72 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗИЛ-130: подъем кузова, устройство, схема электрооборудования, седельный тягач, отзывы, цена

Схема электропроводки ЗИЛ 130: особенности модификации ЗИЛ 130С и специальных версий

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Самый массовый грузовой автомобиль ЗИЛ 130 продержался на заводском конвейере более 30 лет. Неприхотливый двигатель, надежное шасси и опробованная на предшественниках схема электропроводки ЗИЛ 130 позволили ему завоевать признание на рынке грузоперевозок и прочно закрепиться в статусе «народного» транспортного средства.

Политика модификаций

Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:

  1. Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С) . Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
  2. Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.

Справочно: для Заполярья выпускались автомобили из материалов, способных обеспечить работу автомобиля в условиях отрицательных температур. Что касается тропиков, то проводка ЗИЛ 130 и ряд электрических узлов имели герметичное исполнение.

Модификация ЗИЛ 130С

В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.

О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.

Тематическое видео смотрите в конце статьи.

Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:

  1. Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
  2. Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
  3. Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
  4. Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
  5. Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.

Справочно: сама аккумуляторная батарея размещалась в специальном термобоксе и обогревалась во время работы выхлопными газами двигателя. Проводка на ЗИЛ 130 изготавливалась из специальной пластичной резины, выдерживающей низкие температуры.

Специальные версии

Также грузовые модификации различались по заказчикам:

  1. Для министерства обороны (МО);
  2. Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
  3. Для гражданских предприятий.

В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:

  1. устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
  2. генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
  3. реле-регулятор напряжения РР-51;
  4. прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
  5. высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
  6. электрический стартер СТ-2;
  7. свечи зажигания СН-307.

Справочно: Особенно известен ЗИЛ 130 в качестве пожарного автомобиля. Многие из выпущенных в 80-е годы «пожарок» до сих пор несут службу в российских городах и поселках.

Выводы

ЗИЛ 130 – это автомобиль с богатейшей историей, ставший родоначальником многих современных транспортных средств специального назначения. Его конструкция оказалась удачной для построения новых модификаций, а основные узлы и электрооборудование позволяли эксплуатировать автомобиль в любых погодных условиях.

Клапан подъема кузова ЗИЛ 130: особенности эксплуатации

Несмотря на то, что вся система опрокидывания кузова самосвалов для их разгрузки достаточно проста, в ее состав входят несколько основных элементов. Так, на одном из самых популярных отечественных самосвалов для коммунальных служб ЗИЛ-ММЗ-554, в ее состав кроме основных узлов и агрегатов (как то – коробка отбора мощности, гидроцилиндр, гидравлический насос и т.д.) входит и клапан подъема кузова ЗИЛ 130, об особенностях ухода за которым и пойдет речь дальше.

Прежде всего, что собой представляет этот узел для ЗИЛ 130. Он состоит из двух частей: непосредственно гидравлического клапана и коромысла, которое управляет его открытием в нужный момент. На коромысле расположены регулировочные болты, каждый из которых отвечает за подъем на определенную высоту в одну из сторон: влево, вправо или назад. При этом высота подъема назад и в стороны – разная: 1055 и 860 мм соответственно. И при обслуживании механизма опрокидывания следует об этом помнить.

Как обслуживаются клапаны подъема кузова ЗИЛ 130

В процессе эксплуатации данный узел требует ухода и почти наверняка – замены некоторых из составляющих. Чаще всего его ремонтируют по причине необходимости замены следующих элементов:

Резинового уплотнительного кольца

Сам механизм может ремонтироваться как с демонтажем, так и без демонтажа. В первом случае кузов устанавливается на специальный упор, частично сливается жидкость из системы, отсоединяются трубопроводы, а затем только отворачиваются болты, крепящие клапан к кронштейну. Так, если нет возможности перегнать автомобиль на сервис, все эти манипуляции проделываются самостоятельно и для ремонта отвозится только сам узел, что и облегчит и удешевит процедуру замены вышедшей из строя запчасти.

Как регулировать клапан подъема кузова после установки

Установка отремонтированного клапана производится, соответственно, в обратном порядке. В самую последнюю очередь в систему доливают рабочую жидкость (гидравлическое масло), а только затем убирают упор, предварительно «прогнав» масло по системе путем кратковременного подъема и опускания кузова на установленный упор.

Регулировка производится так же при поднятом и установленном на упор кузове. При этом, если необходимо увеличить высоту подъема до указанных выше показателей, регулировочный болт следует расконтрогаить, вывернуть на необходимое число оборотов и опять закрепить контр-гайкой. Соответственно, если угол нужно уменьшить, регулировочный болт нужно ввернуть. И если все операции делать правильно и своевременно, то клапан подъема кузова ЗИЛ 130 будет служить достаточно продолжительное время.

Устройство популярного советского грузовика ЗИЛ-130 и возможные неисправности

ЗИЛ-130: подъем кузова, устройство, возможные неисправности и методы их устранения — все это есть в руководстве пользователя.

Устройство

Конструкция этого автомобиля включает в себя такие механизмы и детали, как:

  1. Электрооборудование, отвечающее за световую и звуковую сигнализацию, ближний и дальний свет и т.д.
  2. Трансмиссию, которая представляет собой ходовую часть транспортного средства.
  3. Механизм рулевого управления и пневматическая подвеска ЗИЛа.
  4. Силовой агрегат, оснащенный карбюратором, насосным элементом и жидкостной системой охлаждения.
  5. Механизм торможения независимого типа. Система представлена вспомогательным, стояночным и рабочим тормозом.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины транспорта.
  7. Пневматическая система, в которую входит компрессор, штуцер, хомут и шланги.
  8. Кабина водителя и грузовая платформа.
Читать еще:  Косилка для мотоблока Нева: Заря, роторная, сегментная, отзывы

Электрооборудование

Схема электрооборудования цветная и с описанием есть в руководстве по ремонту транспорта.

Отрицательные клеммы всех электрических приборов и устройств ЗИЛа подключены к массе автомобиля. Номинальное напряжение в цепи проводки составляет 12 В. Электросхема представлена проводами низкого напряжения ПГВА и проводами высокого напряжения ПВВ.

Перед началом выполнения работ необходимо провести проверку электропроводки на наличие обрыва в цепи.

Если обрыв произошел на проводах низкого напряжения, то можно обмотать место повреждения изоляционной лентой. Если обрыв произошел на проводах высокого напряжения, их следует заменить, т.к. они не подлежат ремонту. Для определения обрыва рекомендуется воспользоваться пробником, оборудованным контрольной лампой.

Трансмиссия включает в себя следующие элементы:

  • вал ведущего типа;
  • подшипник;
  • стопорные и уплотнительные кольца;
  • фиксирующий пружинный механизм;
  • зубчатые колеса;
  • вилка переключения скоростей;
  • втулка;
  • пробка контрольно-заливочного отверстия;
  • осевое устройство промежуточного рычага;
  • ведомый вал;
  • спидометр;
  • штифт.

Коробка передач оборудована шестернями, необходимыми для включения второй, третьей и четвертой передачи.

Сборка механизма после проведения ремонтных работ осуществляется только при отключенном силовом агрегате.

Передаточные числа механизма:

  • первая передача — 6,45;
  • вторая передача — 3,56;
  • третья передача — 1,98;
  • четвертая передача — 1,275;
  • пятая передача — 1,00.

Рулевое управление

Рулевое управление ЗИЛа состоит из:

  • насоса гидравлического усилителя;
  • бака;
  • шланга низкого давления насосного элемента;
  • рулевой колонки управления;
  • переключателя;
  • карданного вала;
  • крепежных элементов;
  • картера;
  • рейки;
  • клина, который нужен для крепления карданного вала;
  • контактного устройства;
  • трубы высокого давления;
  • сошки;
  • масляного радиатора.

Гидравлический усилитель рулевого механизма дает возможность снизить уровень нагрузки и усилия, которое прикладывается для поворота передних колес транспорта. Это устройство способствует смягчению ударов во время езды по бездорожью и позволяет сохранить контроль над управлением автомобиля, если произошел разрыв шины переднего колеса.

Кузов

Габариты и объем кузова:

  • длина — 6675 мм;
  • высота — 2400 мм;
  • объем — 5 м3 .

Допустимый угол подъема самосвальной платформы составляет 50°. Разгрузка может осуществляться назад, в правую или левую сторону. Площадь платформы составляет 8,7 м2 , а параметры — 2325-3752 мм.

Конструкция кузовной части транспортного средства включает в себя:

  • борта;
  • крепежные элементы;
  • основание;
  • шпингалеты;
  • натяжные петли;
  • продольный брус;
  • раму;
  • хомут;
  • брызговик;
  • кронштейн и болт кронштейна;
  • вспомогательный брусок.

Общее количество бортов — 6. Основание конструкции выполнено из прочного металла, есть возможность установки тента. Настил на основании выполнен из дерева, а борта представлены в виде профилированных панелей, которые изготовлены из листовой стали.

Технические характеристики

Технические характеристики и показатели этой модификации ЗИЛа:

Ширина — 2500 мм

Высота — 2400 мм

По задним колесам — 1790 мм

Этот автомобиль весит 4 300 кг.

Рама состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения. Номер рамы находится перед задней правой рессорой.

Модификации

Существует несколько модификаций этого транспортного средства. Например, модель 130А — тягач бортового типа, оборудованный гидравлическим усилителем руля, тягово-сцепным механизмом, пневматическими выводами и комбинированным тормозным краном.

Модификация 130Г — это самосвал с удлиненной платформой и двухсекционными боковыми бортами.

Модель 130В — это транспорт с укороченной колесной базой, как и модель 130ВТ, которая оснащена удлиненным задним мостом.

130Д — это шасси, которое устанавливается на строительные самосвалы с укороченной колесной базой, а модель 130Б подходит для сельскохозяйственной техники, колесная база которой не превышает 3800 мм.

До 1977 г. выпускалась модель 130-66 с грузоподъемностью 5000 кг, на ее смену пришла модификация 130-76, у которой грузоподъемность была увеличена до 6 000 кг.

Руководство по эксплуатации и ремонту

Инструкция по эксплуатации включает в себя такие разделы, как:

  1. Предупреждения и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.
  2. Обкатка нового автомобиля.
  3. Основные органы управления и контрольно-измерительные приборы.
  4. Конструкция основных узлов.
  5. Электрооборудование.
  6. Возможные неисправности и методы их устранения.
  7. Рекомендации по ремонту и техобслуживанию.
  8. Правила хранения и транспортировки.

В руководстве по ремонту ЗИЛа-130 приведен порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы выставить зажигание, отрегулировать клапаны, подключить стартер, заменить масляную жидкость и шкворни, разобрать силовой агрегат и т.д.

Как выставить зажигание

Данная процедура проводится только после капитального ремонта двигателя и замены деталей поршневой группы.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛ-130 своими руками, необходимо:

  1. Выкрутить свечу первого цилиндрического механизма.
  2. Аккуратно провернуть коленчатый вал до того момента, когда поршневая часть войдет в верхнюю мертвую точку.
  3. Установить привод распределителя в соответствии с контактной схемой зажигания.
  4. Опустить датчик импульсов в отверстие блока цилиндров.
  5. Закрепить привод системы зажигания крепежными элементами.
  6. Подключить провода цилиндров в порядке их работы: 1-5-4-2-6-3-7-8.
  7. Подключить центральный провод к катушке.
  8. Проверить исправность механизма зажигания.

Регулировка клапанов

Для того чтобы отрегулировать зазоры между клапанами, необходимо подготовить специальные щупы. Промежуток между элементами не должен превышать 0,3 мм.

Необходимые параметры во время регулировки клапанов нужно выставлять при помощи регулировочного винта и контргайки. Следует перевести коленчатый вал силового агрегата в положение высшей мертвой точки и отрегулировать клапаны впускного типа под номерами 1, 3 и 7. После этого коленвал необходимо провернуть на 1 оборот по часовой стрелке и отрегулировать элементы под номерами 2, 4, 5 и 6.

После того как будут отрегулированы детали и выставлен требуемый зазор, можно завести двигатель и проверить работоспособность всей системы и количество оборотов мотора на холостом ходу.

Почему стреляет глушитель, и что делать

Причинами того, что глушитель стреляет в карбюратор, могут стать: неисправность механизмов топливной системы, сбой фазы, которая находится в газораспределительном устройстве, нарушение зазора клапанов, образование нагара на тарелке выпускного клапана, сбои в работе выпускного клапана и системы зажигания.

Когда стреляет глушитель, необходимо провести внешний осмотр системы выпуска отработанных газов на наличие повреждений, а также надежность креплений. Нарушение герметичности тоже может стать причиной данной неисправности. Рекомендуется отрегулировать зазоры клапанов и осмотреть компрессию блока цилиндров силового агрегата на наличие дефектов. В некоторых случаях может потребоваться разборка рулевого механизма и замена его элементов.

Читать еще:  Фрикционное кольцо для снегоуборщика — причины износа, замена

Как подключить стартер и генератор

Для подключения генератора и стартера ЗИЛ необходимо установить транспортное средство на смотровую яму или платформу, на которой проводятся ремонтные работы.

После этого нужно зафиксировать реле и подвести кабель к электронному стартеру и генератору. Затем с плоской клеммы снять провод красного цвета, а на его место поставить проводку от транспортного средства. Провод с наконечником 8 мм подсоединить к положительной клемме стартерного механизма и генераторной установки.

Второй вывод стартера нужно установить на втягивающую катушку, а третий соединить с клеммами дополнительного сопротивления.

Затем подключенные провода подводятся к массе автомобиля. После этих действий рекомендуется завести двигатель и проверить правильность подключения механизмов.

Замена масла в моторе и коробке

Для того чтобы заменить масло, нужно:

  1. Провернуть механизм рулевого управления в левую сторону до упора.
  2. Снять крышку сливного отверстия.
  3. Слить старую масляную жидкость.
  4. Демонтировать шайбу и промыть ее.
  5. Убрать уплотнительные кольца сливного отверстия и очистить их поверхность от скопившейся грязи.
  6. Демонтировать сетки фильтрующих элементов и очистить их.
  7. При помощи воронки залить в масляный бак новую жидкость и слить ее через специальное отверстие, проворачивая рулевое устройство до упора.
  8. Еще раз залить масло и закрутить крышку.
  9. Запустить двигатель в режиме холостого хода и долить еще масла.
  10. Когда прекратится выход воздушных пузырей из системы, закончить заливку жидкости.
  11. Установить крышку вместе с уплотнительной прокладкой, шпильку, шайбу. Зафиксировать все при помощи крепежей.

Замена шкворней

Для того чтобы заменить шкворни, нужно отвернуть крепежные элементы и снять защитную крышку механизма. После этого следует отвернуть гайки и убрать шайбы. Когда все защитные элементы будут убраны, можно выбивать стопорные штифты шкворней.

При помощи специальной выколотки, оборудованной сменными головками, нужно выбить шкворень в нижнюю часть поворотного кулака, который после этого можно демонтировать. Упорный подшипник и уплотнительные кольца тоже следует убрать. Затем поворотный кулак зажимается в тиски, и выбиваются обе втулки шкворня.

Рекомендуется очистить то место, на которое будут установлены новые механизмы, смазать резиновые уплотнительные кольца и установить новые шкворни.

Разборка двигателя

Первый этап — это снятие двигателя. Для этого потребуется освободить стропы и демонтировать подвесной механизм. После чего можно отсоединить провода высокого напряжения от блока цилиндров и убрать крышку распределительного устройства.

Затем отворачивают крепежные гайки, снимают трубку распределительного устройства, щиток и электрический стартер мотора.

После этого снимают крепежные гайки вентилятора, убирают сам вентилятор и его шкив. Демонтируют ремни и приводы насосных элементов гидравлического усилителя. Отсоединяют трубки, которые расположены на топливном насосе, вместе с фильтрующим элементом.

Демонтируют водяной насос, крышку распределительных шестерней, убирают пружины и контргайку.

Разобранный двигатель должен быть надежно зафиксирован на специальном стенде.

Другие неисправности и ремонт

Ремонт тормозной системы ЗИЛа-130 предполагает замену неисправных клапанов, регулировку устройства, отвечающего за уровень давления в системе. При пробуксовке автомобиля необходимо заменить все износившиеся элементы, устранить негерметичность и продуть систему.

Ремонт ГУРа ЗИЛа-130 может потребоваться при наличии неисправностей системы питания ЗИЛа, а также при затрудненном вращении колеса, заклинивании подшипников, сбое в работе рулевых тяг, увеличенном зазоре между деталями системы, утечке рабочей жидкости, и если транспорт буксует. В некоторых случаях будет достаточно сделать замену сальника ГУРа ЗИЛа-130 и настройку зазора между клапанами, а в иногда приходится полностью менять гидроусилитель руля ЗИЛа.

Тюнинг

Тюнинг ЗИЛа-130 своими руками предполагает доработку основных узлов, переделку салона автомобиля для повышения уровня комфорта водителя, установку дизеля вместо бензинового двигателя, монтаж задней пневматической подвески.

Тюнинг кабины ЗИЛ — это установка новой системы освещения и подрессоренного сиденья, которое можно отрегулировать по высоте, замена старого рулевого механизма и т.д.

У тюнингованных моделей установлена усиленная опорная рама и более мощный мотор.

Отзывы владельцев и цены

Средняя стоимость этой модели ЗИЛа — 500 000 руб.

Олег, 35 лет, Липецк: «Проработал на этом ЗИЛе почти 3 года. У транспорта быстро греется бензонасос. Если разберем все плюсы и минусы этой техники, то получается хорошее соотношение цена-качество».

Георгий, 37 лет, Иркутск: «Покупал б/у модель в 2012 г. Транспорт нуждался в восстановлении системы охлаждения и замене трамблера. После этих ремонтных работ техника работает без сбоев уже 6 лет».

ЗиЛ-130 – более полувека на службе

Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.

Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.

История создания

Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.

Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.

К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.

В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.

Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.

Читать еще:  Снегоуборщик калибр: бензиновый, электрический, снуб (отзывы, цена)

Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.

С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.

Описание конструкции

Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).

Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.

Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.

Двигатель

Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.

Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.

Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.

Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.

Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).

Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.

Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.

С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.

Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.

Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.

Гидравлика

Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.

Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.

Рулевое управление

Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.

Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.

Электрическая система

Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).

Аккумулятор установлен в нише под кабиной.

Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.

Тормозная система

Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.

Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.

На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.

В системе стали применяться четыре ресивера.

Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.

Кузов и кабина

Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.

На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).

На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:

  • Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
  • Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.

Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: