соответствующем торможению стояночной тормозной системой.

Неисправный прибор заменить.

10. При торможении рабочей тормозной системой лампы сигнала торможения не загораются

Причиной может быть неисправность либо датчика 24 включения сигнала торможения, либо клапана двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа.

Проверить при нажатой тормозной педали наличие сжатого воздуха в соединительной головке управляющей магистрали (левая головка). Если есть, то неисправен датчик включения сигнала торможения.

Для устранения неисправности датчик заменить.

Проверить загораются ли лампы сигнала торможения при включении ручным краном стояночной тормозной системы. Если да, то неисправен клапан или засорены трубопроводы к нему. Если нет, то неисправен датчик включения сигнала торможения.

Для устранения неисправный прибор заменить, засоренный трубопровод снять и прочистить.

Снятые с автомобиля неисправные приборы должны подвергаться проверке с целью определения характера неисправности. Затем при наличии возможности ремонта прибор разбирают, детали очищают от грязи. Дефектные детали и узлы заменяют. После этого прибор собирают и испытывают.

Сборка должна производиться в условиях, исключающих возможность попадания на собираемые детали и узлы грязи, стружки, абразивной пыли и т. п. При сборке особое внимание следует обращать на правильность взаимного расположения деталей. Сборка резиновых деталей (уплотнений, мембран, клапанов, чехлов и т. д.) должна производиться осторожно, чтобы исключить возможность их повреждения. Наличие на поверхности резиновых деталей порезов, рисок и других дефектов не допускается.

Для проверки и регулировки отремонтированных пневмо-приборов используются испытательные стенды, например К245. В техническом описании стенда К245.00.00.000 ТО содержится подробная инструкция по проведению испытаний приборов на соответствие приведенным выше характеристикам.

Схема испытательного стенда включает: баллон питания, регулятор давления, контрольный баллон, предохранительный клапан, кран управления, обратный клапан, манометры, выходы для соединения проверяемых аппаратов. Такой стенд при необходимости может быть изготовлен силами автотранспортного предприятия с применением автомобильных узлов.

Неисправности и ремонт тормозной системы Зил-130

Главной задачей проведения диагностики авто считается обнаружение неисправности тормозной системы ЗИЛ 130, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей системы торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика проводится на специальном стенде, но вы и сами можете её провести в домашних условиях. Для определения неисправности нужно внимательно относиться к своему транспортному средству. Итак, рассмотрим основные неисправности системы торможения ЗИЛ 130?

· Медленно заполняются воздушные баллоны. В основном причина такой неисправности возникает из-за образования различных трещин и повреждений баллона.

· Не до конца заполняются баллоны с воздухом. Это может быть связано с засорением трубопровода или же повреждением двойного защитного клапана.

· Не до конца заполняются баллоны на прицепе. Чаще всего такая неисправность возникает из-за поломки узлов руководства тормозами прицепа.

· Очень высокое или слишком маленькое давление в баллонах с воздухом. В таком случае нужно провести регулировку регулятора давления, а также проверить функционирование двух-стрелочного манометра.

· Не работает педаль тормоза. Причиной может быть плохо отрегулированный кран тормоза, поломка клапана, ограничивающего давление, или тормозного крана, неправильно установлен привод регулятора крана торможения, а также большой ход штоков камер торможения.

· Неисправны запасные и стояночные тормоза. Причина неисправности может заключаться в поломке ускорительного клапана, крана аварийного растормаживания, большой ход штоков камер или неправильно установленный привод регулятора крана тормоза.

· Машина не снимается с запасного или стояночного тормоза. Такая неисправность может быть связана с утечкой воздуха из третьего контура, поломкой упорного подшипника энергоаккумулятора, а также поломка атмосферного вывода ускорительного клапана.

· В момент использования добавочной системы торможения невозможно торможение. Такая поломка может быть связана с неисправностью пневматического крана, включающего добавочный тормоз, с поломкой заслонок или электромагнитного клапана.

Читать еще:  Снегоуборщики RedVerg: модельный ряд, технические характеристики, фото и видео

· Попадание масла в пневматические системы. В таком случае нужно будет проверить кольца поршня, а также цилиндры компрессора.

Как проводится регулирование механизма торможения

Проверять механизм торможения лучше всего в специализированных центрах техобслуживания, но отрегулировать его можно своими руками. Итак, как проводится регулирование?

1. Отключаем стояночный тормоз;

2. Ослабляем гайки, которые закрепляют колодки;

3. Сближаем эксцентрики так, чтобы они располагались метками друг к другу;

4. Прокачиваем сжатый воздух;

5. Вытягиваем палец штока камеры торможения. Для этого нужно нажать на эксцентрики и отцентрировать колодки по отношению к барабану автомобиля;

6. Проверяем плотность прилегания колодок к барабану;

7. Затягиваем осевые гайки;

8. Останавливаем подачу воздуха и присоединяем шток камеры торможения;

9. Проверяем оси червяка рычага регулировки так, чтобы свободный ход штока находился в пределах от 20 до 30 миллиметров;

10. Проверяем, заедают ли штоки при подаче сжатого воздуха;

11. Проверяем, свободно ли вращается барабан торможения.

В результате правильной регулировки, между барабаном и колодками будут такие зазоры:

· У разжимного кулака около 0,4 миллиметров;

· У осей колодок около 0,2 миллиметров.

Технологический процесс разборки и сборки стояночного тормоза автомобиля ЗиЛ-130

Трансмиссионный стояночный тоpмоз на автомобилях ЗИЛ 130 предназначен для торможения автомобиля на стоянке. На автомобилях ЗИЛ 130 стояночный тормоз установлен на фланце вeдомого вала коробки передач. Устройство стояночного тормоза и привода показано на рисунке. Привод тормоза сблокирован с комбинированным тормозным краном. При затормаживании автомобиля стояночным тормозом приводятся в действие рабочие тормоза прицепа или полуприцепа.

Разборка стояночного тормоза

* Отсоединить фланец карданного вала.

* Отсоединить привод стояночного тормоза, вынув палец из отверстия вилки.

* При необходимости снять рычаг привода, отвернуть гайку крепления фланца на вторичном валу коробки передач, снять плоскую шайбу и фланец в сборе с барабаном при помощи съемника.

* Снять натяжные пружины с тормозных колодок при помощи щипцов.

* Отвернуть два болта крепления колодок. к кронштейну, вынуть болты с двумя распорными втулками и двумя плоскими шайбами и снять тормозные колодки.

* Отвернуть болты крепления кронштейна на картере коробки передач или раздаточной коробки.

* Вынуть болты с шайбами.

* Снять кронштейны стояночного тормоза в сборе с разжимным кулаком, регулировочным рычагом и манжетой.

* При отсутствии щипцов для снятия пружин с тормозных колодок рекомендуется снимать их в следующем порядке: вывернуть болты, снять ограничительные шайбы и колодки с оси разжимного кулака, после чего пружины легко освобождаются.

Сборка стояночного тормоза.

* Собрать щиток с кронштейном тормоза, соединив их вручную и закрепив болтами.

* Запрессовать в гнездо манжету с помощью оправки и молотка, вставить разжимной кулак , надеть регулировочный рычаг с тягой и вилкой и закрепить их.

* Щиток с кронштейном установить на картер коробки передач и закрепить их болтами.

* 3акрепить ось тормозных колодок. Надеть на тормозные колодки обе стяжные пружины и установить колодки на ось.

* Установить с дистанционными втулками два болта с простыми шайбами в эллипсные отверстия колодок и закрепить их.

* Установить фланец с тормозным барабаном на шлицы вторичного вала, надеть плоскую шайбу и, навернув гайку, закрепить ее угловым торцовым ключом, момент затяжки 300 Н.м 130 Kгc-м), закернить гайку тупым зубилом и молотком, вдавив тонкий край гайки в паз вала.

* Рычаг привода тормоза установить на картер коробки передач.

* Соединить тягу регулировочного рычага с рычагом привода тормоза, вставив и зашплинтовав палец.

Инструменты для разборки и сборки: (Клещи (Щипцы) для снятия стяжных пружин, колодок, съёмник для подшипников, молоток, зубило).

Принцип работы тормозной системы ЗиЛ — 130

Пневматический привод тормозов действует так. При работающем двигателе компрессор нагнетает воздух в баллоны под определенным давлением. Если нажать на тормозную педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану. При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться. Баллоны укреплены на продольных балках рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора и воздухопроводы для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона вмонтирован кран для слива конденсата, образующегося при нагревании баллона. Чтобы исключить повышение давления сжатого воздуха в системе пневматического привода тормозов сверх допустимого, которое может быть при нарушении работы регулятора давления, в одном из баллонов (обычно в правом) установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается, если давление воздуха в системе достигнет 9,0-9,5 кг/см 2 .

Когда колеса автомобиля расторможены, впускной конический клапан открыт и внутренняя полость тормозных камер сообщена с полостью тормозного крана, которая в свою очередь соединена с

атмосферой, а впускной конический клапан закрыт под давлением возвратной пружины. В тормозные камеры сжатый воздух поступать не будет. В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который при помощи уравновешивающей пружины прижимает седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан и сжатый воздух поступает в тормозные камеры — колеса затормаживаются. Когда отпускают педаль тормоза, рычаг тормозного крана возвращается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной открывается и сжатый воздух через клапан выпускного отверстия свободно выходит из тормозных камер в атмосферу колеса растормаживаются. Тормозные камеры колес служат для приведения в действие разжимных кулаков. Резинотканевая диафрагма с диском, штоком и двумя пружинами помещена между штампованным корпусом и крышкой камеры, которые скреплены болтами. Когда тормозная педаль находится в крайнем верхнем положении, под действием пружины диафрагма прижата к крышке корпуса и находится в нерабочем положении. При нажатии на педаль тормоза под давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозную камеру через тормозной кран, диафрагма прогибается к корпусу, перемещает диск, находящийся на ней, и через него передает усилие на шток, а затем на рычаг вала разжимного кулака.

Читать еще:  Прицеп на мотоблок Нева: самодельный, самосвальный, своими руками, чертежи

Тормозные колодки прижимаются к барабанам, и колеса затормаживаются. При отпускании педали сжатый воздух выпускается в атмосферу через тормозной кран, диафрагма под действием пружин возвращается в нерабочее положение, вал разжимного кулака также возвращается в исходное положение, тормозные колодки освобождают тормозной барабан и колеса растормаживаются.

Для увеличения усилия, передаваемого на тормозные колодки, и обеспечения возможности регулировки колесных тормозных механизмов, усилие на вал разжимного кулака передается от рычага через червяк, установленный в расточке вала, и связанную с ним червячную шестерню, находящуюся на шлицованном конце вала.

Эксплуатация и обслуживание тормозного крана на грузовом автомобиле ЗИЛ-130

Грузовик ЗИЛ-130 разработан и производится на автомобильном заводе имени Лихачева. Он оснащен пневматической двухконтурной тормозной системой. На каждом колесе расположен тормозной барабан с 2 колодками. Они приводятся в действие пневмомеханизмами, посредством тормозного крана ЗИЛ-130. Пневмоимпульс передается на передний и задний мост по автономным магистралям, что повышает надежность и живучесть системы.

Устройство и принцип работы

Тормозной кран предназначен для управления работой механизмами, участвующими в торможении колес, путем подачи/выпуска сжатого воздуха. Он состоит из:

  • корпуса с крышкой;
  • прорезиненной диафрагмы;
  • уравновешивающей пружины со стаканом;
  • рычага;
  • впускного и выпускного клапанов.

Устройство крана позволяет удерживать автомобиль в заторможенном состоянии при отсутствии воздуха в системе. Управление осуществляется педалью, расположенной в кабине. Принцип работы крана прост и основан на подводе воздуха к тормозным устройствам через открытый впускной клапан.

В расторможенном состоянии воздушная полость тормозной камеры через кран сообщена с атмосферой. Клапан, подающий воздух из ресивера, закрыт. При нажатии педали усилие передается на рычаг, который перемещает шток с коническими клапанами. Благодаря тому, что последние управляются одним стержнем, происходит синхронное открытие впускного и закрытие выпускного клапана.

Воздух поступает в тормозные камеры, которые своими тягами поворачивают разжимные кулаки, тем самым затормаживая колеса. При отпускании педали, под действием пружины происходит возврат элементов в первоначальное положение.

На грузовиках, имеющих прицеп, главный тормозной кран имеет дополнительное устройство, управляемое тормозами прицепа. Оно настроено так, чтобы торможение последнего несколько опережало срабатывание тормозных устройств автомобиля. Это уменьшает нагрузку на элементы тягача и предотвращает наезд на него прицепа.

Неисправности и ремонт

Для своевременного обнаружения поломок и недопущения их появления во время движения автомобиля, проводят диагностику и профилактический ремонт.

Отказ тормозов на движущемся грузовике чреват аварией с тяжелыми последствиями.

Нередко после этого автомобиль не подлежит ремонту. Поэтому тормозной системе и всем ее элементам уделяют повышенное внимание.

Неисправности тормозного крана чаще всего связаны с износом клапанов и уплотнительных элементов (РТИ) устройства. В связи с тем, что оно расположено под днищем автомобиля и постоянно подвержено загрязнению, внутрь корпуса могут попасть песчинки, которые в подвижных деталях будут работать как абразив. В результате такого воздействия появляются задиры, которые способствуют перепуску воздуха между полостями.

Для устранения всех возникших неисправностей тормозной кран демонтируют и проводят его полную разборку с заменой дефектных деталей. Неисправность устройства можно определить на слух. При неработающем двигателе травление воздуха под машиной хорошо слышно.

Разборку устройства начинают с демонтажа выпускного клапана. Расположен он в нижней части крышки и закрыт перфорированным колпаком для стравливания воздуха. Удерживается он стопорным кольцом. Сам клапан подпружинен, а уплотнение обеспечивает резиновая манжета, установленная на торцевой буртик детали. Этот элемент чаще всего выходит из строя, т.к. уплотняющая поверхность седла клапана металлическая, а усилие прилагается немалое.

Чтобы демонтировать впускной клапан, нужно отвинтить 4 болта и снять крышку крана. После этого вынимается стакан с возвратной пружиной и толкателем. Уплотняется он резиновыми кольцами, которые могут быть повреждены. Многие ремонтники считают, что при разборке тормозного крана необходимо заменять все РТИ, идущие в ремкомплекте.

Выпускной клапан крепится аналогично впускному и имеет такую же конструкцию. Перед установкой РТИ из ремкомплекта все детали очищаются от смазки и промываются в растворителе. Перед монтажом на них наносится тонкий слой консистентной смазки. Сборку крана проводят в обратной последовательности.

Если в устройстве обнаружены следы влаги, то будет нелишним проверить ее наличие в ресиверах и осмотреть компрессор. Иначе со временем детали крана покроются ржавчиной и перестанут функционировать.

Работоспособность отремонтированного устройства проверяется на стенде, а в случае его отсутствия — на автомобиле, без выезда на дороги общественного пользования. Эксплуатация машины разрешена только после подтверждения исправности тормозной системы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector