Вездеход Сокол ✅: болотоход, квадроцикл Про, поломки
Надежные вездеходы Сокол производят с автозапчастей
Вездеход Сокол относится к числу самодельных конструкций, созданных на базе комплектующих от автомобилей иностранного и российского производства. Машина разработана жителем Новосибирска Алексеем Поздеевым, который смог наладить мелкосерийное производство техники. На вторичном рынке встречаются квадроциклы с пробегом, которые доработаны прежними владельцами.
Устройство и конструкционные особенности
История разработки техники началась более 10 лет назад, когда Алексей Поздеев приступил к сборке прототипа машины, способной передвигаться по пересеченной местности. Первая модификация оснащалась пространственной рамой из стальных труб, в которой находится рядный 4-цилиндровый мотор от автомобиля Toyota Vitz. При рабочем объеме 997 см³ агрегат развивал 69 л.с. и отличался повышенной эластичностью (благодаря применению системы регулировки фаз газораспределения). От Vitz была позаимствована и автоматическая трансмиссия с несколькими режимами работы.
Снегоболотоход развивал на твердом грунте скорость до 80 км/ч, однако конструктор счел тяговые характеристики низкими. Следующий прототип оснастили бензиновым рядным мотором Toyota 1NZ-FE, который отличался увеличенным до 1497 см³ объемом цилиндров и развивал мощность 109 л. с. Силовая установка с автоматической коробкой была снята с «донора» — легковой машины Toyota Vitz. Мотор отличается повышенной до 11 ед. степенью сжатия, допускающей применение бензина с октановым числом 95 и выше. Позднее вышел модернизированный болотоход «Сокол Про».
Крутящий момент передается карданными валами к неразрезным мостам от кроссоверов Suzuki, которые установлены на доработанных листовых рессорах от малотоннажного грузовика «Газель». Из схемы подвески исключены элементы с шарнирами, что отрицательно сказалось на управляемости, но увеличило надежность ходовой части. Отсутствие выступающих рычагов позволяет передвигаться по лесным дорогам без риска отрыва деталей вследствие ударов об лежащие на грунте бревна или булыжники.
Рулевое управление с гидравлическим усилителем, насос смонтированы на двигателе. Вместо стандартного автомобильного руля применены рычаги мотоциклетного типа, что потребовало доработки редуктора. На вездеходах сохранены дисковые тормозные механизмы с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Конструктор предлагает установку покрышек ОИ-47 от грузовой техники, возможно применение шин ИП-184 (отличаются уменьшенной до 400 мм шириной протектора). Внешний диаметр колес не зависит от ширины беговой дорожки и составляет 1100 мм.
Технические характеристики
Основные технические параметры техники:
- мощность двигателя — 109 л. с.;
- диаметр колесных дисков — 20 или 21″;
- масса снаряженной машины — более 400 кг;
- скорость — до 100 км/ч;
- напряжение бортовой сети — 12 В.
Поскольку производство ведется в кустарных условиях по индивидуальным заказам, производитель не публикует официальную информацию о габаритах техники. На вездеходах смонтирован пластиковый топливный бак емкостью 40 л, оборудованный электрическим насосом.
Средний расход горючего составляет 8 л на 100 км пути, на бездорожье с полной загрузкой мотор сжигает до 11 л бензина на «сотню» километров.
Машина оборудуется буксировочным приспособлением, позволяющим перевозить дополнительные грузы в прицепе.
Основные поломки и ремонт
Поскольку при создании техники используются детали от разобранных автомобилей с пробегом, поломки связаны с выходом из строя силового агрегата и механизмов трансмиссии. На моторах могут обрываться кабели, идущие к датчикам. Если сохраняется каталитический нейтрализатор, то возможно появление ошибки (при заправке низкокачественным топливом). Но при регулярном обслуживании и своевременной замене технологических жидкостей силовая установка и трансмиссия работают надежно.
Владельцы критикуют технику серии Сокол за плохую управляемость, поскольку дифференциал заднего моста зафиксирован в одном положении. При эксплуатации на твердом грунте происходит ускоренный износ покрышек, а повышенные нагрузки на трансмиссию могут разрушить шестерни и карданные валы. При поломке деталей возникает сложность с приобретением запасных частей, поскольку агрегаты позаимствованы у автомобилей Toyota, созданных для внутреннего рынка Японии.
Из-за отсутствия закрытой кабины передвигаться на квадроцикле зимой сложно, владельцы устанавливают на сиденье и рукоятки рулевого управления самодельный электрический подогрев. Производитель не предусмотрел установку пола в кабине по бокам от сиденья. При перевозке дополнительного груза возможно попадание элементов на вал привода заднего моста или нагретый глушитель системы выпуска отработавших газов. Владельцы машин проводят самостоятельную доработку, устанавливая щитки из рифленого алюминиевого листа.
Заводской кофр для багажа имеет малую вместимость, что заставляет владельцев сооружать самодельные конструкции над задними крыльями. Каркас изготавливается из стальной трубы, элементы соединены сваркой. Предусматривается установка мягкой спинки для пассажира, который находится за водителем. На площадке предусматривается 2-3 места для установки 20-литровых канистр с бензином, что позволяет увеличить запас хода в 2-2,5 раза.
Авторский квадроцикл Сокол
Россия, со своими характерными природными условиями и практически полным отсутствием в некоторых регионах того, что можно хотя бы с некоторой натяжкой назвать дорожной сетью – одно из самых подходящих мест для эксплуатации квадроциклов. Более того, серийно выпускаемая техника не всегда способна справиться с задачами, которые приходится решать жителям российской глубинки. И тогда берутся за дело талантливые умельцы, которыми так богата наша страна. Благодаря их усилиям рождаются машины, сравнивать которые с продаваемыми в мотосалонах моделями, прямо скажем, затруднительно. Например, квадроцикл Сокол.
Радикальное решение
Для Алексея Поздеева, создавшего квадроцикл Сокол, Новосибирск и его окрестности – привычная среда обитания. Пробираться по окружающим город лесам, болотам и солончакам впору верхом на лосе или олене. Решив, что подобный способ передвижения явно не соответствует современным реалиям, автор проекта разработал машину, способную передвигаться по самому тяжёлому бездорожью. Ради этого пришлось отказаться от многих, привычных для современных мотовездеходов, технических решений. Квадроцикл Сокол, фото которого выложены на многих сайтах, по своей сути – экстремальное средство передвижения. Думается, что тягаться с ним в движении по пересечённой местности серийно выпускаемым моделям не под силу.
Разумеется, работая над проектом, его автор не изготавливал сам узлы и агрегаты, а взял за основу уже готовые детали, пусть и внеся в некоторые из них определённые изменения и доработки.
Двигатель
В первом варианте квадроцикла в качестве его силового агрегата был использован мотор 1SZ-FE вместе с АКПП от автомобиля Toyota Vitz с рабочим объёмом 996 куб. см., имеющий четыре цилиндра и развивающий мощность в 70 л. с. Охлаждение – жидкостное. Его возможностей оказалось достаточно для того, чтобы уверенно разгонять вездеход до скорости 80 км/час. Однако, как это довольно часто бывает, после проведения всесторонних испытаний этого показалось мало, и появилась версия Сокола, оснащённого мотором 1NZ-FE, имеющим рабочий объём 1496 куб. см. и мощность 109 л. с. Он также был заимствован у Toyota Vitz.
В результате максимальная скорость осталась прежней, но, благодаря крутящему моменту, который увеличился с 94 до 144 Н.м., существенно возросла динамика и тяговые характеристики.
Трансмиссия и подвеска
В стремлении обеспечить максимальную защищённость агрегатов при движении по пересечённой местности и увеличить проходимость своего детища, автор проекта принял решение отказаться от подвески независимой конструкции. Квадроцикл был установлен на неразрезные мосты от популярного японского внедорожника Suzuki Jimni. Но даже возможностей этих проверенных в эксплуатации узлов разработчику показалось мало. Трансмиссия получила жёсткую постоянную межосевую блокировку, а дифференциал заднего моста наглухо заварен. Понятно, что это не слишком благоприятно сказалось на управляемости, зато существенно проходимость возросла. При этом передний мост всё же выполнен отключаемым. Для этого пришлось изготовить специальные хабы герметичной конструкции. Вместе с мостами перекочевали на мотовездеход и гидравлические тормоза.
Подвеска выполнено максимально просто. В её конструкции использованы рессоры и сайлентблоки от ГАЗ-3302 «Газель», а подверженные повреждениям детали, вроде дополнительных рычагов, тяг и стабилизаторов, отсутствуют. В результате, даже если под брюхом квадроцикла окажутся брёвна или камни, риск поломок сведён к минимуму. Оценивающие квадроцикл Сокол отзывы говорят, что назвать его подвеску комфортной трудно. Но когда альтернативой жёсткой езде является преодоление многокилометрового пути пешком, с этим легко смириться.
Колёса и рулевое управление
При форсировании различных преград серьёзной проблемой могут стать высокое усилие и обратная реакция на руле. Чтобы этого не произошло, мотовездеход оснастили переделанным под мотоциклетный руль гидроусилителем. В результате даже на месте поворот колёс можно осуществить одним пальцем.
Промышленность не выпускает шин и колёсных дисков, удовлетворяющих разработчика. На квадроцикл Сокол, технические характеристики которого по-своему уникальны, их приходится изготавливать самостоятельно. В качестве основы будущей «обувки» используются грузовые шины низкого давления ОИ-47 (1100*420*21) или ИП-184 (1100*400*20), которые облегчают до 30 – 35 кг, удалив лишний корд и нарезав специальный протектор. Давление внутри этих бескамерных покрышек составляет всего 0,2 атмосферы, а накачка осуществляется за счёт подачи выхлопных газов.
Благодаря своеобразному техническому решению тяжёлый, массой 700 кг, квадроцикл оказывает минимальное давление на грунт и имеет положительную плавучесть даже с водителем и пассажиром в седле. При преодолении водных преград он вне конкуренции!
Где достать?
Если оригинальная машина заинтересовала своими характеристиками, то искать её в мотосалонах не стоит. Но квадроцикл Сокол купить всё же можно, обратившись в компанию Pilot54, занимающуюся изготовлением и реализацией необычной техники. У этой компании даже есть свой сайт. Вот только цена там не указана. Видимо, как и многое в нашей стране, она договорная.
Видео обзор
Квадроцикл Сокол победитель бездорожья
Любители активного вида отдыха или охоты предпочитают вместо автомобиля использовать квадроцикл Сокол. С помощью такого компактного транспортного средства можно пробраться в глубинки российских лесов, проезжать заболоченные местности, участки с нулевой проходимостью, где даже небольшой автомобиль не сможет проехать.
История создания Основателем вездеходной техники является Алексей Поздеев. Изначально основной целью производителя было создание проект машины, с помощью которой можно передвигаться по новосибирским природным достопримечательностям, при этом не бояться ездить по самым сложным бездорожьям. Создатель, ради достижения максимальной проходимости в любых условиях отказался от традиционных решений, применяемых в машинах. В результате получился мотовездеход для экстремального передвижения. Машина отличилась достаточно высокими техническими параметрами не только силового агрегата, но и трансмиссии, ходовой части. Даже по внешним параметрам можно с уверенностью сказать, что с такой моделью не под силу «тягаться» ни одной серийной версии квадроциклов. При производстве мотовездехода производитель не применял фирменные механические узлы. В качестве основы использовались уже готовые запчасти и детали известных торговых марок. Некоторые механизмы подвергались доработке для получения необходимого параметра производительности.
В целом, квадроцикл Сокол – мощная техника, которая сделает отдых каждого охотника максимально интересным и наполненным незабываемыми эмоциями.
Силовой агрегат
Экспериментальная версия техники оснащалась двигателем 1SZ-FE в комбинации с автоматической коробкой передачи от автомобиля Toyota Vitz. Силовой агрегат отличается большим рабочим объемом 996 см3, наличием четырех цилиндров и максимальную мощность в 70 л. с. Предусмотрена жидкостная охладительная система для обеспечения длительной работы мотора. Благодаря данным параметрам силового агрегата квадроцикл может разгоняться до 80 км/ч. Несмотря на то, что модель поступила в продажу, ее быстро сняли с производства, поскольку, по мнению производителя, данных параметров было недостаточно. Поэтому следующая версия была оснащена силовым агрегатом 1NZ-FE с объемом 1496 см3 и мощностью 109 л.с. Данный узел также позаимствовали у компании Toyota Vitz. Поэтому силовой агрегат имеет длительный эксплуатационный срок и более подходящие параметры.
Трансмиссия и подвеска техники
Для улучшения проходимости квадроцикла из конструкции исключили независимую подвеску. Взамен производитель установил неразрезные мосты Suzuki. Далее была оборудована трансмиссия жесткой постоянной блокировкой межосевого типа, при этом дифференциал заднего моста полностью зафиксировали в одном положении. Естественно это отрицательно сказалось на управляемости, но взамен производитель обеспечил технику повышенной проходимостью. Ходовая часть квадроцикла Но здесь следует отметить, что передний мост остался отключаемым. Помимо всего агрегат оборудовали гидравлическими тормозами, которые отлично выполняют свою функцию в сложных эксплуатационных условиях. В конструкции подвески производитель применил сайлентблоки и рессоры от ГАЗели 3302. Здесь отсутствуют стабилизаторы, рычаги тяг и другие детали, которые наиболее подвергаются износу. Благодаря этому транспорт может спокойно ездить по бревнам, большим камням и другим препятствиям на дороге. Владельцы квадроцикла отмечают, что подвеску сложно назвать комфортабельной, но в таких условиях эксплуатации она будет лучшим вариантом.
Рулевое управление и колеса
При преодолении разнообразных преград самой серьезной проблемой во время езды может послужить именно высокое усилие и обратная отдача через рулевую установку. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, производитель в модели Сокол применил руль, который предварительно модернизировал в мотоциклетный. Установку оснастили гидроусилителем, что существенно упростило процесс управления. Среди продукции различных производителей колесных дисков и шин основатель транспорта не нашел оптимального варианта для вездехода, поэтому разработкой ходовой части занялся самостоятельно. Здесь применяются шины от грузовых авто марки ОИ-47 с размерами 1100х420х21 или же ИП-184 с параметрами 1100х400х20. Для снижения массы в покрышках удален излишний корд и нарезан протектор В шинах удален излишний корд и нарезан протектор. Таким образом ходовая система облегчается на 30-35 кг. Накачка колес происходит посредством подачи выхлопных газов. Весит модель 700 кг, благодаря чему она минимально нагружает почву.
Сколько стоит квадроцикл Сокол
Купить квадроцикл Сокол можно на вторичном рынке или у официального представителя на сайте. Б/у техника продается по цене от 350000 рублей. Также она может оснащаться дополнительным прицепом, что переделывает ходовую часть по формуле 6х6, но данное приспособление реализуется отдельно и не входит в стоимость. При подсоединении прицепа ходовая часть должна быть переделана по формуле 6х6 Что касается новых моделей от производителя, то стоимость на такой транспорт дается только по запросу, она варьируется в пределах 500000-750000 рублей.
Преимущества модели
Как и другие вездеходы, квадроцикл Сокол обладает индивидуальными преимуществами и недостатками. По статистике отзывов пользователей, любителей экстремальных поездок и специалистов из организаций по тест-драйвам был определен список основных минусов и плюсов.
Проходимость. По сравнению с квадроциклами других производителей данный вариант можно смело называть вездеходом. Технике не страшны заболоченные местности, поросшие кустарниками или небольшими деревьями. На такой машине можно добраться к любой точки в лесной роще, при этом не застрять. Это главный и, пожалуй, основной плюс машины. Она способна бесперебойно передвигаться даже по полуметровому слою снега. Ходовая часть модели Сокол. Здесь имеются уникальные колесные диски и шины, которые не подвергаются деформациям при механических воздействиях. Даже если наехать на небольшую древесину водитель не столкнется с пробитым колесом, что делает отдых простым и комфортным. Компактность модели. Благодаря компактным габаритам машина Сокол занимает мало места в гараже. Также ее можно перевозить на специальном прицепе. На такой модели водитель сможет ездить по узким проселочным улицам, тропинкам в лесу и другим стесненным местностям. Скорость модели Сокол и устойчивость на разных поверхностях. Благодаря тому, что в конструкции квадроцикла присутствует мощный силовой агрегат, транспорт способен разгоняться до большой скорости 109 км/ч. При этом он будет существенно экономнее потреблять топливо.
Из-за усиленной ходовой части, а также жесткой постоянной блокировки межосевого типа и заваренного дифференциал заднего моста существенно ухудшается управляемость машиной. Особенно заметен данный фактор при эксплуатации в сложных условиях с преодолением различных преград. Все виброударные импульсы передаются на руль. Управлять Соколом сложно – во время движения все удары приходятся на руль
Поскольку техника имеет вес более 400 кг, ее запрещено правилами дорожного движения применять в черте города. Также под ограничения попадает и скорость, которая должна быть не больше 40 км/ч. Поэтому пользоваться моделью можно только далеко от городских условий. Высокая стоимость техники. Несмотря на то, что ТС можно эксплуатировать исключительно в природных условиях, он продается по сравнительно высокой цене. За такую стоимость можно приобрести бюджетный вариант легкового автомобиля.
Вездеход Сокол-ПРО
На выставке “Охота и рыболовство на Руси”, которая проходила в марте 2019 года, был представлен большой квадроцикл, а по существу уже настоящий вездеход Сокол-ПРО
Производство находится в Новосибирской области, автор разработки Алексей Поздеев.
У вездехода совсем не квадроциклетные шины – модель X-TRIM от компании “Авторос”. Диаметр шин 1200мм, ширина 600мм, вес 45кг.
За счет большого объема воздуха в колесах вездеход может плавать.
В отличии от классической конструкции квадроцикла здесь применена мостовая схема, что еще больше сближает эту модель с вездеходом. Корпус моста – “Спайсер”, но внутренняя начинка собственная, изготовленная на заказ.
Оба моста в штатной комплектации оборудованы 100% межколесными пневмоблокировками.
На Сокол-ПРО средняя скорость движения 60-70 кмч.
Хотя расчетная скорость доходила до 110 км/ч, но из-за соображений безопасности она, конструктивно, ограничена в 85 кмч.
Двигатель: четырехцилиндровый, шестнадцатиклапанный Toyota 1NZ-FE (1,5 литра, 109 л.с.), трансмиссия автоматическая – АКПП от Toyota Vitz, есть ГУР и демпфер руля.
На Сокол-ПРО используются дисковые вентилируемые тормоза. Чтобы повысить их эффективность установлен гидровакуумный усилитель тормозов.
Для работы блокировок в базу вездехода имплантирован компрессор с ресивером. Управление компрессором и блокировками вынесено на приборную панель.
Так же на приборной панели есть сигнальные лампы давления масла и зарядки аккумулятора, стрелочные указатели температуры двигателя и уровня топлива, спидометр с электронным одометром и розетка 12В.
От квадроцикла, в наследство, остался только руль 🙂
АКБ и выключатель массы расположены под сиденьем.
Топливный бак на 38 литров.
В базовой версии на борту квадроцикла закреплены две дополнительные канистры для топлива. Места их крепления подобраны так, чтобы они не мешали при посадке-высадке и в движении. Но, при этом, имеется свободный доступ при заправке на АЗС без необходимости их снятия.
На каждый вездеход выдается Паспорт Самоходной Машины, что позволяет регистрировать её в технадзоре.
Стоимость на выставке была озвучена от 600т.р., но на сайте у производителя (pilot54.ru) другая информация: от 950т.р. Скорее всего правильная именно вторая цифра, потому как 600 т.р. стоила предыдущая модель, Сокол-1.5