Трактор ТТ-4: трелевочный, технические характеристики, вес, схема коробки передач, КПП, сцепление
Обзор трелевочного трактора ТТ-4. Характеристики, рекомендации по обслуживанию, видео работы
Содержание
Трактор ТТ 4 впервые сошел с конвейера АТЗ в 1970 г. Он предназначен для перевозки древесины больших размеров.
Кроме этого, трелевочный трактор ТТ 4 способен производить погрузку деревянных столбов на специальные платформы и железнодорожные составы.
Чаще всего эта машина выполняет транспортировочную функцию по перевозке древесины из леса к складам.
При помощи гусениц это устройство может передвигаться даже в условиях болотистой поверхности.
Разрабатывался ТТ4 на основе ТДТ-75. Инженеры-конструкторы просто видоизменили кабину и заменили мотор на более современный.
Трактор ТТ 4 имеет закрытое днище, что предотвращает механические повреждения вследствие езды по неровному лесному покрову, где зачастую встречаются пни, коряги и крупные валуны.
Эта модель не относится к семейству бюджетных трелевочных тракторов. АТЗ предлагает своим клиентам рассмотреть каталог с моделями нескольких лет выпуска.
Цена за модель 2000-х годов будет колебаться от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
Продажа более новых экземпляров стартует от 2 миллионов.
Что говорить, если цена замены двигателя составляет около 200 тыс. рублей.
Технические характеристики
- Вес и габариты
Вес трактора ТТ 4 достигает 12 800 кг., а его габаритные размеры составляют 600×250×275 см.
Ширина гусениц – 50 см. Клиренс ТТ 4 составляет 49 см., а межколесное расстояние – 2 м.
Гусеничный трактор ТТ 4 оборудован специальным трелевочным дизельным мотором мощностью в 110 л.с.
Цилиндры двигателя находятся в вертикальном положении. Температура мотора поддерживается благодаря водяному охлаждению.
Смазывание цилиндров может происходить двумя способами: методом разбрызгивания или через высокое давление.
Топливо в камеру сжигания поступает методом впрыскивания.
Запуск двигателя трелевочного трактора ТТ 4 происходит благодаря стартеру, который в зимнее время дополнительно подогревается.
Выхлопные газы проходят через двойную фильтрацию, для их максимальной очистки.
Топливо проходит тройную систему очистки: грубую, тонкую и контрольную. Таким образом, к двигателю подается уже очищенный дизель.
На трелевочном тракторе ТТ 4 предусмотрено 12 скоростей: 8 ступеней для езды вперед и 4 задних.
Благодаря этому можно выставить необходимую скорость передвижения в зависимости от выполняемой работы и массы перевозимого груза.
Ходовая и трансмиссия
Трансмиссия этой модели включает в себя КПП, задний мост и конечную передачу.
На трелевочном тракторе ТТ 4 установлено сухое сцепление, которое постоянно замкнуто. Муфта оборудована двумя дисками.
Главная передача состоит из двух конических шестеренок, которые оборудованы зубьями спирального типа.
В ходовой части применяется полужесткая подвеска. В ней предусмотрено 4 каретки (2 сзади и 2 подрессорные). С каждой стороны предусмотрено по 5 цельных катков.
Гусеницы натягиваются при помощи кривошипно-винтового механизма. Для уменьшения вибрации на них установлены пружинные амортизаторы.
Задний мост дополнительно усилен для выдерживания больших нагрузок во время эксплуатации.
Кабина и управление
Кабина трелевочного трактора ТТ 4 оборудована сиденьями для двух людей, они располагаются с левой стороны от мотора. Положение операторского кресла можно регулировать по высоте благодаря гидроамортизатору.
Впереди установлена приборная панель, а рядом рычаг для открытия решеток на радиаторе. Сзади располагается лебедочный рычаг.
Также в тракторе ТТ4 предусмотрены стеклоподъемники. Перед попаданием в кабину оператора можно подогревать входящий поток воздуха при помощи радиатора.
Для предотвращения образования ледяной корки на переднем стекле, установлен его подогрев.
На тракторе ТТ4 установлено 2 лебедки. Одна из них имеет тягу 9 тс., вторая 12 тс.
Применение
При стандартной эксплуатации трелевочного трактора ТТ4 используют плуги и отвал-лопаты для зачистки лесной территории от грязи и снега.
