0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство бульдозера: классификация, карьерный, тяговый класс, таблица, типы, назначение

Содержание

Устройство бульдозера: классификация, карьерный, тяговый класс, таблица, типы, назначение

Бульдозер представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навес­ное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкаю­щей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечи­вающего подъем и опускание отвала во время работы, а в отдельных мо­делях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.

На дорожно-строительных работах преимущественное распростра­нение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-100МЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т-330, Т-500, имею­щие соответственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), 6 (60), 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).

Современной тенденцией развития бульдозеров являются расшире­ние их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечи­вает повышение производительности и снижение себестоимости работ. Перспективный типаж бульдозеров на гусеничных тракторах по тяговым классам составляет 1, 4, 6, 10, 15, 25,35, 50, 75,100, 150.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управ­ления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потреб­ляемой мощностью до 60% от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16—20 МПа, что обеспечивает возмож­ность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разра­батывать прочные грунты. Для независимого управления подъемом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раз­дельные гидроприводы.

Рабочий процесс бульдозера складывается из резания грунта и транс­портирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100 м.
Бульдозерами можно выполнять расчистку полосы отвода с удалени­ем кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объек­ты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, и в насыпи; возведение насыпей при пе­ремещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; уст­ройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.

Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на иневмоколес- ном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.

Бульдозеры — маневренные и высокоэффективные машину, обла­дающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объема земляных работ.

Бульдозеры классифицируются по основным признакам:
по назна­чению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.

По назначению бульдозеры подразделяются на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспо­могательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения – в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и т. п.).

По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделя­ются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.

К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 – 37,0 кВт, к легким – класс 1,4 – 4,0 мощностью 37,0 – 96,0 кВт, к средним – класс 6,0 – 15,0 мощностью 103-154 кВт, к тяжелым – класс 25-35 мощностью 220-405 кВт и к сверхтяжелым – класс свыше 35 мощно­стью 510 кВт и более.

По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пнев- моколесные; по рабочему органу — с неповоротным и с поворотным от­валами; по виду управления рабочим органом — с механическим, гид­равлическим и пневматическим управлениями.

В настоящее время преимущественное распространение имеет гид­равлический привод, имеющий несравненное преимущество перед меха­ническим.

В табл. 3.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповорот- ным отвалом, в табл. 3.2 — с поворотным отвалом, в табл. 3.3 — по ко­лесным бульдозерам.

В связи с возрастающими объемами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объема земляных работ, выполняе­мых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.

Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется буль­дозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближай­шем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.

Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде раз­личной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдо­зерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трак­тора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным обору­дованием.

В табл. 3.4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлитель- ным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.

Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами. Отличитель­ной особенностью бульдозеров является неизменяемое или изменяемое положение их рабочих органов. В первом случае (рис. 3.1 ,а) положениеотвала бульдозера как рабочего органа не может быть изменено в плане (вправо или влево); во втором случае (рис. 3.1, б) отвал бульдозера (как рабочий орган) может быть повернут в плане (вправо или влево) на угол до 35° в каждую сторону.

Рис. 3.1. Бульдозеры:

а — с механическим приводом; б — с гидравлическим приводом; 1 — базовый трак­тор; 2 — передняя стойка; 3 — полиспаст канатно-блочной системы; 4 — козырек от вала; 5 — отвал; 6 — ножи; 7 — подкосы; 8 — толкатели; 9 — универсальная толкающая рама; 10 — опорные шарниры крепления толкающей рамы к раме трак­тора; 11 — опоры; 12 — приводная однобарабанная лебедка; 13 — гидроцилиндры управления отвалом; 14 — шаровое соединение отвала с универсальной толкающей рамой

Рис. 3.2. Отвал бульдозера ДЗ-54:
1 — вертикальные ножи; 2 — лобовой лист; 3, 4, 5 — болты, шайбы, гайки; 6 — основной нож; 7— боковые ножи; 8 — боковые щеки; 9 — кронштейн для крепле­ния отвала

Рабочее оборудование бульдозеров — отвал (рабочий орган), наве­шиваемый спереди базового трактора и управляемый посредством ка- натно-блочной системы однобарабанной фрикционной лебедки или гид­равлической системы, состоящей из одного или нескольких насосов, трубопроводов и исполнительных гидроцилиндров.

К бульдозерному оборудованию относятся отвал как основное рабо­чее оборудование; толкающее устройство (рама); система управления отвалом.
Отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из ло­бового листа криволинейного очертания, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, вертикальных ребер жесткости и боковых стенок. Тыльная часть отвалов у бульдозеров с неповоротным отвалом (рис. 3.2) по боковой их части снабжена проушинами для соединения отвала с толкающими брусьями и раскосам? У бульдозеров с поворот­ным отвалом (рис. 3.3) тыльная часть отвалов в средней их части снабже­на шаровым гнездом для соединения отвала с толкающей рамой, имею­щей шаровую пяту.

Лобовой лист сварен из двух продольных частей, одна, нижняя, име­ет плоское очертание, а другая, верхняя — криволинейное очертание.

Торцы отвала у большинства бульдозеров закрыты боковыми ще­ками, к которым приварены вертикальные ножи. На щеках предусмот­рены отверстия для крепления уширителей отвала. В большинстве слу­чаев верхняя часть отвалов снабжается козырьком, препятствующим потере перемещаемого грунта через отвал.

Рис. 3.3. Отвал бульдозера ДЗ-17:
1 – вертикальная связь; 2 – козырек; 3 – крышка; 4 — гнездо; 5,7 — крайние ножи; 6 — средний нож; 8 — уголок верхней коробки жесткости; 9 – про­ушина; 10 — пальцы крепления раскоса и толкателя; 11 — лобовой лист; 12 — нижняя коробка жесткости

Нижняя сварная коробка, к которой крепится нижняя часть отвала, в поперечном сечении имеет вид трехгранной призмы. Верхняя коробка также сварная, к которой “крепится верхняя часть отвала, представляет собой балку квадратного сечения.

Читать еще:  Газонокосилка Sterwins: электрическая 340-EP 1400 Вт, отзывы, бензиновая самоходная BSP450 125CC, цены, технические характеристики

Соединение отвала с толкающими брусьями и раскосами (при непо- эоротных отвалах) осуществляется проушинами и пальцами; соединение отвала с толкающей рамой (при поворотных отвалах) — посредством шарового гнезда, шаровой пяты и запорной пластины.

Толкающие устройства для бульдозеров с неповоротным отвалом состоят из брусьев коробчатого или трубчатого сечения (рис. 3.4, а) и винтовых раскосов (рис. 3.4, б), как правило, трубчатого сечения. На каждый бульдозер требуется по два бруса и по два раскоса — по одному брусу и раскосу на каждую сторону. Брусья толкающего устройства крепятся с одной стороны к основной раме базового трактора, с дру­гой — к отвалу; соединение обеспечивается посредством опор, проушин, крестовин и пальцев. Для бульдозеров с поворотным отвалом эти устройства представляют собой универсальную раму подковообразной формы, состоящую из двух одинаковых сваренных в середине половин (рис. 3.5). В соединении половин рамы спереди вварена шаровая пята, а с противоположной стороны (внутри рамы) приварена распорная пла­стина, обеспечивающая дополнительную жесткость универсальной раме. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронш­тейна с проушинами, предназначенные для крепления толкателей (рис. 3.6), что обеспечивает возможность установки отвала в плане (в одну или в другую сторону) под различными углами. На универсаль­ной раме по обе стороны от шаровой пяты приварены два кронштейна для крепления к ним штоков гидроцилиндров подъема – опускания отвала.

Рис. 3.4. Толкающие устройства в бульдозерах с неповоротным отвалом: а — толкающее устройство: 1 – кронштейн; 2 — толкающий брус; 3 — опора; 6 — раскос: 4 — подшипник; 5 — винт раскоса; 6 — труба (раскос) ; 7 — патрубок; 8 — проушина раскоса; 9 — стопор

Рис. 3.5. Универсальная толкающая рама:
1 и 5 — балки коробчатого сечения; 2, 3 и 6 – проушины с пальцами для крепле­ния толкателей и раскосов; 4 — шарооб­разная головка рамы; 7 — проушины для присоединения толкателей; 8 — раз­резные проушины для присоединения рамы к трактору; 9 — опоры тележек тракторов

Рис. 3.6. Толкатель бульдозера:
1, 12 и 14 — крестовины для присоединения раскосов и толкателей к отвалу; 2 — разъемные вкладыши; 3 — винтовая нарезка раскосов; 4 — рукоять с винтовой нарезкой для изменения длины раскосов; 5 — раскосы; 6 — проушины; 7 — винто­вая нарезка для изменения длины толкателей при повороте отвала; 8 — шкворень; 9 — вилка; 10 — толкающее устройство; 11 – узел крепления; 13 — пальцы

К нижнему листу отвала болтами с потайными головками крепятся сменные ножи — один средний и два боковых. Ножи имеют двусторон­нюю заточку, главным образом боковые, для того чтобы при затуплении их можно было переставлять.

Изменение положения отвала бульдозера (перестановка в плане и в поперечной плоскости) выполняется вручную при полной остановке ма­шины. В последнее время ВНИИстройдормашем разработана конструк­ция для изменения положения отвала бульдозера за счет оснащения этой машины гидрофицированным устройством перекоса отвала, управление которым при изменении положения отвала выполняется непосредствен­но с рабочего места машиниста, не выходя из кабины трактора, что не только сокращает время на перестановку и регулировку отвала, но и обеспечивает разработку грунтов повышенной прочности.

К перспективной технике относится созданный Челябинским заво­дом дорожных машин сверхмощный трактор Т-800 с двигателем 600 кВт, оснащенный мощным бульдозерным оборудованием.

Бульдозер, созданный на тракторе Т-800, не только обеспечивает высокую производительность (в 3—4 раза превышающую производи­тельность бульдозера на тракторе ДЭТ-250М), но дает также возмож­ность разрабатывать и скальные грунты.

Рис. 3.7. Бульдозерно-рыхлительный агрегат:
1 – отвал; 2 — гидрораскос; 3 — трактор; 4 – прицепная серьга; 5 – опорная рама; 6 – верхняя тяга; 7- рама; 8 – рабочая балка; 9 – зуб; 10 – гидроцилиндр

Рабочее оборудование бульдозерно-рыхлительных агрегатов. Основ­ное оборудование — рама и рыхлительные зубья, навешиваемые сзади базового трактора и управляемые посредством гидравлической систе­мы (рис. 3.7).

По конструктивным особенностям бульдозерно-рыхлительное обо­рудование подразделяется на однозубные и многозубные рыхлители.

Рис. 3.8. Навесное рыхлительное оборудование:
1 — верхняя тяга; 2 — опорная рама; 3 — гидроцилиндры заглубления; 4 — нижняя рама; 5 — зуб; б — рабочая балка; 7— рама рыхлителя

По способу навески этот вид оборудования навешивается либо к корпусу заднего моста (наиболее распространенный сйособ), либо к ра­ме заднего моста; по креплению рыхлительных зубьев может быть с жестким и шарнирным креплением.

Бульдозерно-рыхлительное оборудование (рис. 3.8) применяют для предварительной разработки (рыхления) более прочных, особо проч­ных, мерзлых, а в отдельных случаях и скальных грунтов и пород, осо­бенно при мощных базовых тракторах.

Рабочим органом рыхлительного оборудования является зуб, со­стоящий из стойки с посадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления.

В современных рыхлителях применяют стойки (как несущий эле­мент бульдозерно-рыхлительного оборудования) 3 типов — изогнутые, прямые, с малым изгибом. Наибольшее применение получили изогнутые стойки, так как в процессе рыхления грунтов имеют меньшую напря­женность в сравнении с прямыми, хотя изогнутые стойки при работе нередко заклиниваются глыбами средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов и пород. Поэтому чаще всего применяют малоизогнутые стойки.

Классификация бульдозеров

Бульдозер – это навесное оборудование на колесный или гусеничный транспорт, которое состоит из отвала с ножами и системы управления им, а также толкающего устройства (брусьев или рамы). Используется для разравнивания, перемещения грунта. С помощью данного оборудования производится планировка строительных площадок, разработка котлованов, создание насыпей, расчистка территории. Бульдозеры принято классифицировать по разным параметрам: номинальному тяговому классу, по назначению, по типу ходовой части, а также по конструкции отвала и др.

Бульдозеры по номинальному тяговому классу:

  • Малогабаритные. Классы от 0,1 до 0,9.
  • Легкие. Классы от 1,4 до 4. Предназначены для работы с грунтами 1-2 класса плотности. С успехом применяются для рытья котлованов, расчистки территории, а также в сельском хозяйстве.
  • Средние. Классы от 6 до 15.Как правило, аренда спецтехники в Санкт-Петербурге из этой категории имеет самый высокий спрос. Бульдозеры этой категории предназначены для выполнения работ на грунтах классов 1-4. Великолепно справляются с работами даже в условиях сезонного промерзания почвы. Привлекаются к выполнению различных операций в горнодобывающей промышленности.
  • Тяжелые. Классы от 25 до 35.
  • Сверхтяжелые. Свыше 35.

Последние две категории бульдозеров применяются для выполнения энергоемких работ в области горнодобывающей промышленности, а также в дорожном и мелиоративном строительстве.

Чем выше класс бульдозера, тем больший объем земляных работ это оборудование способно выполнить. При выборе бульдозера по этой характеристике следует учитывать, что чем выше класс, тем с более плотными грунтами может работать базовая машина с навесным оборудованием.

Бульдозеры по назначению:

  • Общего назначения. Для произведения в разных климатических и грунтовых условиях землеройно-транспортных и вспомогательных работ при температурах от – 40 °С до + 40 °С.
  • Многоцелевого назначения. Привлекаются для разработки траншей, работ с промерзшим грунтом, погрузочно-разгрузочных работ.
  • Специальные. Применяются для произведения целевых работ (сгребание торфа, толкание скреперов и т.д.). Используются и в специфических условиях: на грунтах с пониженной несущей способностью при температурах от — 60 °С до +60 °С.

Чаще всего строительные компании берут универсальные бульдозеры в аренду – то есть общего назначения. Специальные бульдозеры, предназначенные для эксплуатации в нестандартных условиях, используются гораздо реже, например, для выполнения работ под водой.

По типу ходовой части:

  • Гусеничные. Наиболее востребованы из-за низкого давления на грунт, а также из-за возможности реализации значительных тягловых усилий, высоких сцепных свойств. Могут оснащаться дополнительным быстросъемным оборудованием.
  • Пневмоколесные. Отличаются от гусеничных повышенной мобильностью и возможностью развивать высокие скорости при передвижении. Чаще используются для произведения работ в черте города.

По конструкции отвала:

  • С неповоротным отвалом. Постоянно расположен перпендикулярно продольной оси машины.
  • С поворотным отвалом. Устанавливается перпендикулярно или под разными углами (как правило, до 53 о ), может поворачиваться в разные стороны относительно продольной оси машины.

Есть также и другие классификации по различным характеристикам. Правильно выбранный бульдозер будет работать быстро и эффективно, отлично справляясь с поставленной перед ним задачей. На разные классификации необходимо ориентироваться и при покупке, и при аренде спецтехники.

Добавлено: 18.04.2017 16:11:24

Еще статьи в рубрике Современная строительная техника:

  • Строительная техника

Современное строительство постоянно развивается, требуя эксплуатации высококачественной техники. Сегодня как промышленное, так и гражданское строительство не может обойтись без использования башенных .

Создание эффективного сварочного производства: комплексный подход

ООО «ДельтаСвар» предлагает использование метода комплексного подхода с целью наиболее эффективного решения производственных задач в сфере сварочного производства. Использование комплексного метода .

Что учесть при покупке грузового автомобиля?

Читать еще:  Бензопила Partner P340S: отзывы, инструкция, цены, устройство

На современном российском рынке грузовые автомобили представлены в широком ассортименте. Если вы заинтересованы в покупке такого транспортного средства, вам стоит принять .

    Аренда экскаватора

    Далеко не каждая строительная компания может позволить себе покупку и содержание собственного парка строительной техники. Во первых это весьма существенные стартовые .

    Сравнение башенных и автокранов

    Главной конструкционной особенностью башенных кранов является возможность дистанционного управления ими, которая может производиться с расстояния 100 метров. Помимо этого, стрелочные краны .

    Преимущества и недостатки гусеничной техники для строительства

    Выбор между колесной и гусеничной техникой для строительства достаточно неоднозначен. Давайте рассмотрим, какими преимуществами и недостатками обладает второй вариант ее исполнения. .

    Классификация бульдозеров

    Эволюция бульдозеров: от деревянного щита-отвала к современной высокомощной машине

    Никто и не мог подумать, что простые, проводимые в 1929 году изобретателем Джеймсом Отисом эксперименты с «механическим отвалом» — деревянным щитом в виде лопаты, закрепленном на передней части парового трактора, станут прообразом первого бульдозера.

    От «механической лопаты» до высокотехнологичного агрегата

    Кстати, появившееся тогда же в обиходе слово «бульдозер» характеризовало не какой-то конкретный механизм, а силу, которую необходимо было приложить для того, чтобы сдвинуть какую-либо массу. Первый прародитель этого агрегата, именуемый не иначе как «механическая лопата» выглядел весьма внушительно, был неуклюжим, шумным и обладал всего лишь 15-30 л. с. мощности. Но, все же в средине ХІХ века это был определенный успех. И уже совсем через небольшой промежуток времени силовые агрегаты этих машин приобрели необходимую мощность для проведения всего комплекса работ.

    Современный, привычный всем бульдозер представляет собой сложную инженерную машину либо отдельное навесное оборудование, работающее по циклическому типу. Основным рабочим узлом бульдозера, является отвал. Отдельный привод рабочей части (гидравлический или механический) способен поднимать, поворачивать, наклонять и опускать отвал. Благодаря этому, затратность такой высокомощной техники при перемещении грунта сведена к минимуму. Ведь мощность двигателя на это не тратится.

    Современный бульдозер — это самоходная машина, построенная чаще всего на тракторном шасси (гусеничном либо колесном) и оборудованная отвалом различных конструкций. Однако бульдозерный отвал может иметь и самоходный экскаватор, и трубоукладчик, что в разы повышает их рабочие характеристики и универсальность.

    Бульдозеры: их виды и классы

    Классифицируют этот тип техники не только по показателям мощности силового агрегата, типу управления отвалом, ходовой части или массе самой машины, но и по их рабочему назначению. Помимо этого существует такой тип механизмов как внеклассные. Но, обо всем по порядку.

    Типы ходовой части бульдозеров

    Наиболее востребованными являются гусеничные машины. Благодаря тракам, они имеют повышенные тяговые и сцепные свойства, обеспечивают минимальное давление на грунт. А вот бульдозеры с колесным приводом отличаются от гусеничных своей мобильностью. Они наиболее часто используются для работ в черте города.

    Классификация по мощности

    Естественно, что высокая производительность бульдозера напрямую зависит от его мощности и массы. Можно сказать следующее: легкий и высокомощный бульдозер будет работать так же плохо, как и маломощный, но за то тяжелый. Найти золотую середину в отношении этих величин для бульдозера, и тем самым обеспечить высокую производительность машине – вот основная задача конструктора.

    Бульдозеры распределяются по тяговому усилию:

    • на малогабаритные, с тяговым усилием до 0,6 тонны. Используются в садовых хозяйствах для перемещения небольших объёмов легкосыпучих материалов.
    • легкие, мощностью от 0,6 до 3 тонн. Основной трактор городских коммунальных служб. Используется для очистки снега, уборки мусора, перемещения легких строительных материалов (сухой песок, мелкий щебень и т.д.). Примером служат: трактора производства МТЗ (Беларусь), ЮМЗ-6КМ.
    • средние, от 3 до 9 тонн. Используются для разработки грунтов 1-2 категории. Отчистка и планировка территории. Примером служат гусеничные трактора ДТ-75, Т-4, Т-8.
    • тяжёлые, от 9 до 35 тонн. Представляют собой основной парк бульдозерной техники. Используются в строительстве дорог, возведении насыпей, дамб, разработке природных ископаемых добываемых открытым способом, подготовке строительных площадок, отсыпки и планировки больших по объёму и площадям производственных площадок. Допускают агрегатирование рыхлителем для разработки мёрзлых и скальных грунтов 3-5 категории. Предыдущие классы машин не допускают возможности установки рыхлителя. Примером служат бульдозер т 170, бульдозер б10, бульдозер б12, ДЭТ 250.
    • сверхтяжёлые, более 35 тонн. Используются для разработки горных и скальных пород. Строительство особо крупных объектов типа Саяно-Шушенская ГЭС. Пример: Т 35, Т 800.

    Тяговое усилие – это усилие, которое развивает бульдозер на крюке, который, как правило, расположен сзади. В соответствии с 3-им законом Ньютона, масса трактора всегда больше тягового усилия.

    Назначение бульдозерной техники

    В основе этой классификации заложены конструктивные особенности и форма отвала. Стоит отметить, что отвал представляет собой некое, изготовленное из высокопрочных пород стали подобие лопаты или ковша.

    В строительных и землеройных работах нашли свое применение сферические, прямые и полусферические типы отвалов, которые дополнительно могут быть оборудованы специальными, нависающими козырьками. Помимо этого, каждый из этих типов обладает различными углами наклона и поворота. На этом поприще хорошо зарекомендовала себя техника компании Komatsu. Кстати, это первая фирма, которая дополнила выпускаемые ими бульдозеры бортовым компьютером и навигационной системой.

    В отдельный вид можно выделить бульдозеры-корчеватели и кусторезы. В основном это легкие и средние типы машин, но встречаются и тяжелые, реже – сверхтяжелые. Предназначены они в основном для работ в лесополосе. Особо удачные виды этой техники выпускает компания Caterpillar(CAT), которая является мировым лидером по производству строительных и специальных механизмов, систем и агрегатов.

    Кстати, применяют бульдозер не только в строительстве, мелиорации, лесном и сельском хозяйстве, разравнивании свалок, но и в спасательных работах. Такая машина оборудована специальным типом отвала, боковины которого складываются. Все-таки, спасательная техника предназначена для работы в сложных условиях, соответственно, необходимо обеспечить высокий уровень безопасности обслуживающему ее оператору. Кабины таких бульдозеров имеют сложную систему воздухоочистки, либо могут быть полностью герметичными.

    Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование

    Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.

    Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

    Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик , бульдозер , грейдер , скрепер

    Бульдозер:

    Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

    Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор , тягач и тому подобное транспортное средство.

    Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов , а также вскрышные и планировочные работы.

    Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование . При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.

    Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.

    Типы, виды и классы бульдозеров:

    Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.

    По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.

    По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины.

    Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.

    Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.

    По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:

    малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),

    легкие бульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),

    тяжелые бульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),

    сверхтяжелые бульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).

    По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

    – с неповоротным отвалом,

    – с поворотным отвалом,

    – с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,

    По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:

    – с гидравлическим управлением,

    – с механическим (канатно-блочным) управлением.

    Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование:

    Отвал – это навесное оборудование для бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, тракторов и автомобилей, используемое для разработки грунтов, снегоуборочных и других работ. В отличие от ковшей, отвалы не пригодны для погрузки грунта на транспортные средства.

    Отвал бульдозера представляет собой тяжелую металлическую пластину, устанавливаемую на передней части базовой машины (трактора, колесной машины и пр.), которая используется для толкания предметов и засыпания грунта, песка, почвы, снега и иных сыпучих материалов .

    Отвал бульдозера – это основное рабочее оборудование бульдозера.

    Вдоль нижней кромки отвала прикрепляются ножи либо зубья. По бокам к отвалу могут привариваться т.н. «щёки» (боковые пластины), предназначенные для препятствования рассыпанию перемещаемого материала .

    Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвалы крепятся к тяговой машине с помощью рамы (толкающего устройства ).

    Объем грунта, который может перемещаться перед бульдозерным отвалом, называется призмой волочения. Ее можно вычислить математически с помощью ширины (длины) и высоты отвала. При этом криволинейная часть отвала не учитывается.

    Производительность бульдозера определяется характеристиками отвала – соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала и его разновидностью. Последняя в свою очередь также определяет направление использования бульдозера и его использование в тех или иных производственных операциях.

    Чем больше значение соотношения тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.

    Бульдозерные отвалы обычно бывают нескольких разновидностей:

    – отвал из двух шарнирно сочленённых половин.

    Неповоротный бульдозерный отвал устанавливается перпендикулярно продольной оси базовой машины. Соответственно изменить угол поворота отвала в горизонтальной плоскости от оси продольной базовой машины у такого бульдозера невозможно.

    У поворотного бульдозерного отвала с рабочего места оператора можно изменить угол его поворота в обе стороны от продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней.

    У бульдозерного отвала с гидроперекосом (или с дистанционным изменением угла резания) с рабочего места оператора изменяется его положение относительно вертикальной плоскости. Данный отвал предназначен для планировочных работ, в основном применяется в дорожном строительстве. Гидроперекос может устанавливаться как на неповоротные, так и поворотные отвалы.

    У отвала, состоящего из двух шарнирно сочленённых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси базовой машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Такой отвал предназначен для различных дорожных и землеройных работ.

    Отвалы также бывают сферическими, полусферическими и прямыми. Отдельно можно выделить сигма отвал.

    Прямой отвал внешне представляет собой прямую или несколько изогнутую пластину . Прямой отвал используется для проведения вскрышных работ.

    Сферический отвал состоит из трех пластин: одной центральной и двух боковых, приваренных к центральной пластине под углом таким образом, что контур отвала образуется подобие окружности (сферы). Это позволяет при выполнении рабочих операций смещать грунт к центру отвала и обеспечивает малый процент потери перемещаемого материала . Используется данный тип отвала для перемещения сыпучих материалов .

    Полусферический отвал аналогичен сферическому, только угол крепления боковых пластин больше и боковые пластины имеют меньшие размеры по сравнению с центральной пластиной. Данный тип отвала является универсальным. Он не только используется для перемещения сыпучих материалов, но также для работы с плотными грунтами, планировочных и вскрышных работ.

    Сигма-отвал назван так потому, что его очертание напоминает греческую букву «сигма» – Σ. Его центральная часть легко внедряется в грунт, а форма краев препятствует просыпанию материалов. Он предназначен для проведения вскрышных работ и для работы с плотными грунтами.

    Кроме того существует масса специфических отвалов:

    – отвал для разминирования минных полей,

    Корчеватель предназначен для удаления пней, мелколесья, кустарников с корневой системой, скрытых древесных остатков и валунных камней.

    Буферный отвал имеет особую конструкцию. Он представляет собой разновидность прямого неповоротного отвала с резиновыми амортизаторами, поглощающие механические удары при толкании прицепных скреперов.

    Рекультивационный отвал предназначен для снятия плодородного слоя земли. По сравнению с другими отвалами он имеют большую ширину (длину).

    Угольный и торфяной отвалы предназначены для работы с данными типами материалов. Торфяной отвал оснащается системой гидроперекоса и является разновидность прямого неповоротного отвала. Угольный отвал также оснащается системой гидроперекоса и является разновидностью сферического отвала с увеличенной площадью.

    Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

    Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов .

    Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

    Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

    Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

    Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

    Параметры бульдозера:

    К основным параметрам качества бульдозера относят следующие показатели:

    – тяговый класс базового тягача (трактора), кН (тс),

    – конструктивная масса, т,

    – максимальное тяговое усилие при общей эксплуатационной массе, кН

    – мощность двигателя , кВт (л. с.),

    – длина отвала, мм,

    – высота отвала, мм,

    – подъем отвала над опорной поверхностью , мм,

    – опускание отвала ниже опорной поверхности, мм,

    – объем призмы волочения,

    – угол поперечного перекоса отвала, (°),

    – угол поворота отвала в плане, (°),

    – скорость, км/ч: вперед/назад,

    – тип управления рабочими органами ,

    – максимальная глубина рыхления, мм,

    – ширина захвата рыхлителя, мм,

    – число зубьев, шт.,

    – тип крепления зуба,

    – допустимая разность скоростей при толкании, км/ч,

    – ход амортизатора, мм,

    – наличие устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах,

    – число видов дополнительного рабочего оборудования, шт.,

    – конструктивная масса рабочего оборудования , т,

    – вместимость топливного бака, л.,

    – наработка на отказ, моточас,

    – установленная безотказная наработка, моточас,

    – установленный ресурс до первого капитального ремонта , моточас,

    – удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний, чел·ч/моточас,

    – оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания,

    – удельная масса, т/тс,

    – удельный расход топлива , г/м3 • м,

    – удельный расход рабочей жидкости, г/моточас,

    – усилия на органах управления, Н: на рычагах и на педалях,

    – уровень вибрации, дБ: сиденья машиниста, пола кабины и на органах управления,

    – уровень шума, дБА: на рабочем месте машиниста и в рабочей зоне бульдозера,

    – температура на рабочем мес­те машиниста, °С,

    – внутренние размеры кабины, мм,

    – уровень загазованности на ра­бочем месте машиниста, мг/м 3 ,

    – уровень запыленности на ра­бочем месте машиниста, мг/м 3 ,

    Применение бульдозера:

    – послойное срезание и копание, разравнивание и планировка грунта,

    – послойное срезание и копание полезных ископаемых и иных материалов,

    – снятие плодородного поверхностного слоя земли ,

    – перемещение горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,

    – штабелирование горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов ,

    – разработка неглубоких каналов,

    – валка деревьев, срезка кустарника, корчевка пней, удаление камней,

    – расчистка поверхностей от мусора и снега,

    – обратная засыпка траншей и котлованов,

    – использование в качестве толкачей (например, скреперов) и тягачей.

    Технические характеристики бульдозера Т-130:

    Бульдозер Т-130 выпускался с 1969 по 1988 гг. Челябинским тракторным заводом на базе гусеничного трактора Т-130 в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.

    Т-130 комплектовался различным навесным оборудованием и являлся базой для многих видов спецтехники таких как: сваебои, трубоукладчики, буровые установки и для многих других.

    Ниже приводятся технические характеристики трактора Т-130:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector