Влагоотделитель КамАЗ: цена, устройство и ремонт, Евро-3, установка
Ремонт влагомаслоотделителя автомобилей КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ
Для избавления от негативного влияния примесей масла и конденсата влаги, которые попадают или образуются в пневмосистеме грузовых автомобилей, на некоторые из них устанавливают влагомаслоотделитель. Это позволяет уберечь резиновые диафрагмы тормозных камер от масляной эмульсии и пневмосистему в целом от коррозии и перемерзания в холодное время года.
В случае неисправности, влагомаслоотделитель может «травить» воздух (потеря герметичности) или перестает автоматически удалять конденсат из системы. В этом случае, вы можете произвести ремонт устройства самостоятельно, путем замены манжет, уплотнительных колец и пружин. Приобретите ремонтный комплект РТИ. Каталожный номер может отличаться в зависимости от производителя и комплектации комплекта, поэтому уточняйте это у продавца. Демонтируйте устройство с автомобиля для последующей разборки.
1. Демонтируем кронштейн ключом на 12. 2. Выворачиваем ключом на 6 винты, крепящие радиатор влагомаслоотделителя к его корпусу.
3. Проверьте состояние уплотнительных колец с внутренней стороны фланца радиатора. При необходимости замените кольца, подобрав нужные из ремкомплекта.
4. Ключом на 12 выверните три винта крепления крышки накопителя.
5. Отделяем крышку от корпуса и обращаем внимание на уплотнительную прокладку. Если она повреждена, её так же необходимо заменить.
6. Извлеките упорное кольцо (при сборке, сферическая поверхность кольца должна быть обращена к мембране).
7. Извлеките механизм в сборе.
8. Снимите стопорную шайбу и извлеките механизм в сборе.
9. Если уплотнительное резиновое кольцо мембранного диска потеряло герметичность, то нарушится цикл перетекания конденсата через кольцевой зазор мембраны.
10. Если воздух постоянно шипит («травит») из сливного отверстия, это говорит о разрушении манжеты клапана сброса. Для её замены снимите упорную шайбу со стержня клапана и замените манжету.
11. Проверьте перепускной клапан. Визуально определить его неисправность трудно, а из-за этого существенно снижается эффективность работы влагомаслоотделителя. Извлеките стопор.
12. Заверните в монтажное отверстие винт в М4 и, взявшись за него плоскогубцами, демонтируем корпус клапана.
13. Вынимаем и осматриваем клапан и его пружину. Проверьте состояние уплотнительных колец. Наружное кольцо предотвращает утечку сжатого воздуха в атмосферу, а внутреннее — шунтирование радиатора.
Сборку проводим в обратной последовательности. На сопрягающиеся детали нанесите тонкий слой консистентной смазки. Регулировка не требуется.
Влагомаслоотделитель КАМАЗ, МАЗ: чистота и надежность работы пневмосистемы
Компрессор пневмосистемы грузовых автомобилей не только нагнетает воздух, но также является источником опасной для системы влаги и масла. Осушение воздуха и отделение масла осуществляется специальным узлом — влагомаслоотделителем, об устройстве и принципе работы которого пойдет речь в данной статье.
Общее устройство тормозной системы грузовых автомобилей
В современных грузовых автомобилях отечественного и иностранного производства используется тормозная система с пневматическим приводом, которая одновременно выступает источником сжатого воздуха для ряда других систем и механизмов. Применение пневмосистемы обусловлено ее высокой надежностью, эффективностью и универсальностью, и в будущем она вряд ли уступит место системам, работающим на иных принципах.
Устройство пневмосистемы всех грузовиков примерно одинаково, она включает в себя компрессор, трубопроводы, ресивер (или ресиверы), несколько клапанов и исполнительные механизмы. Также в состав системы входит несколько устройств, которые обеспечивают ее нормальное функционирование в любых условиях, а также защиту входящих в ее состав агрегатов от ряда негативных факторов. Одно из таких устройств — влагомаслоотделитель, который компенсирует некоторые особенности работы компрессора и обеспечивает удаление из системы влаги и масла, наличие которых может серьезно навредить работе клапанов и других агрегатов.
Назначение и место влагомаслоотделителя в пневматической системе
Основу пневматической тормозной системы составляет компрессор, который обеспечивает нагнетание воздуха под давлением, достаточным для работы всех механизмов. Однако у компрессора есть одна особенность: во время его работы в воздух попадает масло, используемое для смазки поршня и других деталей. Предотвратить попадание микроскопических капелек масла в воздух невозможно, так как без смазки компрессор просто не сможет работать.
Еще одной проблемой является сам воздух, который забирается компрессором из атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит в себе влагу, причем степень влажности может быть весьма значительной — попадая в систему, эта влага конденсируется, капельки осаждаются на поверхностях трубопроводов, клапанов и механизмов, что приводит к коррозии и иным негативным последствиям.
Поэтому в пневматической системе должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее очистку нагнетаемого воздуха от капелек масла и влаги. Эта задача решается влагомаслоотделителем, который устанавливается сразу после компрессора. Проходя через данный агрегат, воздух осушается и очищается от масла, и только после этого поступает в ресиверы и далее к исполнительным механизмам.
Нужно отметить, что после прохождения влагомаслоотделителя воздух все еще содержит небольшое количество масла и влаги, поэтому представляет некоторую угрозу системе. Дополнительная очистка производится с помощью ресиверов: при выходе из трубопровода в ресивер воздух расширяется, его температура падает, влага конденсируется и оседает на стенки бака, забирая с собой микроскопические капельки масла. С течением времени на дне ресивера скапливается масло и конденсат, который периодически удаляется с помощью специально предусмотренного клапана.
По такому принципу работают пневматические системы всех грузовых автомобилей, и в них используется ограниченное количество типов и моделей влагомаслоотделителей, имеющих принципиально одинаковое устройство.
Типы и устройство влагомаслоотделителей
Все используемые сегодня устройства для отделения влаги и масла из сжатого воздуха имеют один принцип действия, поэтому конструируются по единым принципам, и отличаются только наличием или отсутствием дополнительных деталей.
В настоящее время применение находят два основных типа влагомаслоотделителей:
• Со встроенным регулятором давления воздуха (РДВ);
• Без регулятора давления.
Влагомаслоотделители с РДВ и без него имеют различный механизм очищения от конденсата и масла. Кроме того, устройства со встроенным РДВ делают ненужным отдельный регулятор, поэтому обеспечивают более высокую надежность работы всей пневматической системы.
Также влагомаслоотделители можно разделить на две группы по устройству и принципу действия:
• С радиатором;
• Без радиатора.
Во влагоотделителях с радиатором для осушения воздуха используются два процесса — термодинамический и динамический, в устройствах без радиатора используется только динамический процесс. Об этих процессах и их отличиях будет сказано чуть ниже. Радиатор обычно представляет собой тонкостенную трубку с оребрением, свернутую в четыре-шесть овальных витков.
Наконец, все влагомаслоотделители можно разделить на две большие группы:
• Устройства с электрическим подогревом;
• Устройства с подогревом теплым воздухом от компрессора.
Во влагомаслоотделителях первого типа имеется встроенный нагревательный элемент, который обеспечивает размораживание клапанов и других деталей при эксплуатации зимой. В устройствах второго типа отогрев замерзших клапанов осуществляется горячим воздухом, а также предусмотрены дополнительные незамерзающие клапаны, обеспечивающие удовлетворительную работу до момента размораживания.
Независимо от типа, все влагомаслоотделители имеют принципиально одинаковое устройство. Основу агрегата составляет полый корпус, в верхней части которого установлен направляющий аппарат, а в нижней клапан сброса конденсата. Также в устройстве могут присутствовать различные дополнительные клапаны — обратный, предотвращающий поступление сжатого воздуха из системы обратно к компрессору при его выключении, предохранительного, который обеспечивает работу влагомаслоотделителя при замерзании конденсата в радиаторе, и другие.
Направляющий аппарат может иметь два типа конструкции:
• Пустотелый винт с рядом дисков (крыльчаткой) — только во влагомаслоотделителях без РДВ;
• Спиральный канал на корпусе РДВ.
Также во влагомаслоотделителях с РДВ и без него используются разные по конструкции клапаны сброса конденсата:
• В устройствах с РДВ — пружинный клапан, открываемый одновременно с открытием клапана регулятора давления;
• В устройствах без РДВ — мембранный клапан золотникового типа, открываемый за счет разрежения воздуха, возникающего при срабатывании регулятора давления.
Рассмотрим работу влагомаслоотделителей со встроенным регулятором давления и без него.
Принцип действия влагомаслоотделителя без РДВ
Рассмотрим принцип работы влагомаслоотделителя без регулятора, но с радиатором.
Воздух, поступающий от компрессора, имеет довольно высокую температуру, поэтому самый простой способ выделить из него влагу — понизить его температуру, в результате чего влага сконденсируется в капли. Именно для этой цели служит радиатор — воздух в нем охлаждается и отдает значительную часть влаги. Здесь как раз и используется термодинамический процесс отделения влаги.
Далее воздух поступает непосредственно во влагомаслоотделитель, где ударяется о диски направляющего аппарат — здесь происходит отделение капель масла и конденсата, которые стекают на дно корпуса. Очищенный воздух через пустотелый винт поступает в пневматическую систему автомобиля.
С течением времени в радиаторе и на дне корпуса агрегата скапливается вода с маслом, и ее необходимо удалять — это обеспечивается клапаном сброса конденсата мембранного типа. Работает он просто: при срабатывании РДВ давление во влагомаслоотделителе падает и становится ниже атмосферного, в результате чего мембрана под действием разницы давлений приподнимается и открывает клапан, и конденсат самотеком удаляется. В этот же момент происходит и продувка радиатора.
Влагомаслоотделители этого типа обычно оснащаются предохранительным клапаном, который необходим для обеспечения работы устройства при замерзании конденсата в радиаторе. Клапан открывается при непроходимости радиатора (вследствие которой давление воздуха на входе повышается), и пропускает воздух непосредственно на крыльчатку, минуя радиатор. Размораживание конденсата происходит под действием теплого воздуха, выходящего из компрессора, обычно на восстановление работы радиатора требуется от 5 до 10 минут работы компрессора.
Принцип действия влагомаслоотделителя с РДВ
В сущности, работа влагомаслоотделителя с регулятором давления ничем не отличается от описанной выше, различия кроются только в механизме сброса конденсата.
Воздух от компрессора поступает в радиатор, где он охлаждается и осушается. Далее воздух поступает в спиральный канал, образуемый между корпусом РДВ и корпусов влагомаслоотделителя, здесь очищается от масла и через обратный клапан поступает в пневмоситсему. Конденсат скапливается на дне корпуса влагомаслоотделителя, его удаление происходит в момент открытия клапана регулятора давления, который одновременно открывает и клапан сброса конденсата. Также при срабатывании РДВ происходит продувка радиатора и его полное очищение от конденсата.
В зимнее время года клапан сброса конденсата при длительном простое может замерзать, в этом случае конденсат не удаляется, также может нарушаться и работа РДВ — в этом случае он начинает работать, как предохранительный клапан, обеспечивая сброс давления в системе при превышении критического значения. При запуске компрессора во влагомаслоотделитель поступает горячий воздух, который за 5-10 минут отогревает клапан и восстанавливает работу всего агрегата.
Влагомаслоотделитель со встроенным РДВ имеет ряд преимуществ перед обычным, но главное из них заключается в лучшем удалении конденсата. В обычном влагомаслоотделителе удаление конденсата из радиатора и корпуса происходит не полностью, что зимой может привести к ухудшению работы агрегата и всей пневмосистемы. Во влагомаслоотделителе в РДВ при удалении конденсата происходит и продувка, в результате чего из радиатора и корпуса агрегата полностью удаляется конденсат — он снова испаряется и с потоком воздуха сбрасывается в атмосферу.
Благодаря своим преимуществам влагомаслоотделители с РДВ сегодня получили наибольшее распространение.
Типы влагомаслоотделителей, используемых в отечественных грузовиках
На сегодняшний день все грузовые автомобили и автобусы отечественного производства (КАМАЗ, ЗиЛ, «Урал», ПАЗ, НефАЗ, ЛиАЗ и другие), а также грузовики и автобусы МАЗ, КрАЗ, ЛуАЗ и другие оснащаются одинаковыми моделями влагомаслоотделителей производства ПААЗ, РААЗ и некоторых других предприятий.
Наибольшее распространение сегодня имеют влагомаслоотделители моделей 14.3512010-10 и усовершенствованного 16.3512010, 100-3511110-10 и его аналога 25-3511110-11 (с электрическим подогревателем на 24 В), и другие.
При выборе влагомаслоотделителя для автомобиля необходимо учитывать модель ранее установленного устройства, а также возможность использования аналогов. При этом рекомендуется не заменять влагомаслоотделитель без РДВ на устройство со встроенным регулятором, и наоборот, так как для этого необходимо будет внести ряд изменений в пневматическую систему (убрать или добавить регулятор давления).
Особенности эксплуатации и обслуживания влагомаслоотделителя
Влагомаслоотделитель требует минимального внимания и обслуживания, и в течение всего срока службы доставляет минимум проблем водителю грузовика. Однако нужно сказать о некоторых особенностях, знание которых поможет избежать поломок и обеспечить качественную работу пневматической системы.
Есть несколько рекомендаций, которые стоит соблюдать при установке нового влагомаслоотделителя на автомобиль. Во-первых, устройство нужно устанавливать так, чтобы сливной штуцер был направлен вниз — в этом случае при сбросе конденсата вода будет сливаться на землю. В противном случае (если штуцер будет направлен в сторону) конденсат может стать причиной коррозии и поломок расположенных рядом узлов и агрегатов. А, во-вторых, при установке влагомаслоотделителя необходимо использовать резиновые уплотнительные элементы, которые обеспечат герметичность системы.
В зимнее время года высок риск замерзания клапана сброса конденсата, особенно при работе пневмосистемы в режиме разгрузки компрессора. Избежать этой неприятности можно простой остановкой двигателя.
В целом, влагомаслоотделитель отличается высокой надежностью и эффективностью работы, его наличие обеспечивает качественное функционирование пневматической тормозной системы, что гарантирует и надежную работу автомобиля или автобуса.
Осушитель воздуха
9.1. Осушитель воздуха.
Воздухоосушитель, показанный на рисунках 211 и 212, устанавливается в пневматических тормозных системах для осушения и очищения воздуха, поступающего от воздушного компрессора, а также для регулирования рабочего давления в тормозной системе.
Рисунок 211. Внешний вид и внутреннее строение осушителя воздуха. Обозначения: 1 – Впуск; 2 – Управляющий поршень;3 – Выпуск;4 – Канал;5 – Канал; 6 – Глушитель;
7 – Выпуск;8 – Клапан выхлопа;9 – Камера влагоотделения;10 – Обратный клапан; 11 – Жиклер; 12 – Кольцевой фильтр;13 – Осушающее вещество;14 – Воздушный ресивер регенерации; 15 – Регулировочный винт. Подводы: 1 – Питающий подвод;21 – Отвод (к четырехконтурному защитному клапану); 22 – Отвод (к воздушному ресиверу регенерации); 3 – Атмосферный вывод
Использование воздухоосушителя устраняет необходимость применения влагоудаляющего оборудования на основе дополнительного охлаждения и автоматических кранов слива конденсата, а также дополнительного оборудования впрыска антифриза (спирта).
Преимущества воздухоосушителя по сравнению с традиционным кондиционированием воздуха заключается в следующем.
-Отсутствует коррозия элементов тормозной системы, вызываемая конденсатом.
-Уменьшается количество отказов в работе узлов и агрегатов тормозной системы вследствие отсутствия конденсата и масляной пленки.
-Небольшие затраты на обслуживание.
-Регулировка давления происходит в зоне очищенного воздуха, вследствие чего уменьшается вероятность сбоев в работе регулятора давления.
Осушение воздуха происходит за счет адсорбирования влаги на молекулярном уровне осушающим веществом (13). Сжатый воздух пропускают через гранулообразный, высокопористый порошок. В процессе этого любой водяной пар, содержащийся в воздухе, оседает на гранулах. Для регенерации порошка часть осушенного воздуха разряжается в атмосферу, проходя через порошок в обратном направлении. В результате снижения давления, снижается и парциальное давление водяного пара в регенерирующем воздухе (т.е. максимально сухом воздухе), что дает возможность этому воздуху поглотить влагу, осевшую на гранулах.
Рисунок 212. Строение осушителя
Осушение воздуха в фазе нагнетания.
Подаваемый воздушным компрессором воздух проходит через питающий подвод 1 (пневмосхема показана на рисунке 214) сначала через кольцевой фильтр (12), где происходит его предварительная очистка от загрязнения типа нагара и масла. Кроме того, в кольцевом фильтре (12) воздух охлаждается и часть влаги, содержащейся в нем, собирается в камере влагоотделения (9). Затем воздух проходит через гранулообразный порошок (13) – где происходит осушение – к обратному клапану (10); открывает его и проходит через отвод 21 к воздушным ресиверам тормозной системы. Одновременно через жиклер (11) и отвод 22 наполняется воздушный ресивер (14) небольшого размера для регенерации. Очистка воздуха и предварительное удаление влаги в кольцевом фильтре (12) оказывает положительный результат на срок службы и эффективность порошка (13).
Регенерация воздуха в фазе очистки.
При возрастании давления в тормозной системе до соответствующего уровня, так называемого давления отключения, интегрированный регулятор давления открывает клапан сброса (8). Нагнетаемый воздушным компрессором воздух и сжатый воздух из воздухоосушителя выбрасывается в атмосферу через выпуск (7) и атмосферный вывод 3, захватывая при этом накопившуюся влагу, масло и большую часть осевших в фильтре частиц грязи.
Сухой воздух воздушного ресивера регенерации (14) проходит через отвод 22 и жиклер (11) и заполняет все свободное пространство. Проникая через влажные гранулы порошка (13) воздух поглощает влагу осевшую на поверхности гранул прежде, чем через кольцевой фильтр (12) и клапан сброса (8) выйдет в атмосферу.
Обратный запорный клапан (10) препятствует обратному потоку сжатого воздуха из воздушных ресиверов.
Благодаря интегрированному глушителю (6), шум, возникающий при открытии клапана сброса (8), значительно снижается. В данном случае применяется многоступенчатый, дроссельный глушитель, конструкция которого предохраняет от скоростного напорного давления, которое может вызвать загрязнение и тем самым ослабить эффективность работы воздухоосушителя.
Работа интегрированного регулятора давления.
За счет давления в ресивере управляющий поршень (2) смещается и воздух проходит через канал (4). Как только давление достигнет значения давления отключения, управляющий поршень (2) смещается вправо и открывает выпуск (3). При этом управляющий поршень (2) закрывает впуск (1) ведущий к вентиляционному отверстию, утечки не происходит. В результате сжатый воздух подается через канал (5) к клапану сброса (8), открывая его. Как только давление ресивера понизится до уровня давления включения, пружина управляющего поршня (2) заставляет его переместиться налево, при этом открывается выпуск (1) и закрывается выпуск (3). Воздух, находящийся над клапаном выхлопа (8), выходит через канал (5), впуск (1) и вентиляционное отверстие (15); клапан очистки закрывается.
Давление отключения и избыточное давление регулятора определяется нагрузкой пружины и перемещением управляющего поршня. Оба значения обеспечивается – в значительной степени независимо друг от друга – посредством регулировочного винта 15.
В случае неисправности регулятор давления, предохранительный клапан – состоящий из клапана сброса (8) и пружины сжатия (7) клапана – обеспечивает ограничение давления в ресивере, выпуская поступивший воздух в атмосферу, как только давление достигнет значения давления открытия (аварийного давления).
Для предотвращения замерзания клапана сброса (8) при неблагоприятных погодных условиях используют электрический нагреватель, устанавливаемый в корпус воздухоосушителя в месте расположения клапана сброса (8) (на рисунках не показан). Нагреватель включается от замка зажигания, температура управляется автоматическим встроенным термостатом. Возможны различные модификации нагревателя. Нагреватель показан на рисунке 213.
Рисунок 213. Внешний вид и внутреннее строение нагревательного элемента
При включенном замке зажигания, подогрев управляется тепловым реле обратного тока. Чтобы при стоянке транспортного средства аккумулятор не разряжался, ток подогрева должен отключаться при отключении замка зажигания. Нагреватель можно встроить дополнительно.
Установка воздухоосушителя увеличивает объем тормозной системы (объем воздухоосушителя плюс воздушный ресивер регенерации). Это увеличивает время заполнения тормозной системы примерно от 3% до 7%. Поэтому необходимо проверить выдерживается ли допустимое время заполнения тормозной системы.
Кроме того, средний рабочий цикл регулятора давления при установке воздухоосушителя не должен превышать 50%, поскольку при увеличении времени нагнетания может не хватить времени для регенерации. При рабочем цикле от 50% до 60% установка воздухоосушителя невозможна.
Место монтажа осушителя в тормозной системе транспортного средства представлено на рисунке 214.
Параметры воздушного ресивера регенерации.
При установке воздушного ресивера регенерации необходимо принять во внимание следующее:
– объем воздушных ресиверов тормозной системы;
– избыточное давление регулятора давления;
– давление отключения регулятора давления;
– средний рабочий цикл воздушного компрессора до установки воздухоосушителя.
Диаграмма может использоваться для определения параметров воздушного ресивера регенерации при общих значениях давления отключения и полного объема системы (показано на рисунке 215). Рекомендуемый регенерационный ресивер для среднего рабочего цикла 40% и избыточного давления = 1 бар.
Для соединения воздушного компрессора с воздухоосушителем, и воздухоосушителя с четырехконтурным защитным клапаном, рекомендуется трубопровод 18х1,5мм. Длина трубопровода воздушного компрессора зависит от допустимой температуры воздуха входного отверстия в подводе 1. Обычно используют трубопровод длиной от 4 до 6 метров. Во избежание скопления воды данный трубопровод необходимо располагать с постоянным наклоном к воздухоосушителю. Чтобы предохранить воздухоосушитель от вибрации воздушного компрессора, нагнетательный трубопровод выполняется гибким, при этом он должен обладать стойкостью к большим давлениям.
В нескольких вариантах воздухоосушителей предусмотрены отводные трубки на атмосферном выводе 3 для слива накопившегося конденсата. Однако при этом необходимо учитывать более высокий уровень звука при отключениях. Уменьшение звука достигается путем использования более длинного шланга или отдельного глушителя на шланге.
При всех мероприятиях по уменьшению шума необходимо обеспечить динамический напор на подводе 1, который не превышал бы 0,25 бар, в течение фазы сброса давления (фаза регенерации). Поэтому место для монтажа воздухоосушителя должно выбираться так, чтобы можно было установить устройство с интегрированным глушителем, без отводной трубки на атмосферном выводе 3.
Рисунок 214. Расположение осушителя на пневмосхеме транспортного средства
Дополнительные указания по монтажу.
Перед установкой воздухоосушителя необходимо выполнить следующие условия:
-Воздухоосушитель должен иметь давление отключения и избыточное давление такое же, как и ранее используемый регулятор давления (или согласно расчёту).
– Необходимо удалить ранее используемый регулятор давления;
-Удалить или отключить автоматические краны слива конденсата и устройства антифриза.
-Воздухоосушитель устанавливается между воздушным компрессором и многоконтурным защитным клапаном. Допустимый наклон в любую сторону от 0° до 90°, атмосферный вывод 3 может указывать вниз или в сторону.
-Воздухоосушитель должен устанавливаться на достаточном расстоянии от теплоизлучающих частей двигателя, системы выхлопа или привода.
-Необходимо предусмотреть достаточно свободное пространство для замены патрона с осушающим веществом.
-Для закрепления корпуса воздухоосушителя предусмотрены три резьбовых отверстия М12х1.5 глубиной 20.
В редких случаях по причине воздушной вибрации в течение фазы нагнетания, возникают хлопки, которые можно устранить следующими мероприятиями.
-Изменить длину трубопровода между воздушным компрессором и воздухоосушителем, учитывая допустимую температуру сжатого воздуха на входе воздухоосушителя.
-Демпфирующий ресивер (от 1 до 1,5 литров) установить за воздушным компрессором и перед осушителем.
Рисунок 215. Диаграмма параметров осушителя. Обозначения: 1 – Давление отключения регулятора давления (бар); 2 – Общий объем тормозной системы (литр); 3 – Регенерационный ресивер 4 литра; 4 – Регенерационный ресивер 5 литров; 5 – Регенерационный ресивер 7 литров; 6 – Регенерационный ресивер 9 литров
Использование крана слива конденсата.