Таким же образом происходит подготовка почвы во время проведения строительства дорог.
Если немного изменить конструкцию устройства, то можно использовать специальное навесное оборудования для проведения бурения, прокладки труб, монтажа столбов и проводке кабелей.
Обслуживание
Прежде чем начать полноценную эксплуатацию трелевочных гусеничных тракторов ТТ 4 необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. В ней представлена проиллюстрированная информация касательно сборки, обслуживания и кинематической схемы устройства.
- Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку трактора на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок.
- По завершении обкатки необходимо сменить моторное и трансмиссионное масло.
- Следует регулярно очищать корпус трактора ТТ 4 от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза
- По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место
- Масло в двигателе необходимо менять каждые 100 часов пробега. Это делается для устранения образовавшихся там механических примесей, и недопуска выхода из строя деталей. Лучше всего использовать М-10Г2к или М-10дм.
- Трансмиссионное масло необходимо менять еще реже, всего 1 раз на 1000 отработанных часов. Для этих целей можно использовать Тап-15в.
- Двигатель в ТТ4 дизельный. Эта машина и неприхотлива к качеству топлива, но все, же рекомендуется заливать чистый и свежий дизель.
Основные неисправности и ремонт
Одной из главных причин популярности тракторов ТТ 4 является их выносливость, ремонтопригодность и способность проводить работы в самых тяжелых условиях.
Пути устранения большинства поломок проиллюстрированы в виде схем в инструкции по эксплуатации, и разобраться с ней не возникнет никаких проблем.
Большинство запчастей можно окупить на обычном рынке. Если же поискать в интернете, то можно найти целый каталог запчастей от интернет-магазинов, которые занимаются продажей трелевочного оборудования.
Многие владельцы тракторов ТТ 4 сталкиваются с проблемой запуска мотора. Вот что может быть причиной этому:
- Нехватка масла или топлива;
- Попадание посторонних частиц в фильтры топлива и воздуха;
- Неисправность системы зажигания;
- Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе.
Если от трактора ТТ 4 идет очень большая вибрация, то вот что необходимо проверить:
На последний пункт необходимо обратить особое внимание. Самым слабым и уязвимым местом трелевочного трактора являются именно гусеницы.
Средний срок их эксплуатации составляет 2 года, потом они затупляются и приходят в негодность.
Необходимо один раз в три месяца осматривать их на предмет серьезных повреждений, и, при необходимости, подваривать. На форумах есть большое количество фото и видео, как необходимо следить за состоянием этой детали ТТ 4.
Видео
Ниже приведен видео обзор трелевочных работ трактором ТТ 4 в зимний период:
А вот видео обзор о работе ТТ 4 летом:
Отзывы владельцев
На форумах можно встретить большое количество фото и видео отзывов о работе с трактором ТТ 4. Вот несколько из них:
Василий:
«Отличная машина для лесозаготовительных работ. Она оборудована крепким щитом и мощной лебедкой. В освоении управления проблем не возникло. Зачастую применяется не только для трелевки леса, но и в качестве погрузчика. По своим техническим характеристикам отличная модель, но цена все-таки высоковата»
Трактор ТТ-4: трелевочный, технические характеристики, вес, схема коробки передач, КПП, сцепление
ТРАКТОР ТТ-4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ
Педаль 1 (см. рис. 4) служит для выключения муфты сцепления основного двигателя. Выключение муфты сцепления производится нажатием на педаль.
Педали 2 и 16 предназначены для управления остановочными тормозами. Нажатием на педаль затормаживается соответствующая гусеница и происходит крутой поворот трактора. При движении трактора педалями можно пользоваться только после выключения тормозов планетарного механизма рычагами 5 и 69
Педали в выжатом положении для затормаживания трактора, стоящего на уклоне, или при подтягивании пакета деревьев к трактору удерживаются стопорными устройствами.
Рычаги 5 и 6 предназначены для управления тормозами планетарного механизма. Перемещением рычага «на себя» производится растормаживание соответствующей солнечной шестерни планетарного механизма поворота, вследствие чего трактор совершает плавный поворот.
Рычаг 13 коробки передач служит для включения необходимой передачи. Схема переключения передач показана на рис. 5.
Рычаг 14 реверс-редуктора служит для включения основного или пониженного ряда передач и передач заднего хода.
Рис, 5 Схема переключения передач
Рис, 6. Схема положений рычага управления распределителем
ТРАКТОР ТТ-4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Рычаг 9 предназначен для включения муфты барабана лебедки (см. рис. 4). Перемещением рычага от двигателя барабан лебедки подключается к приводу и обеспечивается его вращение, перемещением рычага к двигателю барабан лебедки отключается от привода.
Рычаг 10 служит для управления лебедкой. Перемещением рычага вверх обеспечивается вращение барабана лебедки в направлении наматывания троса, вниз — в направлении разматывания троса. Среднее положение — нейтральное.
Рычаг 11 предназначен для торможения барабана лебедки. Перемещением рычага вверх барабан лебедки затормаживается. Для растормаживания барабана лебедки необходимо нажать на рукоятку защелки и перевести рычаг в нижнее положение.
Рычаг 12 управления распределителем служит для перемещения погрузочного устройства. Схема положений рычага показана на рис. 6.
Рычаг (рис. 7) предназначен для переключения передач раздаточной коробки. Перемещением рычага к лебедке включается первая передача, от лебедки — вторая.
Обзор и технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4
Трактор ТТ-4 считается уникальным и самым качественном продуктом, разработанным советскими производителями. Наличие специализированной техники необходимо абсолютно для всех отраслей, и лесное хозяйство не является исключением. Погрузочно-разгрузочные работы, перевозки тяжелых грузов и прочее — именно для таких задач используются трелевочные тракторы, в том числе и ТТ-4.
Описание трактора ТТ-4
Гусеничная машина ТТ-4М01 относится к четвертому классу и предназначена для вывоза крупного и среднего древесного массива из лесополосы в место назначения. Трелевщик может выполнять и функцию тракторного погрузчика: он способен «поставить» груз, упакованный в большие пакеты, на платформу или в железнодорожный состав.
Производить трактор начинали на мощностях завода, действующего в Алтае, серия была запущена в 1969 году. За основу при конструировании машины был взят популярный по тем временам ТДТ-75. Его в значительной степени модернизировали, используя усовершенствованные детали, которые наилучшим образом сказались на производительности машины.
У трактора есть и аналоги — улучшенные модели ТТ-4М и ТТ-4М01. Они отличаются друг от друга лишь некоторыми особенностями, например весом, поэтому вполне могут рассматриваться в одной связке.
Технические характеристики трактора ТТ-4
При разработке в трелевщике использовались модернизированные детали, позволившие сделать его более производительным. При описании машины стоит уделить особое внимание некоторым техническим характеристикам:
- Под капотом у трелевочника ТТ-4 располагается двигатель А-01МЛ. Его обычная мощность составляет 110 л.с.
- Расход топлива насчитывает 250 г/кВтв час при объеме в 135 л.
- Давление на почву, несмотря на значительный вес, довольно малое — 0,45 кгс/см².
- Вес трактора составляет 12,8 т.
Дизельный мотор трактора может совершать 1600 оборотов в минуту. Машина оснащена и системой воздухоочищения, действует топливный насос и другие необходимые для функционирования трактора элементы.
Максимальная скорость, на которую ТТ-4 разгоняется, составляет 20 км/час.
Силовая установка смазывается комбинированным способом — при помощи давления и разбрызгивания. Благодаря шестеренному насосу из двух секций смазка постоянно циркулирует. Тепловой режим регулируют водяной и масляный радиаторы и шторка.
Тракторная трансмиссия включает в себя следующее:
- конечные передачи;
- коробка передач;
- задний мост;
- сцепление ТТ-4;
- раздаточная коробка.
Схема коробки передач в данном тракторе механическая, оснащенная реверс-редуктором. С помощью нее возможно осуществлять дистанционное управление передачами — всего переключение ведется в трех режимах реверс-редуктора, а коробки передач включают в себя четыре скорости.
Рассматривая технические характеристики трактора, не стоит забывать и об устройстве машины. Так, у трактора имеется особенность: двухместная водительская кабина, в которой сидения располагаются по левой стороне относительно двигателя. Все рабочие элементы находятся в задней части трактора.
Водительская кабина устроена достаточно комфортабельно, так как она оснащена распашными окнами, дверьми и системой обогрева. Кабину оснастили высококачественными стеклоочистителями и вентилятором. Водительское сидение можно отрегулировать в горизонтальном направлении до нужного положения — бонусом к этому идут гидравлические амортизаторы. В кабине можно расположить питьевую воду и коробку с необходимыми лекарствами, а на случай работы в солнечный день есть противосолнечный козырек.
Рама трелевочного трактора ТТ-4 М была также усовершенствована. Ей сделали дно с защитным слоем. Это дало возможность обеспечить дополнительную защиту некоторых элементов управления и внутренних деталей трактора от пагубного механического влияния. Рабочее оснащение машины включает в себя погрузочный щит и двустороннюю лебедку. Благодаря удобному расположению щита качественно осуществляется трелевка древесины и ее погрузка на место назначения. Надо учитывать и вес груза. Максимальный вес, который может выдержать погрузочный щит, составляет 6 т.
Основные элементы управления располагаются на передней стенке кабины водителя. Рядом с щитком управления вмонтированы механизмы, которые дают возможность регулировать шторки радиатора. Задняя стенка кабины также оборудована рычагом, который включает барабан лебедки.
На неровной лесной поверхности трактор с легкостью может маневрировать. Достигается это благодаря гусеничному способу передвижения — он позволяет распределить вес агрегата на большую площадь и не дает ему увязнуть на сложных участках.
Специализированные машины на базе трактора ТТ-4
Рассмотрим описание трелевочного трактора ТТ 4м. Так как он оборудован раздаточной коробкой, гидроприводом погрузчика, а также у него есть возможность установить зависимый вал отбора мощности, инженеры смогли разработать на его основе несколько модифицированных специализированных машин. Среди них:
- Экскаватор ЭТР-134, который используется при необходимости обустройства траншей в промерзшем или тяжелом грунте.
- Экскаватор ЭТЦ-252М, используемый для обустройства траншей в обычном грунте, при прокладке коммуникаций.
- Бурильная установка МРК-750Т. С ее помощью возможно бурение скважин глубиной около 9 м.
Это лишь несколько представителей модификаций трактора.
Трактор трелевочный ТТ-4. Обзор модификаций, устройство, отзывы
Трактор ТТ-4
Производителем тракторов ТТ-4, принадлежащих к 4 классу тяговых машин является Алтайский тракторный завод (АТЗ). Первый трелевочный трактор ТТ-4 сошёл с конвейера завода в 1969 году. Его выпуск продолжался на протяжение 40 лет и только в 2010 году прекратился (по причине закрытия АТЗ). Конструкция была столь удачна, а агрегат — надежен, что трактором заинтересовались другие заводы, перехватившие инициативу и наладившие небольшой выпуск этих универсальных и мощных тракторных машин.
Не смотря на то, что данная техника уже не производится, листая частные объявления, нередко встретишь объявления о продаже трактора ТТ-4. В зависимости от состояния трелевщика, его модели и года выпуска, цена может варьироваться от 700 000 рублей, до 3500 000 рублей.
Обзор модификаций
Конструктора Алтайского тракторного завода стремились еще более усовершенствовать и без того мощную технику, так на свет появились модификации тракторной машины ТТ-4М на гусеничном ходу.
Каталог трактора ТТ-4 перечисляет следующие модификации:
Разберем более полно характеристики некоторых модификаций.
Этот трактор получил трапециевидную кабину, смещенную влево, вместо двух сидений конструкторы оставили одно, кроме того, установлен более мощный двигатель А-01МРСИ производительностью 130 л. с.
ТТ-4М-01
Конструкция сильно упрощена, сняты платформа, барабан и лебедка.
Трактор используется в качестве тягача (шасси), на котором устанавливается всевозможное целевое оборудование:
- сучкорез;
- бурильная установка;
- кран;
- валочная установка;
- сварочный агрегат;
- различная лесохозяйственная техника.
ТТ-4М-04
Этот трактор оснащен толкателем на гидравлическом приводе.
- расчистка волоков;
- подготовка погрузочных площадок;
- окучивание пачек;
- выравнивание комель и т. д.
ТТ-4М-06
Универсальный трелевочный трактор, оснащенный гидравлической навеской, может использоваться как для трелевочных работ, так и для проведения сельскохозяйственных работ с участием различных навесных и прицепных орудий.
ТТ-4М-07
Тракторная машина оснащена отвалом, позволяющим производить снегоочистительные и различные дорожные работы. Основное предназначение — трелевка древесины.
ТТ-4М-15
Трактор предназначен для корчевания пней и произведения уборочных работ, оснащен специальным собирательно-корчевательным агрегатом.
ТТ-4М-16
Эта модификация трелевочного трактора снабжена специальной рыхлительной насадкой, которая используется для выравнивания (разбивания) лежалого мерзлого грунта.
ТТ-4М-17
Трактор обустроен специальным клино-корчевательным агрегатом, использующимся для прокладки дорог через снежные заметы, расчистки завалов и уборки мусора.
Трелевочный агрегат отличается высокой проходимостью, надежностью, отличными эксплуатационными характеристиками и ремонтопригодностью. В интернете вы всегда найдете иллюстрированный каталог запчастей для ТТ-4.
Устройство
Рассмотрим более полно устройство данной техники.
Кабина
На трелевочном тракторе ТТ-4 установлена бескапотная кабина на два места, одно — для водителя, второе — для стропальщика (в других модификациях трактора имеется только водительское кресло). Регулируемые гидравлическими амортизаторами сидения размещены слева от мотора. Щиток с приборами размещен непосредственно перед водителем трелевщика, к задней стене подсоединен механизм, приводящий в действие лебедку. Рядом со щитком приборов установлен механизм, управляющий движением радиаторных шторок.
Разработчики трактора, с целью повышения комфорта внутри кабины, снабдили ее следующим оборудованием и вещами:
- вентилятор;
- стеклоочиститель;
- подогреватель для лобового стекла;
- солнцезащитный козырек;
- стеклоподъемники;
- аптечка;
- термос.
Силовая установка
На гусеничном трелевочном тракторе ТТ-4 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель А-01МЛ. Для защиты от перегрева мотора используется радиаторное охлаждение.
Применяется два метода смазки силовой установки:
- разбрызгивание;
- подача под большим давлением.
Дизельное топливо подается прямым впрыском непосредственно в камеру сгорания. Для очистки поступающего извне воздуха и дизельного топлива используются фильтры грубой и тонкой очистки (2 воздушных и 3 топливных).
Для запуска дизеля используется бензиновый пускатель, оснащенный электрическим стартером (СТ-350), питающимся от аккумуляторной батареи. В холодное время года, для разогрева рабочих жидкостей и двигателя, дополнительно используются жидкостной подогреватель ПЖ-300.
Отличительной чертой гусеничного тракторов ТТ-4 является упрятанный в бескапотную кабину мотор.
Мотор, который спрятан в бескапотную кабину, хоть и снижает уровень комфорта водителя трелевщика, но позволяет высвободить место снаружи, увеличив обзор и снизив общий вес тракторной машины.
Ходовая, трансмиссия, КПП
Основой трелевочной машины является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов, соединенных (сваренных) друг с другом посредством прочных труб. Для увеличения прочности поверх рамы дополнительно надеваются крылья и бампер. Защитное днище прикрепляется к раме снизу посредством створок, угольников и болтов. Створки размещены под мотором и крепятся к раме при помощи шарниров и болтов.
Ходовая трактора ТТ-4 представлена балансирно-рычажной подвеской, состоящей из двух задних и двух передних кареток, причем передние немного подрессорены (конструкция полужесткая). Каждая передняя каретка состоит из двух катков, а задняя — из трех. Натяжение гусениц осуществляется посредством кривошипно-винтового механизма, оснащенного мощными пружинами. К задним лонжеронам крепится платформа (погрузочный щит), состоящий из 2-х стальных листов, между которыми зажат слой древесины. Управление погрузочной платформой производится при помощи гидравлики.
Трансмиссия двухдисковая, замкнутого типа, суха, состоит из:
- механической коробки передач;
- конечной передачи;
- усиленного заднего моста.
Управление муфтой осуществляется с помощью гидроусилителя. КПП механическая, четырехступенчатая, с “понижением” и “повышением”, обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 реверса. Главная передача включает две конические шестерни со спиралевидными зубцами. Повороты осуществляются посредством планетарки с гидроприводом. На трелевочный трактор установлена тормозная система ленточного типа, также под управлением гидравлики.