Для регулярной проверки эффективности осушения необходимо установить, по крайней мере, один кран слива конденсата в воздушном ресивере за воздухоосушителем. В тормозных системах с различными уровнями давления кран слива конденсата устанавливается в ресивере с максимальным давлением.
При утечке сжатого воздуха увеличивается продолжительность фазы наполнения, что оказывает неблагоприятное воздействие на процесс осушения воздуха. Поэтому при обнаружении утечки воздуха необходимо немедленно приступить к ремонту.
В случае, если воздухоосушитель был включен в тормозную схему подержанного транспортного средства, то результаты модернизации можно будет ощутить только после трех недель эксплуатации, поскольку любая влага, находящаяся в тормозной системе перемешана с маслом и поэтому удаляется медленно.
Срок службы сменного осушительного патрона зависит исключительно от степени загрязнения поступающего воздуха. В большинстве случаев, в зависимости от количества масла в подаваемом воздухе, замену сменного патрона достаточно делать через 1-2 года, для Российских условий рекомендация по замене 2 раза в год (циклы лето-зима и зима-лето).
Замена патрона осушителя осуществляется по следующей схеме.
-Очистить поверхность воздухоосушителя от грязи.
-Воздухоосушитель не должен находиться под давлением. Это можно достичь, если заправить систему сжатым воздухом до отключения регулятора давления или ослабить резьбовое соединение на подводе 1.
-Отвинтить осушительный патрон, поворачивая его против часовой стрелки (можно использовать специальный ключ).
-Очистить тряпкой поверхность корпуса, при этом грязь ни в коем случае не должна попадать в полость очищенного воздуха (обратный клапан 10).
-При замене использовать только новый патрон.
-Уплотнения слегка смазать.
-Новый осушительный патрон закручивать рукой (крутящий момент затяжки приблизительно 15 Нм).
-Снятые (использованные) осушительные патроны необходимо утилизировать отдельно, т. к. внутри патрона содержится осевшее масло.
Проверка предохранительного клапана.
Для проверки предохранительного клапана (показан на рисунке 216) регулятор давления отключается затяжкой полого винта 2 до упора. При давлении “А” на манометре 1 выпускной клапан осушителя должен открыться. В интервале переключения выпускной клапан должен быть герметичным (схема проверки показана на рисунке 217).
Рисунок 216. Предохранительный клапан
Проверка обратного клапана.
При снижении давления до 0 бар на манометре 1, давление на манометре 2 должно остаться прежним.
Настройка регулятора давления.
Установочные винты 1 и 2 установить на размеры 43 и 57 мм. соответственно.
Наполнить ресивер до предусмотренного давления отключения “В” по манометру II (регулировки смотри таблицы в паспорте осушителя). Винт 2 затянуть до упора, а затем отвернуть на 1.25 оборота. При дальнейшей регулировке не разрешается заворачивать этот винт на данную величину. Винт 1 выворачивать до тех пор, пока не откроется выпускной клапан и зафиксировать в этом положении.
Рисунок 217. Схема проверки осушителя
Путём снижения давления в ресивере (манометр II) можно определить интервал переключения “С”. Если интервал переключения велик, то необходимо вывернуть винт 2 (влево). При малом интервале переключения винт 2 следует завернуть (вправо). После затяжки контргаек необходимо вновь проверить настройку регулятора и, при необходимости, вновь подрегулировать.
Проверка процесса регенерации.
Наполнить регенерационный баллон (4л) до давления отключения “В” по манометру III. При открытии выпускного клапана осушителя воздуха отключить подачу сжатого воздуха. Давление в регенерационном ресивере должно снизиться до 1 бара в течение “D” сек.
При подаче воздуха на вывод 1 с давлением “В” допускается максимальная утечка 10 см/мин.
Влагоотделитель КАМАЗ: устройство, принцип работы, ремонт
На каждый грузовой автомобиль, выпущенный с Камского автомобильного завода, устанавливают компрессор или влагоотделитель. КАМАЗ 5320 исключением не стал. Влагоотделитель представляет собой специальное устройство, обеспечивающее защиту системы транспортного средства от влаги и масляной жидкости, способной привести к образованию коррозии.
Стоит подробнее рассмотреть принцип работы устройства, а также виды.
Как он устроен?
Конструкция влагоотделителя включает несколько ключевых элементов, к которым относят:
- Компрессор. Механизм, предназначенный для повышения показателя давления и сжатия поступающего воздуха. Изготавливают преимущественно из алюминия, обеспечивая высокую прочность.
- Радиатор. В него попадает сжатый компрессором воздух. Представляет собой механизм, обеспечивающий рассеивание тепла. Примечательно, что для предотвращения перегрева в радиаторе предусмотрена система охлаждения.
- Корпус, изготавливаемый из прочных материалов.
- Стакан, вместе с корпусом представляющий собой внутреннюю полость конструкции.
- Дефлектор. Особый механизм, используемый для увеличения показателя тяги момента в процессе эксплуатации транспорта.
- Фильтры. Способствуют очистке воздуха от пыли и мелких частиц. Конструкция фильтров состоит из уплотнительных колец, на которых происходит скапливание грязи.
- Клапан и пробка. Главная задача элементов – устранение скопившейся на внутренней части конструкции фильтра пыли.
Также конструкторы выделяют крыльчатку. Это вращающийся элемент с лопастями. Она обеспечивает закручивание воздушного потока.
Принцип работы
В основу работы влагоотделителя лег физический процесс конденсации. Образующаяся в воздухе лишняя жидкость постепенно оседает на холодной поверхности корпуса и стакана агрегата, температура которой не превышает точку росы.
Включающийся в работу вентилятор обеспечивает движение воздушного потока, пропуская его через 2 теплообменных механизма. Они расположены на одной линии и соединены между собой последовательно. Внутри механизмов находится фреон, однако при необходимости можно заполнить их другим хладагентом.
Фреон поступает в длинную трубку небольшой толщины, где под давлением начинает охлаждаться. Впоследствии он попадает в теплообменное устройство, способствуя последующему охлаждению механизма.
Воздух в это время попадает в первый теплообменник, где отдает часть влаги, которая образует конденсат. Полученная в результате физической реакции жидкость стекает в стакан осушителя. Пока она испаряется хладагент попадает на регулятор давления, заставляя мембрану переместиться в верхнюю часть конструкции.
Слаженная работа системы приводит к открытию клапана, который отвечает за слив конденсата. В итоге накопившаяся смесь, включающая в составе воду и масла, выбрасывается в атмосферу через устройство вывода.
Сегодня производитель выпускает два вида влагоотделителей:
- С РДВ. Представляет собой встроенный регулятор, отслеживающий показатели давления воздуха и регулирующий ситуацию для предотвращения преждевременного износа элементов или поломки устройства.
- Без РДВ. Отличается менее надежной работой пневмосистемы.
Вне зависимости от вида устройств, в их конструкции может быть предусмотрен радиатор. Подобный элемент обеспечивает комбинированную фильтрацию воздуха посредством температуры и очищающих фильтров.
Принцип действия влагоотделителя без РДВ
Для начала стоит отметить, что из компрессора в систему поступает очень горячий воздух. Чтобы добиться образования конденсата, необходимо эту температуру понизить.
Для понижения температуры в системе предусмотрен радиатор. Внутри этого устройства воздух постепенно охлаждается, за счет чего образуется влага. Принцип работы подразумевает задействование термодинамических процессов физики.
После охлаждения воздух попадает во влагоотделитель, где его встречают диски направляющего аппарата. В результате ударения воздуха о диски выделяется влага и масло, которые постепенно стекают вниз. Воздух, очищенный от лишних примесей, идет дальше, достигая пневматической системы.
В процессе движения транспортного средства и работы радиатора на дне корпуса устройства скапливается смесь из масла и воды, которую требуется удалить. Осуществляется процесс посредством открытия специального клапана сброса.
Примечательно, что устройства с радиатором дополнительно оборудую предохранительным клапаном. Он обеспечивает работу агрегата даже в том случае, если конденсат в радиаторе начнет застывать. Открытый предохранительный клапан приведет к его размораживанию и выводу из системы.
Принцип действия влагоотделителя с РДВ
Принцип работы устройства данного типа практически такой же, как и того, что описан выше. Горячий воздух проникает внутрь радиатора. В нем происходит его охлаждение и осушение. Следующий этап на пути воздушного потока – это спиральный канал, образуемый между корпусом отделителя и РДВ.
Внутри спирального канала происходит очистка воздуха от примесей масла и лишней жидкости. По окончании процедуры воздушный поток отправляется в пневмосистему. В это время конденсат с маслом скапливаются на дне корпуса, клапан открывается, и происходит выброс смеси.
У влагоотделителя с РДВ есть достоинство, заметно отличающее его от классического устройства. Главным отличием является улучшенный процесс удаления конденсата. В стандартном агрегате конденсат удаляется не до конца. Зимой остатки конденсата внутри системы способны привести к быстрому износу и поломке конструкции.
Во влагоотделителе с РДВ во время удаления конденсата проводится продувка, за счет чего удается полностью устранить всю скопившуюся жидкость. Именно поэтому подобные агрегаты считаются наиболее востребованными на рынке.
Подогрев
Еще одна классификация влагоотделителей – это способ подогрева. Выделяют следующие виды устройств:
- Электрические. В этом случае в конструкции предусмотрен нагревательный элемент, способствующий движению клапанов в процессе эксплуатации автомобиля в зимнее время.
- Механические. Подогрев осуществляется за счет энергии горячего воздуха. Дополнительно конструкторами предусмотрены незамерзающие клапаны, обеспечивающие работу устройства даже при самых низких температурах.
Оба вида способствуют слаженной работе системы, обеспечивают комфортную эксплуатацию автомобиля. Подогрев способствует продлению срока службы системы в зимний период, а также позволяет обеспечить регулярный вывод конденсата, предотвращая его застывание.
Правила эксплуатации
В процессе использования элемент практически не требует обслуживания. Однако несколько правил помогут продлить срок службы системы и отдельных элементов ее конструкции. Специалисты и владельцы автомобилей КамАЗ рекомендуют принимать во внимание следующие моменты:
- Необходимо правильно устанавливать устройство. Важно, чтобы сливной шланг был направлен вниз. Это поможет быстрому и беспрепятственному удалению конденсата из системы. Если не предусмотреть этого, довольно быстро корпус конструкции начнет покрываться ржавчиной.
- Следует позаботиться о герметичности системы. Особенно в том случае, если был установлен бывший в употреблении отделитель. Чтобы обеспечить высокую и надежную герметичность, рекомендуется обновить уплотнительные элементы. Это поможет защитить резиновые диафрагмы тормозных камер от пагубного влияния жидкости или масла.
Дополнительно советуют регулярно проводить осмотр и техническое обслуживание устройства. Главная причина, из-за которой влагоотделитель может выйти из строя, – это разгерметизация.
Возможные неисправности и их починка
В процессе эксплуатации транспортного средства нередко возникают различные неисправности в системах и конструкции в целом. Что касается влагоотделителя, то среди наиболее распространенных поломок или проблем выделяют:
- Вытекание жидкости из резервуара, что приводит к нестабильной работе автоматики. Основная причина может крыться в деформации корпуса, возникновении на нем трещин или других дефектов.
- Прекращение работы переключателя. Проблема возникает из-за износа элемента. Объясняется это тем, что переключатель всегда находится под воздействием пара.
- Отображение неверных данных на измерителе уровня влажности. Неисправность вызвана повреждением прибора.
- Нарушение теплового режима. Происходит из-за возникновения сбоев в работе автоматической системы.
- Неспособность устройства справиться с поставленной задачей. Главная причина поломки – засорившиеся фильтры.
Любая из неисправностей требует незамедлительного ремонта. Если проигнорировать проблему, безопасность эксплуатации автомобиля может быть нарушена. Зачастую за ремонтом обращаются в специализированные сервисы, однако при желании починку можно выполнить своими руками.
Проведение ремонтных работ
В случае обнаружения поломки влагоотделителя или ухудшения его работы следует незамедлительно приступить к ремонту. Для этого владельцу авто потребуется:
- Снять заднюю и переднюю панель механизма, открутив крепежные болты и другие элементы.
- Демонтировать крышку, которая находится в верхней части конструкции.
- Разобрать заднюю панель на отдельные элементы, чтобы открыть доступ к устройству.
- Открутить болты фиксации, освободив раму.
- Провести визуальный осмотр влагоотделителя, определяя наличие и степень повреждений. Отдельное внимание следует уделить компрессору и блоку управления.
- Выполнить замену вышедших из строя деталей и элементов конструкции.
- Обновить лопасти фильтра или полностью заменить фильтрующие элементы.
- Проверить состояние датчиков и обновить их, если это требуется.
После этого можно приступить к установке влагоотделителя на место.
Установка
Если влагоотделитель полностью вышел из строя, необходимо обеспечить его замену новым устройством. При желании процедуру монтажа свежего агрегата можно выполнить своими руками.
Чтобы установка устройства была качественной, потребуется предварительно подготовить следующие инструменты и материалы:
- средства индивидуальной защиты: маска и очки;
- гаечный ключ;
- отвертку;
- сварочный аппарат для подгона размера труб;
- молоток.
Для проведения процедуры владельцу авто следует:
- Поставить автомобиль на ровную поверхность, предварительно зафиксировав его положение.
- Снять кронштейн транспортного средства, используя соответствующий инструмент.
- Открутить болты фиксации, удерживающие корпус радиатора.
- Снять уплотнительные кольца и прокладку, проведя самостоятельную разгерметизацию системы.
- Прикрутить устройство к раме посредством использования крепежных болтов.
- Подсоединить трубу от компрессора к влагоотделителю.
- Проверить плотность прилегания мембраны.
- Осмотреть состояние клапанов и заменить их при необходимости.
- Проверить показатель уровня давления и степень сжатия поступающего в систему воздушного потока.
- Выполнить монтаж уплотнительных колец и фильтрующего элемента.
- Вернуть верхнюю крышку на место и зафиксировать ее болтами.
Последний шаг заключается в обратной сборке механизма. Установку оборудования можно проводить только в вертикальном положении, а также следует позаботиться о том, чтобы положение всех элементов было надежно зафиксировано и закреплено.
Проверить работоспособность механизма можно посредством включения двигателя. Если мотор работает исправно, и в процессе работы не возникают неприятные звуки, значит, ремонт был выполнен правильно. Если были обнаружены проблемы в работе устройства, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам сервисного центра.
Влагоотделитель – специальное устройство, способствующее безопасной и комфортной эксплуатации грузового автомобиля.